Дробная отметка для отечественного просвещения
-5°
Сообщить новость
16.10.2009 06:10

Дробная отметка для отечественного просвещения

На недавней встрече президента России с лауреатами конкурса «Учитель года» прозвучало предложение о «более дробной» системе школьных оценок, поскольку традиционные тройки, четвёрки и пятёрки не согласуются со стобалльной системой оценок ЕГЭ.

Рейтинг:
*На недавней встрече президента России с лауреатами конкурса «Учитель года» прозвучало предложение о «более дробной» системе школьных оценок, поскольку традиционные тройки, четвёрки и пятёрки не согласуются со стобалльной системой оценок ЕГЭ.* Не успела эта инициатива прокатиться по просторам страны, как одни члены педагогической общественности впали в недоумённый ступор, а другие принялись ломать голову: броситься, не теряя времени, на осуществление идеи или всё-таки немножко подождать? В учительской среде сгущающиеся на горизонте тучи очередных реформ породили растерянность и упование на здоровый консерватизм. Давно известно: оценка – краеугольный камень просвещения. Она тебе и кнут, и пряник, и ось сложнейших взаимоотношений учителя и ученика. Сдвинешь этот камень ненароком – покатится и разобьётся вдребезги всё народное образование. Ведь под традиционную пятибалльную систему написаны горы инструкций и методических обоснований. Да что там бумажки - вся школьная жизнь пронизана традиционной оценкой! Но, с другой стороны, страна уже действительно перешла к практике единого госэкзамена. И теперь стобалльная система ЕГЭ широко шагает по городам и весям, помогая вчерашним ученикам стать студентами. И не только. Тот же единый экзамен высветил глубочайшие проблемы образования. Среди них и определённый кризис системы оценок. То, что услышал президент Медведев от учителей – лауреатов конкурса «Учитель года» - на самом деле далеко не новость. Давно уже известно, что пятибалльная система не всегда способна справиться с многообразием учебной деятельности. И более того, редуцировалась до трёхбалльной. Ведь в аттестаты не ставятся двойки и «колы». К тому же между этими нехорошими отметками многие учителя не видят разницы и оперируют в каждодневной практике больше двойкой как крайней отметкой. Вот и остались всего-то тройка, четвёрка и пятёрка. В этой компании тройка имеет самое унизительное значение. И то, что должно быть вроде бы нормальной средней величиной, всеми соотносится с чем-то нехорошим. Иначе говоря, наши традиционные отметки – это такие метафоры эмоций. Эдакие «ого!», «угу!» и «фу!». Получается, что точным измерением знаний и умений этот трехбалльный «градусник» быть не может. Но президент Медведев, например, заметил, что «по стобалльной системе сложно оценить устный ответ ученика». Резонно. Самое интересное в этой ситуации то, что попытки поменять систему школьных оценок предпринимались уже не раз. И за постсоветскую историю копий по этому поводу поломано было немало. В Челябинске в начале 90-х открылась школа № 104, которая пыталась работать под эгидой ЮНЕСКО. В связи с этим там смело шли на разнообразные эксперименты. В том числе пытались внедрить шестибалльную систему оценок. Перевод оценок из шестибалльной системы в пятибалльную и обратно заставил учителей помучиться. - Насколько помню, - говорит учитель высшей категории Сергей Ефремцев, - у нас в городе неоднократно предпринимались попытки изменить балльную систему. Конкретно в гимназии № 80 внедрялась двенадцатибалльная шкала. Она себя не оправдала, по большому счёту. Потому что нюансы всяческие возникали: где восьмёрка, где девятка, как это оценивать? В результате пришлось эту шкалу переводить в пятибалльную. Потому что официальные документы, аттестат в частности, оформляются именно по ней. Сейчас отказались от перевода стобалльной шкалы результатов ЕГЭ в пятибалльную. Балл, полученный на ЕГЭ, нужен выпускнику для поступления в вуз. Он там учитывается. И с прошлого года не переводится в пятибалльную систему. Получается, что две системы оценок существуют параллельно, и хорошо это или нет, я не знаю. Возникает вилочка: реальная оценка знаний учащегося и гипотетическая. ЕГЭ, на мой взгляд, не даёт объективной картины. Сейчас руководство вузов за голову хватается… В 2001 году в Москве серьёзно обсуждали возможность перехода на двенадцатибалльную систему. Дескать, она более дифференцированна и позволит точнее оценивать знания учащихся. «К тому же, уверяли сторонники этой системы, оценка в семь или шесть баллов более лояльна, чем двойка или тройка. Противников всё же тогда нашлось больше. Сегодня мы живём в эпоху всеобщего среднего образования, а по некоторым наблюдениям, уже и всеобщего высшего. Это обстоятельство заставляет понять, что школьная оценка будет продолжать неизбежно девальвировать. Три балла ставят и двоечнику, и крепкому троечнику. А при прочих равных условиях при поступлении в вуз средний балл аттестата всё-таки играет свою решающую роль. Затеянная в прошедшие годы дискуссия по поводу школьной отметки весомых результатов так и не дала. Но сама пятибалльная система сохранилась. Заметим, что в Англии и Польше сегодня шестибалльная система, в Украине – 12 баллов, в Молдове, Латвии и Белоруссии – 10, в Италии –11, во Франции – 20, в США – 100… Вроде получается: мы опять отстали от остального мира. Как завели у себя 200 лет назад прусскую систему в образовании, так и придерживаемся её. Но есть и другие идеи. Известный в стране психолог Игорь Татарский убеждён, что отметки в школе вообще не нужны: «Большинство школьных учителей и вузовских преподавателей свидетельствуют, что испытывают определенный стресс, ставя плохую отметку и видя, как переживают ученик или студент. Но бывает и так, что учитель использует оценку как метод наказания - он мстит строптивому ученику с помощью низкой отметки, злорадно ставит в тетради жирный «кол». Если бы отметки в их нынешнем виде были повсеместно ликвидированы, то педагогу была бы предоставлена возможность в первую очередь учить, быть помощником, консультантом учащихся, а не наказывающим или милующим ментором. Очевидно, что мы не сможем просто так взять и отменить существующую систему школьных отметок. Для начала следовало бы переучить преподавателей обучать детей так, чтобы тем было интересно». Вот над этим можно было бы подумать. Но на днях в Париже министр образования России Андрей Фурсенко сказал собравшимся журналистам, что эксперименты по более дробной оценке успеваемости в российских школах, например по десятибалльной шкале, начнутся уже в этом году, а переход на новую систему возможен через четыре - шесть лет. Стало быть, подумать, как просил президент, мы, как всегда, не успеваем…
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?