Вежливость вместо экономии усилий
-1°
Сообщить новость
22.09.2009 12:06

Вежливость вместо экономии усилий

Свершилось. У жителей России может появиться право на вежливое и оперативное обслуживание со стороны чиновников. Депутаты Госдумы внесли накануне соответствующий законопроект.

Рейтинг:
Рубрика: Общество

Судя по всему, раньше такого права у нас не было. Газета "Ведомости" рассказала об эпохальной инициативе со ссылкой на председателя парламентского комитета по местному самоуправлению Вячеслава Тимченко. Упомянутый законопроект, представьте себе, регулирует предоставление услуг властями всех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Он будет регулировать обслуживание (слова-то какие, их ещё надо суметь прочитать, а после осмыслить!) при решении таких вопросов, как приватизация квартиры, получение гражданства, оформление пенсий и документов.

Согласно проекту, заявитель имеет право на получение полной, актуальной и достоверной информации, при необходимости - в электронном виде. Чиновник не вправе требовать от заявителя тех документов, которые уже находятся в распоряжении данного органа и (или) иных органов местного самоуправления, а также обращения к другим чиновникам для согласований. Вообще, если задуматься, инициаторы проекта нас опять держат за стадо баранов. Как и в ряде других похожих случаев.

Почему нужно издавать специальный закон, чтобы чиновники научились вежливому обращению с гражданами и перестали требовать с заявителей те бумажки, которые уже у них имеются? Итак, заниматься оказанием услуг и сбором документов будут новые органы - многофункциональные центры (МФЦ). Они, оказывается, заменят единые информационно-расчетные центры и службы одного окна. Я, правда, не понял, что принципиально измениться от замены одной вывески на другую. То, что создаваться МФЦ будут за счет региональных бюджетов при субсидиях из центра и начнут действовать во всех муниципальных образованиях, не радует. Всякая реорганизация – помеха делу. Любопытно ещё, что обратившийся в МФЦ человек обязан будет заключить договор на оказание госуслуг (а что, без договора никак?), после чего явиться уже только за документами. МФЦ будет сам взаимодействовать с чиновниками. МФЦ может оказывать услугу бесплатно или (внимание!) брать деньги за оперативность!

По словам Тимченко, расценки утвердит правительство. Что-то мне это напоминает. В своё время существовала (и вроде ещё существует) масса фирм, которые занимались ускоренной регистрацией юрлиц. За деньги, разумеется. Из той же серии – компании, работающие при регистрационных палатах, ГИБДД и прочих ведомствах. Если кратко, такие фирмы есть везде, где сохраняются очереди. Не хочешь стоять в очереди – плати. Не исключено, что чиновники указанных ведомств сами заинтересованы в наличии очередей и соответственно приложили руку к созданию фирм-прилипал.

А ещё если кто помнит, ещё в начале 90-х мэр Москвы Гавриил Попов предлагал фактически узаконить коррупцию и легально платить чиновникам процент от тех сделок, которые они оформляют. Такой вариант законодателей тогда не устроил. И с тех пор деньги, понятно, чиновники на «коррупционноёмких» должностях всё равно берут, но берут скрыто. Попадаются, как известно, единицы. Мне вот интересно, не получится ли теперь так, что МФЦ будет брать деньги из госбюджета за оказание гражданам услуг, а после этого отдельные сотрудники этого свежеиспечённого образования попросят ещё себе на карман от непосредственно заявителей. Чтобы была не просто оперативность в оформлении документов, а прямо-таки супероперативность! По-моему, очень даже возможный вариант.

Само собой, для новой структуры потребуются административные регламенты, четко определяющие порядок оказания услуг. Их должны будут написать госорганы и органы местного самоуправления. Опять-таки серьёзный фронт работы. Часть регламентов, между прочим. Но эту написанную часть ещё нужно систематизировать, оказывается. Мне уже стало плохо от одного только ожидания того, что нам уготовили думские реформаторы. А вы как себя чувствуете, уважаемые читатели? Вроде бы хотят сделать как лучше, законодатели стремятся привести госдела в порядок. И поэтому все госуслуги планируется занести в сводный реестр, который будет размещен на едином портале. У портала даже будет статус федеральной информационной системы.

Запустят портал уже в декабре. Но почему же мне не верится, что это всё будет эффективно работать в интересах граждан? Сколько уже было административных реформ, официально нацеленных на упрощение, упорядочивание, улучшение и разного рода оптимизации? Одна только реформа правительства пять лет назад чего стоит. А воз и ныне там!

Вспоминаю, как в начале столетия в Госдуме рассматривали законопроект, внесённый депутатом фракции СПС Виктором Похмелкиным. Суть – установленный законом принцип экономии усилий налогоплательщика. При обращении в разного рода официальные государственные инстанции. Очень интересный законопроект. Центром его внимания был гражданин, а не чиновник. Разница между той давней инициативой и новой в том, что Похмелкин предлагал экономить усилия налогоплательщиков, за счёт которых живёт вся российская бюрократия. Разумеется, депутаты Госдумы большинством голосов проект провалили. Депутаты же – не рядовые граждане. У них свои, особые интересы.

И граждане опять остались один на один с вооружённой тысячей циркуляров и знающей тысячи способов ничего не делать бюрократией. Которая успешно продолжает паразитировать. Нынешние инициаторы предлагают потратить дополнительные деньги, чтобы ускорить процедуру оформления госуслуг гражданам. Лично у меня есть уверенность в одном – что деньги, нет вопросов, будут потрачены. Будут ли при этом оперативней оформляться бумаги? Не факт. Законопроект о вежливом и оперативном обслуживании наверняка примут в краткие сроки. Разработчики хотят, чтобы он начал действовать с 2010 года, сообщает источник в Минэкономразвития. А полностью завершить реформу предлагается до 1 января 2011 года. Законопроект носит название "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций". Ох, сдаётся мне, сильно повезёт тем, кто получит право всё это внедрять и брать деньги за «оперативность». По-моему, борьба за это святое право уже началась. Только незаметно для нас, налогоплательщиков.

538

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей