Другой город
Челябинск
Суббота 23 сентября, 2017 18:00 +7°
Новости в Челябинске
13.11.2016 11:10

Бойтесь поддельных полисов ОСАГО!

Бойтесь поддельных полисов ОСАГО!

Решение о приобретении полиса ОСАГО в Челябинской области подчас ставит водителей в тупик: какая страховая компания надёжна? Где условия лояльней? Где меньше очереди? Где не обманут, продав поддельный полис? Продадут ли его вообще? Выплатят ли всю сумму при возникновении страхового случая? И ещё с десяток вопросов, которые нужно решить.

Рейтинг: 1 5.0/5.0

10 ноября в Челябинск прошёл круглый стол «ОСАГО в Челябинске: от проблем к решению», в ходе которого была представлена свежая статистика (число заключенных договоров, число оформленных электронных полисов), итоги опроса «Ромир» от ноября 2016 года, а также данные аналитического центра НАФИ о структуре рынка «автоюристов» в Челябинске.

Как стало известно, число ДТП, оформленных по Европротоколу (ЕП), выросло: за десять месяцев года этот показатель составляет 7 691, за аналогичный период 2015 года - 4 589. В России за тот же период по ЕП было оформлено 372 207 аварий, в прошлом году, тот же период - 190 843.

А вот продажи полисов ОСАГО в Челябинской области за десять месяцев этого года снизились. На сегодня продано 680 тысяч полисов. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года, эта цифра составляла 697 тысяч. То есть падение продаж за год составило около 2-2,5%.

В то же время стало расти количество электронных полисов ОСАГО: с начала года в области продано 2088 штук. В пилотном режиме уже запущена система «Единый агент РСА». Теперь полис ОСАГО одной компании можно оформить в офисе другой. Почти шесть тысяч южноуральцев уже воспользовались этим правом.

«Мы связываем падение продаж полисов в том числе и с падением продаж автомобилей, - заявил директор Челябинской дирекции Уральского окружного филиала страховой компании «Согласие» Тимур Жаппаспаев. - Есть прогноз, что в 2016 году будет продано на 45% меньше автомобилей, чем в 2014 году. Кто-то обходится вообще без полиса, считая его слишком дорогой покупкой и предпочитая ездить без страховки. Стоимость полиса ОСАГО выросла вдвое, а социально-экономическая ситуация в стране ухудшилась».

Челябинская область – токсичный регион

По словам Тимура Сиелкановича, часть владельцев берёт поддельные документы: одни - намеренно, чтобы сэкономить, а другие становятся жертвой мошенников. Наряду с Краснодарским краем и Ростовской областью Челябинская область – токсичный регион: криминальных автоюристов стало слишком много.

Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, до 80% автоюристов Челябинска используют криминальные схемы: отправляют неполные пакеты документов, фальсифицируют страховые случаи, совершают подлоги документов, вводят в заблуждение автовладельцев и т.п. Еще 10% рынка - это специалисты, действительно помогающие разрешать споры между страховщиками и автовладельцами. Как правило, они представляют интересы страхователя по доверенности. Остальные 10% злоупотребляют несовершенным законодательством, но в целом действуют в рамках правового поля.

«Только за прошлый год автоюристы вывели с рынка ОСАГО, по разным оценкам, от 10 до 18 миллиардов рублей. Если говорить о Челябинской области, то это 178 млн рублей за 2015 год, - привёл данные Жаппаспаев. - Это те деньги, которые могли бы получить пострадавшие в ДТП, но которые ушли в итоге автоюристам. По разным прогнозам, если ситуация не изменится, то за 2016 год автоюристам страны удастся вывести с рынка ОСАГО от 13 до 15 млрд рублей».

Автовладельцам стоит быть осторожнее и внимательнее. И помнить о четырёх схемах, которые используют в своей работе криминальные автоюристы.

1. Оперативная. Узнать по своим каналам (от сотрудников полиции, например) о факте ДТП, приехать на место аварии и потрясти перед носом у шокированного пострадавшего несколькими купюрами: «Мы вам – такую-то сумму наличными, вы нам – право требования от страховой компании». После чего отсудить у страховщика сумму в несколько раз больше той, что получил пострадавший, и забрать ее себе. В таком случае, они получают до 70% от реальной суммы ущерба.

2.«Проси больше – дадут меньше». То есть завышение размера ущерба, когда не только стоимость услуг оценки закладывается в сумму ущерба. Заказать у «карманного» эксперта оценку ущерба поврежденного авто и получить сумму, которой хватило бы на ремонт небольшого поддержанного «Боинга».

3. «Авария-призрак»: это когда фальсифицируют сами страховые случаи, «химичат» с документами.

4. «Автоюристы» высылают страховщикам требование о возмещении убытка «Почтой России». Со «слегка» неполным пакетом документов. С пустыми страницами, без приложения документов, благодаря которым компания и может составить картину происшествия, чтобы выплатить компенсацию. А согласно описи, на которой «Почта России» ставит отметку, все документы наличествуют! Страховщик присылает ответ: товарищи, так не получится, пришлите полный пакет. Тогда «автоюрист» снова шлет ему пакет документов, и снова неполный, и снова – с почтовой отметкой. А потом идет в суд и требует возмещения, предъявляя эти самые отметки – и судьи принимают решение в его пользу.

Поддельные полисы ОСАГО – острая проблема.

По данным Управления ГИБДД по Челябинской области, с начала года в Челябинской области выявлено 608 поддельных полисов ОСАГО. Всего по статье 12.37 КоАП РФ (несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств) было выявлено порядка 71 тысячи водителей с начала года. Из них 16 025 с просроченными страховыми полисами или не вписаны в них, а 55 353 - вообще без страховки.

Поддельные полисы появляются на рынке в основном двумя путями. Полисы, отпечатанные не на бланках ФГУП «ГОЗНАК», печатаются на поддельных бланках, ввозимых контрабандным способом из Китая, Молдовы, Украины. Они довольно качественно выполнены, имеют степени защиты, водяные знаки и пр. Визуально их довольно непросто отличить от настоящих.

Но поддельные полисы могут быть отпечатаны и на бланках ФГУП «ГОЗНАК»: когда та или иная страховая компания прекращает деятельность, на рынке могут оставаться выданные ей бланки полисов ОСАГО, которыми затем могут торговать недобросовестные агенты. Если компания заявляет в правоохранительные органы, что ее бланки были украдены, то по возникшему впоследствии страховому случаю она не обязана возмещать ущерб. Если же бланки были просто утрачены, то страховщик должен будет возместить ущерб.

Отличить настоящий полис от поддельного можно по качеству бумаги. У ГОСЗНАКА она напоминает денежную купюру, такая же шершавая. Во-вторых, номер полиса, который наносится справа сверху, словно вдавлен в бумагу, его можно прощупать пальцами. В-третьих, это металлические ленты, на которых написано «полис ОСАГО». И, наконец, на просвет видны водяные знаки. Это фразы «РСА автомобиль». В поддельных полисах эта фраза читается словно в зеркальном отражении, то есть неправильным образом.

И последнее: если на заборе написано, что полис ОСАГО можно купить за тысячу рублей, не верьте. Тарифы устанавливаются государством; цены у страховых компаний могут варьироваться, но незначительно – в рамках тарифного коридора, – базовая же ставка неизменна. Не бывает «акций» и «распродаж», в ходе которых настоящий полис стоил бы 1-1,5 тысячи рублей. Проверить подлинность полиса можно на сайте РСА.

Своим экспертным мнением поделился с корреспондентом Lentachel.ru водитель со стажем Виталий Орехов:

- Неудивительно, что из-за сложности процесса получения легального страхового полиса ОСАГО автомобилисты предпочитают ездить либо совсем без страховки, полагаясь на свой безопасный уровень вождения, либо намеренно покупать поддельные полисы «с Газели» в среднем по цене 1000-1200 рублей за «бумажку», даже если продавец уверяет, что полис будет в базе полисов РСА.

Переход с выплат деньгами на руки на отправку автомобиля на ремонт в сервисах – предложение, которое очень удобно владельцам наиболее распространённых на дорогах России машин. А как же быть тем, чьи автомобили сервисы просто не берутся ремонтировать из-за сложности ремонта, редкости запчастей или отсутствия их в наличии на территории России? Тоже момент спорный. Остаётся надеяться, что для таких случаев будут разработаны отдельные механизмы решения проблем.

Что касается повышения тарифов и количества автоюристов, мы наблюдаем замкнутый круг. Страховые компании повышают тарифы и снижают выплаты –> водители либо склоняются к покупке фальшивого полиса (рост теневого спроса), либо обращаются к автоюристам –> автоюристы отсуживают у страховых компаний в разы большие суммы, чем нужно для ремонта, присваивая 70% отсуженных денег –> страховые компании несут убытки и заявляют о неприбыльности страхового бизнеса и требуют повышения тарифов –> …

Однако позитивно на безопасности на дорогах скажется изменение, касающееся перехода с учёта «лошадок» на безаварийность вождения и отсутствие нарушений. Единственное, что стоит при этом учитывать страховым компаниям – произошло ДТП по вине страхующегося или нет, и не повышать коэффициент в последнем случае.

Для справки:

Отметим, есть два вида страховки: ОСАГО и КАСКО, самое распространённое ОСАГО, так как оно дешевле на порядок. Обязательное Страхование Авто Гражданской Ответственности – это полис, благодаря которому происходит следующее. В случае ДТП вызываются сотрудники ДПС, выясняется, в какой компании страховался виновник, пострадавший едет в эту компанию, сообщает о произошедшем, проводится экспертиза по оценке ущерба, и определённая сумма выплачивается компанией.

ОСАГО нужно для того, чтобы обезопасить водителя – если случайно ударить какой-нибудь Land Cruiser, ремонт будет стоить 400-500 тысяч. Случиться может всякое, поэтому лучше не жадничать на полис ОСАГО 10-15 тысяч сегодня, чтобы не ломать голову, где бы достать 500 лишних тысяч, завтра.

Среди водителей бытует мнение, что КАСКО лучше (т.к. деньги выплатят, даже если на твою машину упадёт сосулька), но оно дороже. Для сравнения: на новый Хёндай Солярис ОСАГО стоит около 15-20 тысяч, КАСКО – 78 тысяч за год.

Ева Полякова

764
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления