Пришёл серенький «Волчок»
+1°
Сообщить новость
20.10.2009 05:19

Пришёл серенький «Волчок»

В Челябинске состоялась премьера страшной сказки о вселенской любви.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Общество
Пришёл серенький «Волчок»

На премьере фильма «Волчок», получившего Гран-при «Кинотавра-2009», был полнейший аншлаг. Не хватало даже принесенных из фойе кушеток. Фильм собрал рекордное количество ценителей авторского кино. В ленте снялась актриса «Манекена» Галина Долганова, режиссёр картины - наш земляк, уроженец Верхней Салды Свердловской области драматург Василий Сигарев. Он вместе с супругой Яной Трояновой приехал поддержать прокат «Волчка» в Челябинске.

Перед премьерой творческая пара рассказала о съёмках, славе и о том, что любовь - самое важное в жизни. Об этом, собственно, и фильм, после просмотра которого хочется рыдать, звонить родным людям и менять мир. Автор сценария и режиссёр Василий Сигарев и его муза и исполнительница главной роли актриса Яна Троянова приехать в Челябинск планировали давно, но в связи с постоянными разъездами по фестивалям смогли только сейчас («Волчок» кроме главного приза XX, юбилейного, открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» обладатель Гран-при V Цюрихского кинофестиваля и Гран-при Douro Film Harvest, Португалия).

Сигарев и Троянова - пара театральная. Он - признанный драматург, его пьесы поставлены в театрах Москвы, Екатеринбурга, Лондона, Гамбурга, Бергена. Она - бывшая актриса «Коляда-театра». Но кино стало их общей новой (и, похоже, взаимной) любовью. «Волчок» - их общее детище. Желание снять свой фильм было настолько велико, что они готовы были продать квартиру, если бы не нашелся продюсер. Сигарев посвятил сценарий жене, а она говорит, что её следующая роль - только в фильме мужа.

«Волчок» - история преданной и глубокой любви девочки к матери. Мать впервые появилась в жизни дочери в шесть лет и снова ушла искать себя и перебирать мужчин, оставив девочке лишь нелепую игрушку - волчок... Фильм вызвал у критиков противоречивые оценки. Кто-то обвинял его в безнадёжной чернухе (пьянство, нищета, насилие, смерть и потрясающая жестокость), кто-то уверял в гениальности. Но факт: после фильма, по признанию Сигарева, люди стараются улучшить отношения со своими детьми. С попыток разобраться с этим феноменом и началась пресс-конференция.

- Как вам удалось такой чёрной историей утвердить столь светлые вещи и ценности?

- Василий Сигарев: - Если ты берёшь противоречивый материал и начинаешь использовать его только ради материала, то ничего светлого за этим не появится. Но если он лишь среда, бэкграунд и на его фоне ты проявляешь другие интересующие тебя вещи - в данном случае любовь, странную, необъяснимую, даже чуть патологическую, тогда всё будет в порядке и зритель найдёт то, что я туда вкладывал, найдёт самое главное.

- То есть вы специально выбирали такой сверхжёсткий материал?

- В.: - Это всё - среда, в которой мы выросли, в которой мы как-то до сих пор продолжаем находиться. И это всего лишь то, что я хорошо знаю. «Волчок» - детская история про Яну. - Яна Троянова: - Многое осталось там, в детстве, о чём хотелось бы поговорить, может быть, прежде всего самим разобраться

- В: -Чем-то переболеть, чем-то поделиться...

- Я.: - Что-то отпустить уже в конце-то концов.

- Как для вас прошёл переход от деятельности писателя и сценариста к режиссёрскому поприщу? Не было сложностей?

- В.: - Это, наоборот, самое главное удовольствие! Когда ты сидишь, пишешь. Если уже 10 лет этим занимаешься, то кажется, что неужели так будет всю жизнь? Нет, нет, нет. Охота чего-то иного. Но вообще, когда я пишу, я картинками больше мыслю. Может, это помогло.

- В драматургию вы пришли «невинным» - в одном интервью признавались, что до поступления на курс Н.Коляды читали только «Вишнёвый сад» Чехова. А в режиссуре у вас были какие-то образцы для подражания или так же, с чистого листа?

- В.: - Нет, естественно, кино ты смотришь больше, и всякого и, возможно, оно накладывает какой-то отпечаток на тебя. Но я считаю, что кино нужно делать без каких-то отсылов.

- Я.: - Как и писать на самом деле.

- В.: - Да, и писать, и играть - всё искусство должно делаться из себя, из сердца, а не из набора чужих штампов.

- Что вы не любите в современном русском кинематографе?

- В.: - Я не люблю заголливудчивание всего нашего мейнстрима - он совершенно не развивается, а пытается пародировать и эпигонить чужие мысли. Хотелось бы нового пути в жанровом кино, а этого практически не происходит. Что меня радует: авторское кино ещё можно смотреть. Хотя для меня существует очень короткий список авторов, которых я рекомендовал бы: Хлебников, Хомерики, Попогребский, Мезгирёв, Бакур Бакурадзе, Герман-млаший и Герман-старший, естественно.

- Я.: - Может, ещё Серебрянников?

- В.: - Серебрянников и, если кому нравится, Вырыпаев, тогда и он.

- Приз на «Кинотавре» был приятным шоком для вас или вы его ожидали?

- В.: - Для меня самый главный приз - лучшая женская роль, поэтому пусть Яна ответит (Яна Троянова стала обладательницей приза «За лучшую женскую роль» на «Кинотавре». - авт.).

- Я.: - Вася знал, что Гран-при будет наш. Я такого спокойствия никогда не видела. Причём, это не было высокомерием - он просто внутренне был спокоен. Мы смотрели всю программу и, может быть, исходя из этого верили.

- В.: - На самом деле после показа в середине «Кинотавра» все члены жюри начали нас непременно затаскивать за стол, знакомиться, прятаться с нами в кафешках. Было понятно, что их всех зацепило.

- Я.: - И даже если кто-то возмущался нашим фильмом, то эмоционально он все равно уже был наш. Ведь главное в кино - если тебя эмоционально цепляет что-то, значит, оно на тебя воздействует. И уже к середине фестиваля результат был предсказуем. Вася даже обидел жюри, когда на вопрос: «Ну как, ты ожидал?» - ответил: «А я знал, что получу Гран-при».

- Волна популярности уже улеглась или вы всё ещё чувствуете себя знаменитостями, как во время «Кинотавра»?

- Я.: - Мы и там так себя не чувствовали!

- В.: - Вообще, это называется «знамениты в очень узких кругах». Хотя мне эти круги больше импонируют, чем зритель, у которого знамениты Петросян или Паша Воля.

- В дальнейшем вы видите свою работу как сценарист или как режиссёр?

- В.: - И так, и так. Я вообще не хочу писать сценарии для кого-то, потому что в театре уже сильно обжёгся на этом. Это в режиссуру и заставило прийти - сколько ни ставят, столько мне и не нравится.

- Тогда вопрос к вам как к режиссёру. Как удавалось добиться от девочки, сыгравшей роль дочери, выполнения поставленных задач?

- В.: - Как и с обычными актерами. Хотя меня предупреждали, что работать с детьми вообще невозможно.

- Я.: - Психолога советовали вызвать на съёмочную площадку.

- В.: - Но психолог не потребовался, и я не заметил, что с детьми работать сложнее.

- Яна, а как вам работалось в паре с девочкой?

- Я.: - Меня однажды Ингеборга Дапкунайте напугала: «Не позволяй Васе как режиссёру снимать тебя с детьми. Всё равно ребёнок будет в более выигрышном положении». Меня так это удивляло, я думала, почему. Серьёзные актрисы (я несерьёзная актриса, видимо) очень боятся работать с детьми, потому что ребёнок переиграет. Но Полинка (исполнительница роли дочери Полина Плучек. -  авт.) оказалась такой умной девочкой, настолько чётко понимала режиссёра и что от неё требуется, что это доставило колоссальное удовольствие. С ней не надо было мучиться в плане актёрства. Вася очень грамотно ее застроил, подобрал нужную позу и нужный взгляд, который она весь фильм использует. А если говорить о партнёрстве, то его особо и не было. Мне было легче со стеной работать, потому что я ведь в фильме разговариваю не так, как сейчас с вами. И мне не хотелось, чтобы на неё шёл поток негатива.

- А где вы нашли исполнительницу роли?

- В.: - В Москве. Но мы и у вас объезжали школы, детские дома...

- Я.: - Искали героиню на Урале. Очень хотели найти девочку неблагополучную. И только потом до нас дошло, что роль-то сложнейшая, а дети в детских домах всё равно не так развиты. Когда до съёмок осталось две недели, Василий забил в колокола, потому что съёмки шли на срыв - мы искали девочку год. Наша кинокомпания «Коктебель» обратилась в московские актёрские агентства, и за неделю нашли.

- В фильме снялась Галина Долганова, ведущая актриса театра «Манекен». Как вы на неё вышли?

- Я.: - Я училась с ней вместе в Екатеринбургском театральном институте. Естественно, не могла не предложить Сигареву эту замечательную актрису. И когда искали девочку в Челябинске, сделали Галины пробы у неё дома. И Галя была утверждена прямо у себя в квартире.

- Скажите, вы как-то отдыхаете друг от друга?

- Я.: - Мы договаривались недавно ездить на разные фестивали, поддерживать с прокатом разные города... Но это невозможно! Друг без друга умираем. Вроде бы надо отдыхать, но, видимо, не тот у нас период. Мы вместе около семи лет, но пока нет желания отдыхать друг от друга. Нас умные люди учат: надо видеться только четыре месяца в году и тогда семья будет крепкой. Это всё неправда! В итоге у жены - любовник, у мужа - любовница... Так что я в это не верю. Отдохнём там, на том свете.

- В.: - То есть один в рай, другой в ад? (Смеются)

- И все-таки почему современное российское кино утверждает, что у нас всё плохо?

- В.: - А у нас в стране и так всё плохо. Кто вам сказал, что хорошо? Мы вообще-то на втором месте в мире по количеству убийств. Режиссёры снимают то, что есть. Конечно, можно сделать красивый фасад, облепить европанелями полгорода и полстраны, а всё, что там, внутри, между людьми, - это же просто катастрофа.

- Я.: - Всё, что у нас остаётся, - это любовь.

884

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей