Анатолий Гостев. Человек Первого сентября
+11°
Сообщить новость
07.09.2009 06:44

Анатолий Гостев. Человек Первого сентября

Как знать, простое ли это совпадение, или мистическое предначертание судьбы? Анатолий Гостев, известный учёный, директор лучшего в Челябинске лицея №11, родился именно первого сентября. Лучше не придумаешь для человека, выбравшего своим призванием учительство.

Рейтинг:
Рубрика: Образование
Анатолий Гостев. Человек Первого сентября

Первая учительница

- Я родился в 1942 году, по дороге в Челябинск, куда была эвакуирована наша семья из Ленинградской области, - рассказывает Анатолий Германович, - Из Челябинска нас направили в Златоуст. Поэтому в документах местом рождения записали город Златоуст. Так сложилось, что моя мама ушла из жизни очень рано, когда мне не было и пяти лет. Жили мы плохо, а с её уходом стало ещё хуже. Учиться я пошел в школу № 5. Был она такая небольшая, барачного типа. Печку топили дровами. Вот придёшь утром - дрова трещат, тепло… Очень благодарен я своей первой учительнице Нине Ивановне Антоновой. Она, конечно, сейчас ушла в мир иной. Но какая это была учительница!..

Анатолий Германович замолкает на время, справляясь с нахлынувшими воспоминаниями. - Она знала все семейные проблемы своих учеников. Всегда гладила малышей по голове и говорила что-то доброе, то конфетку, то пирожок давала. Это чувствовалось остро, поскольку дома-то материнского тепла не было. Вот таким вниманием окружила всю начальную школу. Она была для меня идеалом, жизненным примером. Так определился мой путь в профессию. Я с детства решил стать учителем. По окончании школы отправился из Златоуста в областной центр поступать в пединститут на физико-математический факультет. Сдал вступительные экзамены, но в итоговой ведомости была одна «тройка». Это автоматически исключало возможность получать стипендию до первой сессии.

- Поступить-то я поступил в ВУЗ, а жить было не на что, - рассказывает Анатолий Германович. - Забрал свои документы, вернулся в Златоуст, где меня приняли в педагогическое училище. Закончил его и стал учителем начальных классов. Три месяца проработал – забрали в армию.

Анатолий Гостев был готов к любым зигзагам судьбы. Ведь жить легче, когда знаешь о своём предназначении. Служить в армии полный срок не пришлось. Через полгода Гостева комиссовали по состоянию здоровья. Пришёл в школу к своим же первоклашкам. То-то было у ребят радости! Своё экономическое положение в ту пору Анатолий Германович характеризует просто: «Штанов не было». Так и ходил учитель в армейской форме. Но работал радостно, с горячим желанием. И снова сдал экзамены на физмат.

В Челябинск

 Чтобы к новому учебному году что-то заработать и как-то прокормиться, поехал Анатолий работать старшим вожатым в пионерский лагерь «Чёрная речка» от Златоустовского завода имени Ленина. Первый костюм, важнейшую вещь для учителя, приобрёл на вожатскую зарплату. В том же пионерском лагере проходила практику студентка филологического факультета Людмила Скобликова, сестра знаменитой чемпионки Лидии Скобликовой. - Вы почему не уезжаете в Челябинск насовсем? - приставала она с вопросами к Гостеву.

- Получилось так, что она помогла мне перебраться в областной центр, - рассказывает Анатолий Германович, - стал работать в школе №40 старшим вожатым и учителем математики. Всегда в самой гуще детей. И на уроках, и после уроков. В те времена там было печное отопление. Улицы Доватора, Худякова были непроходимы. Грязь, лужи. Специально купил калоши, чтобы форсировать водные препятствия перед школой.

Карьера и ... побег

Когда открывалась школа-новостройка №80 на улице Елькина, перспективному учителю математики предложили место. Гостев согласился и не заметил, как ушёл с головой в бесконечные учительские заботы: интересно начинать школу с нуля, закладывать традиции. Неожиданно обозначился в судьбе Анатолия Гостева карьерный рост. Пригласили работать завучем в 56-ю школу. Полгода проработал, назначили уже директором 43-й школы. К карьере, по признанию самого Анатолия Германовича, специально не стремился. Просто всегда справлялся со своими обязанностями, при этом не боялся, что называется, тащить воз общественной нагрузки. То, что через семь лет пригласили на должность заведующего отделом народного образования Советского района, воспринял как логичное следствие своего опыта работы, достигнутого личностного и профессионального уровня. 15 лет успешно руководил РОНО, этой махиной, состоящей из сложнейшей системы школ и дошкольных учреждений, из социальных проблем всех уровней. Но в конце восьмидесятых обострённо, почти болезненно ощутил Анатолий Гостев: машина народного образования выдыхается, норовит покатиться в тупик.

- Когда началась эта перестройка, - признаётся Анатолий Германович, - мне так хотелось всем вышестоящим начальникам показать, что, только создав все условия детям для обучения, мы убережём их от негативных поступков. Как заведующий РОНО, я был во всех комиссиях по делам несовершеннолетних. Скольких ребят приводили на эту комиссию «разбирать», ставили вопросы о поведении, об успеваемости. Будто повсеместно повымерли педагоги и просто умные взрослые. Что сделаешь, если у того или иного мальчишки определённый «потолок»? Ведь не все у нас Архимеды. Это первое. А, во-вторых, может, он в классе хотел себя как-то проявить? Если в академических предметах он не может отличиться, то среди одноклассников ему хочется в чём-то другом лидировать. Детям нужно, чтобы на них обращали внимание. С этими мыслями Гостев замыслил свой побег… к детям, директорствовать школой №11.

Одиннадцатый - значит первый

Школа №11 была загружена наполовину, детей в микрорайоне проживало мало. И здание тоже было не в лучшем состоянии - требовался капитальный ремонт. В воздухе перестроечной поры витали осколки идей и неясных предчувствий будущих перемен. Гостев одним из первых в стране стал осмысливать концепцию лицейского обучения. Он разработал проект экспериментальной школы, для того, чтобы посмотреть год-два: во что это всё выльется? Написал программу, сделал учебный план и поехал согласовывать в министерство. Местные власти, пока шла перестройка, соглашались на всё инновационное. Сегодня, наверное, невозможно повторить путь Гостева – создать практически с нуля школу с именем, блестящей репутацией в стране.

- В советское время не было никаких лицеев, гимназий, – говорит Анатолий Германович, - Почему? Не были востребованы временем. Педагогика, как наука, выполняет задачи общества. На новом историческом витке изменились потребности социума. Стали искать типологии соответствующих учебных заведений, которые могли бы развить личность каждого ребёнка, постараться сделать ребёнка нужным, уверенным в себе.

Жаль, конечно, что педагоги и психологи не разработали до сих пор точного инструментария для определения у детей в раннем возрасте какой-то одарённости, какого-то увлечения. Этот аспект педагогики Анатолий Гостев изучал всегда. Он уверен, что необходимо ребёнка вовлекать в разнообразные виды деятельности как можно раньше. Тогда путём наблюдения со стороны родителей и учителей начальных классов появится возможность увидеть, как проявляются склонности и интересы маленькой личности. Дальше можно работать индивидуально.

Теперь, оглядывая современное, ухоженное здание лицея № 11, вспоминая его путь, невольно задаёшься вопросом: как удалось это всё задуманное осуществить? - В годы перестройки это было возможно, - признаёт Анатолий Германович, - на сегодняшний день уже не получилось бы. Во-первых, деньги. Где взять средства для фонда оплаты труда, на эксперимент? Нужен временный научный коллектив, который бы отслеживал программу и выстраивал траекторию развития школы. Во- вторых, нужно время на создание научного коллектива, а главное, на осмысление результатов работы. Я выстраивал программы и ждал, приживутся они или нет. К счастью, многое получилось.

Кадры на перековку

- Вы успешный директор. Лицей № 11 - одно из лучших учебных заведений в городе. А неудачи у вас были?

 - Да, конечно. Особенно в первые годы создания лицея. Сложно было перестроить учителя для иной формы работы с учеником. Учитель – это вообще краеугольный камень нашего образования. Хоть и помогали психологи, научно-исследовательские объединения, лучшие педагоги. Организовывал работу по обучению учителей, потому что одному сложно всё охватить, нужна толковая команда. И как-то спокойней стало в коллективе, когда человек пять-шесть ушли, которые привыкли работать по старинке, старыми методами, отжившими подходами к ученику. Знаете, кто-то объясняет на уроке, а кто-то муштрует, склонен вообще к диктату. А я говорил постоянно, на каждом педсовете, на каждой конференции: «Надо дать возможность ребёнку поверить в себя. И особенно в начальной школе. Чтобы ребёнок знал ценность своего «Я». Образно говоря, «Я» – это мир. И у каждого он красивый, интересный. Есть ребята, которые успевают в академических дисциплинах. А другие - в спорте. Года три тому назад одна яркая девочка окончила наш лицей. Ей тяжело давались математические циклы, но на сцене она была королевой. Её любили, её ценили, и она постоянно выступала, совершенствовалась, становилась как личность. Поэтому в любом виде деятельности, когда ребёнок о себе заявит, ему комфортно быть в коллективе, и он интересен всем и чувствует себя нужным.

Когда Анатолий Гостев начинает говорить об учениках, он воодушевляется. Похоже, это самая интересная тема для него. Каждое утро в 7-45 директор встречает детей на пороге лицея.

- Вижу, у кого какое настроение. Ведь по внешнему виду ребенка можно судить о его физическом, эмоциональном состоянии, видны домашние проблемы. Помогают мне встречать детей учителя. А однажды я не пришёл, был вызван с утра в администрацию. На другой день подходит второклассник Миша, подаёт мне руку, говорит: «Здравствуйте, Анатолий Германович, а вы вчера на работу опоздали!». Вот, каждый шаг отслеживают, а ещё подражают в одежде. К внуку как-то подошел прятель: «Спроси у своего дедушки, где он такой галстук покупал?». Это и есть высший пилотаж педагогики.

Доктора наук в школе не работают?

С этим расхожим заблуждением в лицее № 11 решительно не согласны. Ведь сам директор школы - доктор наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук. Где бы ни приходилось Анатолию Германовичу представлять лицей, всегда одно и то же: «В школе работаете? А почему не идёте в ВУЗ?». Недавно на конкурсе «Лидеры образования России» снова все удивлялись: и чего он студентов не учит? Гостев отмахивается: «Вы знаете, и один ВУЗ зовёт заведовать кафедрой, и другой. Это не моё». - Защита у меня прошла на базе материалов нашего лицея, -рассказывает Анатолий Гостев, - наработано у нас на практике очень много. Уже давно веду школу молодого исследователя, куда ходят заниматься от 11 до 13 учителей. Это позволяет готовить одного-двух кандидатов за полтора года, выводить на защиту. Вот в декабре прошлого года ещё один учитель получил степень кандидата наук под моим руководством. В июне Елена Владимировна Киприянова защитила докторскую. В этих лицейских стенах выращено своих кровных семь кандидатов и один доктор наук. Ещё два учителя изъявили желание пойти соискателями в заочную аспирантуру. Нарастает научный потенциал, хоть открывай академию. Когда учитель имеет знания о том, как определить проекцию своего исследования, сформулировать гипотезу, отыскать какую-то новизну – это очень плодотворно для всего общего дела.

Учителя-исследователи с ребятами на уроках пробуют новые технологии, приёмы, и ребята это чувствуют. Не случайно в лицее каждый год пополняется количество учеников, которые занимаются в «Научном обществе учащихся». Даже пришлось открыть лицейский филиал городского НОУ, поскольку юных исследователей уже полтысячи человек.

Шаг в будущее

В лицее сложился уникальный коллектив учителей, которые вовлекают учеников не только в предметные олимпиады. Небывалую популярность приобрела техническая олимпиада «Шаг в будущее». Можно сказать, что вокруг неё образовалось целое движение, горячо поддерживаемое родителями учеников. Неудивительно, что команда лицея постоянно выходит на общероссийский уровень соревнований. - А в прошлом году был вообще фейерверк, - делится впечатлениями Анатолий Гостев, - Мы идём в составе городской команды. Но там нам выкраивают одно-два места. Я обратился к председателю оргкомитета олимпиады «Шаг в будущее», и нам дали право напрямую участвовать на федеральном уровне. Мы представили 16 работ. После первого тура у нас осталось 12. Эти ребята прошли в финал, который проходил в стенах знаменитой Бауманки (МВТУ имени Баумана) и привезли большой кубок за большие успехи.

Министр образования Фурсенко сказал: «Первый раз за всё время бытия олимпиады мы кубок вручаем учебному заведению, не региону, а одной школе. Челябинск, лицей №11 покорил всю Россию». И процесс покорения продолжается. Уже с начальных классов.

Еще лет восемь назад в Москве третьеклассники лицея занимали призовые места. С прошлого года стали соревноваться по регионам. На сбор под Екатеринбургом поехали шесть юных лицеистов - два третьеклассника, три ученика из четвёртого класса и один даже из второго. Вот он-то и прошёл в следующий тур с проектом «Использование бытовых отходов для получения энергии». Три лицеиста прошли на общероссийский уровень. Уже в Сочи взяли первое и второе места.

Наше образование

- И всё-таки, Анатолий Германович, успешный учебных заведений у нас не так много. Что-то не работает?

 - Это зависит от руководителя. Если человек привык идти по протоптанной тропе, не привносить живой интерес к ученику, конечно, школа будет стоять на месте. Всё упирается, на мой взгляд, в директорский корпус. Именно его и надо реформировать. Тогда не будет затюканных, неинтересных учителей. Ребятам будет хорошо.

- Тогда какой он правильный директор?

 - Во-первых, он должен любить детей, тогда будет стараться сделать весь школьный уклад, как для своего ребёнка. Создание материальной базы, комфортности – это директорская задача. Выращивать своих учителей, чтобы результаты были – это директорская обязанность. Безусловно, должна быть компетентность руководителя. Знание своего предмета, чтобы можно было увлекать этим всех. Взять, к примеру, Сашу Попова (директор лицея №31 - авт.). Математик от бога. Дальше только совершенствовать наработанное, непрерывно, бесконечно. Останавливаться на достигнутом уровне директорам противопоказано.

- Роль учителя всё же нельзя сбрасывать со счетов, когда определяется качество школы?

 - Разумеется. Сейчас уже не охотимся за талантливыми учителями. У нас вакансий не бывает. А когда создавал школу – охотился. Какие-то «пряники» находил. Шёл навстречу. Помогал решать семейные проблемы и сейчас продолжаю. Тогда директор и сам может попросить и потребовать с учителей.

- За годы работы в образовании у вас на глазах сменилось не одно поколение учеников. Тип ученика изменился?

 - Ученик сегодня очень повзрослел. И у родителей интерес к получению детьми образования сегодня тоже возрастает. Смотрите, сколько разных подготовительных к школе учреждений есть - и в детском саду, и в самих школах, и в клубах. Многие к нам стали ходить заниматься в воскресную школу. Лепка, рисунок, танцы. Возят родители сюда даже четырёхлетних ребятишек.

- Первого сентября Вы под звук школьного звонка принимаете поздравления с двойным праздником?

 - Как всегда!

516

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей