«Кто царевну поцелует». Новый спектакль челябинского ТЮЗа
+20°
Сообщить новость
07.10.2009 06:47

«Кто царевну поцелует». Новый спектакль челябинского ТЮЗа

Над новым спектаклем челябинского ТЮЗа трудился лично Юлий Ким.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
«Кто царевну поцелует». Новый спектакль челябинского ТЮЗа

Новый спектакль «Кто царевну поцелует» уникален, с какой стороны ни смотри: декорации – столичные, креативные, Змей-Горыныч – одноголовый, а добрый Аника-воин – о двух головах, на сцене - актёрский оркестр, артисты танцуют танго и поют. И самое главное – режиссёр спектакля, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Владимир Оренов, работал над пьесой вместе с Юлием Кимом.

История одной дружбы

Около 10 лет назад два друга, Владимир Оренов и Юлий Ким, писали пьесу «Кто царевну поцелует». Они дружат около 30 лет. Их знакомство в одном из московских театров переросло в многолетнее сотворчество. Оренов вспоминает, как в пору голодной молодости находил в карманах пальто взявшиеся невесть откуда деньги. Думал – чудо, оказалось – Ким:

- Он меня всю жизнь опекает, а я в благодарность и из любви к его творчеству ставлю спектакли по его пьесам. У меня кимизм сплошной. 

Сразу после премьеры в ТЮЗе Владимир Оренов улетел в Хабаровск, где 16 октября должен выпустить спектакль «Страна Сорванцов», тоже по пьесе Кима. Кстати, две «Золотые маски» в прошлом году Владимир Оренов получил за спектакль, поставленный по либретто Кима – это «Самолёт Вани Чонкина» в Хабаровском музыкальном театре. После Чуковского и Маршака главный режиссер ТЮЗа называет Юлия Кима последним великим детским поэтом.

- Под его песенки выросли поколения людей. На мой взгляд, это классик поэзии, один из лучших современных поэтов. И никто лучше для детей не пишет. Он наивен, он добр, он сохраняет в себе детство, что самое главное. Он чистый, живой, замечательный человек, немыслимо, поразительно чувствующий русский язык.

 Пьеса, которую Оренов помогал писать Киму (на снимке они запечатлены в рабочем процессе), получилась такой же живой и ясной. По словам режиссера, она о том, что свобода лучше, чем тирания, что власть – не такая уж приятная штука, что главное в жизни – любовь, о том, что не нужно бояться зла, и трусость – один из самых больших человеческих пороков. Репетиции музыкального спектакля шли под постоянным наблюдением мэтра.

Челябинские зрители услышат абсолютно эксклюзивный вариант текста. Юлий Ким не только написал специально для Челябинского ТЮЗа несколько песен в спектакль – во время репетиций Владимир Оренов созванивался с ним, записывал, что нового придумал Ким, и сразу же вставлял в работу. Кроме того, после спектакля всех ожидает сюрприз – феерично исполненное артистами «Финальное танго», подаренное Кимом Челябинскому ТЮЗу. К сожалению, на премьере Юлия Кима не было – приезду помешала финансовая сторона вопроса. Однако видеозапись спектакля поэт увидел.

Музыка для ужика

Труппа ТЮЗа может попасть в Книгу рекордов Гиннесса. И это не шутка. На сцене – актерский оркестр. Два аккордеона, гитара, балалайка, домра, мандолина и баян, а еще ложки, трещотки, маракасы… Каждый из 16 артистов играет на музыкальных или шумовых инструментах, причем некоторые взяли инструменты в руки в первый раз. Вера Бугрова, исполнительница роли Царицы Тамары, специально для спектакля купила мандолину и научилась на ней играть.

- Я сорок лет в театре, и знаю – оркестр, созданный из актеров, не существует. А у нас – есть! – говорит Владимир Оренов.

Музыкальные репетиции начались еще летом. С каждым занимались индивидуально: ведь кому-то надо было лишь вспомнить музыкальную школу, а кто-то учил партию, не зная нотной грамоты. Учила артистов музыке заведующая музыкальной частью Анна Розенберг. Она послушала песни к спектаклю, которые Ким спел под гитару, и сделала аранжировки на инструменты. Занятия шли кропотливо и аккуратно: постепенно разбирали партии, инструменты, характер музыки.

- Мы создавали инструментальный оркестр из актеров – у них свое звучание, свои ходы, свои особенности. Работать с ними было интересно. Конечно, мы не претендуем на профессиональное исполнение, - говорит Анна Розенберг, - но нам надо сыграть верные гармонии, нюансы. Кроме партий на инструментах, в спектакле очень много песен – поют и сольно, и дуэтом, и хором. Особенно хороша партия Змеи Подколодной, сестры Змея Горыныча. Аргентинское танго Юлий Ким написал раньше, и не для этого спектакля, но было решено взять именно его – настроение подходило как нельзя лучше. Опыт использования живой музыки на сцене в ТЮЗе уже есть: так, например, в спектакле «Бременские музыканты» актеры играли на электрических музыкальных инструментах. В постановках часто используются гитара, рояль… Но в «Кто царевну поцелует» этот опыт вылился в большой масштаб, отмечает Анна Розенберг.

Пуанты в ТЮЗе не ломают Кроме музыкальной составляющей, в новом спектакле ТЮЗа очень много хореографии. С актерами работали сразу три ассистента режиссера по пластике: Анна Осинцева, Максим Алексеев и Елена Пришвицына. Елена работала с артистами этого театра впервые, были сложности, но результат оправдал все затраченные усилия. - Я прошу от артистов точности исполнения, а они актёрски дорабатывают танцы, - рассказывает Елена. Одновременно петь, танцевать, играть драматические куски и при этом не выходить из образа – задача суперпрофессиональная.

- Наши актёры не очень приучены всерьёз танцевать и петь одновременно, - объясняет Оренов, - этому надо учиться. И артисты учились. 16 человек актерского состава спектакля символически поделились на две части: 8 человек работают в театре лишь второй сезон, и 8 – опытные артисты. Но труппу это никак не разделяет. - Стекло друг другу в крем мы не бросаем, пуанты не ломаем, - говорит Роман Иванов, исполнитель роли Ивана. Спектакль «Кто царевну поцелует» открывает для него второй сезон: в 2008 году он вместе с другими молодыми актёрами приехал в Челябинский ТЮЗ после окончания Новосибирского государственного театрального института, где мастером курса был Владимир Оренов. Теперь бывшие однокурсники – полноценная и самая молодая часть труппы театра. - Труппа у нас – молодая духом, мобильная, дружная, - продолжает Елена Шингарева, артистка, которая служит в театре уже 10 лет. Недавно Елена стала мамой, и ее двухлетняя дочка Варвара уже решила, что обязательно станет актрисой. А Елена стала лучше понимать, что нужно юному зрителю:

- Главное – донести до ребёнка смысловую нить. Детям не соврёшь – ни внешне, ни текст проболтать нельзя, потому что они быстро отвлекутся и заскучают. Спектакль «Кто царевну поцелует» не даст заскучать не только детям. На премьерном показе было много взрослых зрителей, и смех в зале не смолкал. Совместное творение Юлия Кима и Владимира Оренова возвращает любому зрителю детство, озорство, весёлость. А это нужно во все времена.

1068

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей