Записки с выставки
+5°
Сообщить новость
21.09.2009 10:12

Записки с выставки

В логистике на Южном Урале отстали от соседей.

Рейтинг:
Записки с выставки

Обо всём что, плавает, катится, летит и… хранится Для постороннего человека на форуме "Транспорт большого города" не всё понятно. Из очевидного - только техника. Экскаваторы, погрузчики, грузовые автомобили, цепные лебёдки. Можно даже полюбоваться на макеты подъёмных кранов. Но не это составляет суть главного действа. Понемногу замечаешь: то там, то здесь ведутся переговоры о мудрёных и абстрактных вещах, наподобие «комплексного управления автопарком», или о «кластерах» и «хабах». Интересующиеся и просто зрители толпятся в основном вокруг столов с документами и таблицами. Вот и таможня с чем-то пожаловала, открыла свой раздел. Значит, есть чем похвастать на международном форуме.

И всюду сводки, выкладки, графики – сплошная китайская грамота. Поскольку речь идёт о логистике - явлении, толком не осознанном, но уже проникшем в разнонаправленные сферы нашей жизни. Это очень похоже на китайскую же еду, изготовляемую из всего, что может летать, бегать, плавать и ползать. Оказывается, так и материальные ценности - плывут, летят, катятся по стране, или правильно хранятся, чтобы снова отправиться в путь.

Общее настроение

Стоит окунуться в среду специалистов какой-нибудь отрасли нашего хозяйства, как начинаешь думать, что именно здесь, в этом секторе экономики, кроются главные причины наших общих успехов или несчастий. Такова тональность диалогов. Специалисты по логистике, представители компаний и руководители старшего звена, преподаватели вузов, сегодня говорят не только о бесспорных достижениях, серьёзных наработках.

Мысль об упущенных возможностях в развитии логистики на Южном Урале стала лейтмотивом многих выступлений. С этого, собственно, и начался форум. Организаторы выставки уже в программе мероприятий точно сформулировали ситуацию: «Многие промышленные предприятия всерьёз занимаются организацией рационального движения материалов, сырья и готовой продукции. Однако до сих пор ощущается нехватка прогрессивных технологий организации перевозок, подъёмно-транспортного и складского оборудования, современных вариантов решения по доставке и экспедированию грузов». Так можно сказать о ситуации по всей стране. Но это, в первую очередь, касается Южного Урала, которому сам Бог велел лежать на перекрёстке мировых дорог и быть большим транспортным центром. Увы, бывший некогда Великий шёлковый путь остаётся теперь шнурком, да и тот норовит выскользнуть из рук в широкое полотно прибылей северных соседей.

Расстановка сил

Руководитель коммерческой службы в Уральском регионе компании «Евразия логистик» Андрей Перфильев считает, что расстановка сил на рынке транспорта и логистики предопределена. По размаху строительства складских помещений, объёму освоенных и инвестируемых средств в инфраструктуру Екатеринбург уже давно вошёл в тройку лидеров. Сейчас амбиции на Среднем Урале более чем подкреплены. Там научились создавать склады класса А, располагают ими во многих ключевых городах с точки зрения логистики. В самом Екатеринбурге современный склад площадью более двухсот тысяч квадратных метров – пройденный этап. Сегодня активно осваивают новый формат – логопарки площадью более 50 квадратных километров. Такие уже появились в Ростове, Новосибирске. Есть и в Свердловской области – «Логопарк Пышма».

Стоит ли говорить, какую роль играют крупные индустриально-логические проекты в развитии регионов. Вообще Екатеринбург на наших глазах уверенно становится хабом (главным транспортным узлом) для всего Урала. В Челябинске, увы, даже не закрыт окончательно вопрос с окружной дорогой, не до логопарков. Вот и господин Перфильев признался: «Челябинск с точки зрения уровня инфраструктуры и качества складских помещений производит гнетущее впечатление». Это такая данность, в связи с которой разговоры про то, что рынок транспорта и логистики находится в становлении, что все развиваются по-разному, звучат издевательски. Свердловчане «нависают» над Южным Уралом, подтягивая всё и вся в сферу своего влияния. При этом вежливо призывают объединяться в Уральскую логистическую ассоциацию, где понятно кто будет играть первую скрипку и контролировать МТК – международный транспортный коридор – наши северные соседи. Дескать, не только потребительский рынок требует этого, но и огромные потребности по переброски сырья, торопитесь включиться в большую игру. Но если на Южном Урале ещё нет толком сформированного рынка логистики, то кому и на каких условиях объединяться - неясно.

Наши не лыком шиты

Впрочем, в Челябинске не страдают от недостатка идей и инновационных программ теоретического свойства. Пусть и негде особенно развернуться из-за отсутствия серьёзной инфраструктуры и комплексной логистической политики администрации. Так, на кафедре эксплуатации автомобильного транспорта (ЭАТ) ЮУрГУ решают много задач по использованию транзитных потоков. Даже создали инновационную программу, для эффективного внедрения и применения интегрированных транспортных систем. Пришлось много лет отслеживать и кропотливо исследовать аналогичные проекты, которых немало в стране. По признанию заведующего кафедрой Олега Ларина, к сожалению, в них больше порой политики, чем экономики и науки.

Есть и весьма оригинальные идеи. На той же кафедре придумали универсальный калькулятор, с помощью которого можно существенно повысить эффективность рейсов при международных перевозках. Вводишь несколько параметров в систему и быстро получаешь ответ: какая получается маржа после всех затрат на конкретную автомобильную перевозку. Калькулятор в виде небольшой программки расходился на ура. Думает не только наука, есть и отдельные компании, стремящиеся к инновациям. Мы ведь заждались осязаемых решений, находящих прикладное применение? Пожалуйста. Генеральный директор ПКП «Развитие» Пётр Шелехов рассказал о системах спутниковой навигации, которые они разрабатывают. Приборы, конечно, больше для контроля работы водителей-дальнобойщиков, но очень необходимы и для оперативной информации о дорожной обстановке. Страна-то большая, а дороги - узкие, с низкой пропускной способностью. Не исключено, что использование таких спутниковых данных может стать объективным основанием для расширения магистралей. Контроль помогает избегать несанкционированного пробега, слива топлива. Пусть система ГЛОНАС ещё не достигла проектной мощности. Но, как говорили в кулуарах форума, эти приборы - одни из лучших в стране.

Отчего люди не летают?

Управляющий директор "Карго сервис" Анатолий Михайленко:

 -Челябинск отстаёт от Екатеринбурга в логистике лет на семь лет, а может и больше. Хоть мы на рынке транспортной и складской логистики уже 12 лет имеем клиентскую базу по всей стране. В 1997 году в аэропорте Челябинска образовалась компания "Грузовой комплекс". В Челябинске была своя авиакомпания на уровне. Дефолт 1998 года, различные политические события многое изменили. Собственником аэропорта стало московское пароходство. География перевозок сжалась. Европа закрыта, Азия - только Ташкент. Но мы не сидели, сложа руки, а нарабатывали связи.

Сегодня "Карго сервис" - это агент авиакомпаний, который обслуживает различные направления: от австрийской линии до Нефтеюганска и является оператором по обслуживанию всех воздушных судов, которые приземляются в аэропорту Челябинск. "Грузовой комплекс" этой компании - единственный владелец в Челябинске "тёплого" СВХ (склад временного хранения). Таких СВХ несколько в городе, но с температурным режимом - один. Есть железнодорожная ветка. Аэропорт "Баландино" находится в очень выгодном положении, и не только по климатическим условиям, потому что самолёты из Екатеринбурга порой вынуждены приземляться. Аэропорт находится между двух промышленных районов: ЧТЗ, ЧМЗ. Что можно рассматривать как положительный фактор. А аэропорт не "летит".

- Воздушными перевозками нам тяжело заниматься, - уточняет Анатолий Михайленко, - крайне мало прибывает к нам пассажирских судов, отсюда и ограниченность грузов. Если в прошлом году 15 компаний работали на этом рынке, то сейчас осталось только пять. С "КД авиа" ситуация тяжёлая. Узбекистан от нас "уходит" в октябре. Я неоднократно на конференциях в Екатеринбурге бывал. Там всё по-другому. На подобных форумах всегда присутствуют представители администрации города, области, министерств, которые действительно ставят задачу увеличения потоков с Урала. Неслучайно там и международная компания "Евразия" работает. В Челябинске такого нет.

Напоследок

Географических преимуществ у Южного Урала никто не отнимет. У нас граница Российской Федерации. А это значит, что мы способны стать вторым уральским транспортным коридором. В полном смысле, чтобы это отражалось на благополучии населения. Вот уже и на президентском уровне звучит, что хватит, дескать, подтягивать грузы в Москву, делать там таможенную очистку, а потом возвращать в регионы по двойной цене. Значит, вся логистика неизбежно будет передвигаться к границам. В прошлом году у нас появилась группа компаний «Терминал». Открылся терминал «Юг» на границе с Казахстаном по обработке различных грузов из стран Средней Азии. Это интересное направление. Да и дороги строим. Неужели не получится?

440

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей