+19°
Сообщить новость
21.10.2009 05:34

Роботы свили себе гнездо на втором этаже лицея

Маленькое механическое существо на колёсиках неожиданно подкатилось под ноги гостям. Люди от неожиданности чуть отпрянули назад – робот, специфически повизгивая, подал ножницы и откатился. Старейший учитель лицея Эрнст Иванович Кузнецов разрезал символическую красную ленточку. Так вчера открылся первый в городе кабинет робототехники в лицее № 31.

Рейтинг:
Роботы свили себе гнездо на втором этаже лицея

Маленькое механическое существо на колёсиках неожиданно подкатилось под ноги гостям. Люди от неожиданности чуть отпрянули назад – робот, специфически повизгивая, подал ножницы и откатился. Старейший учитель лицея Эрнст Иванович Кузнецов разрезал символическую красную ленточку. Так вчера открылся первый в городе кабинет робототехники в лицее № 31.
Шаг вперёд 
Как рассказал заместитель директора лицея по научно-методической работе Иван Иоголевич, о проекте кабинета робототехники директор Александр Попов задумался ещё год назад. 
- У нас, как всегда, на всё уходит девять месяцев, - улыбнулся Иоголевич. Для этого потребовалось немного - средства и фантазии. Одна из замечательных фантазий: в этом же кабинете будет создан музей любимых челябинских педагогов. Наши горожане, которые захотели сохранить память о своих любимых учителях, стали спонсорами открытия кабинета. На сегодняшний день там установлены памятные таблички. А в дальнейшем мы хотим сделать большую экспозицию. 
- Идея лаборатории робототехники в общем-то давно возникла, - добавил заместитель директора по информатизации Александр Погодин.- А воплощение её – вот, буквально вчера последний стол смонтировали в кабинете. 
- Это сложно, но почётно, - заметил начальник управления образования Александр Кузнецов.  Он рассказал, что лицей № 31 осуществил этот проект на внебюджетные средства. Значимость его от этого только возрастает. Это показатель того, что таким же путём могли бы пойти другие образовательные учреждения города и области. Направление, которое развивает лицей, значимо не только для системы образования, но и в целом для муниципалитета. Потому что появление такой техники в школах – это знак объединения запросов общества, бизнеса и системы образования. 
- Учить детей на устаревшем оборудовании, - заметил Александр Игоревич, - сейчас уже неперспективно. А привезти и поставить в образовательное учреждение современные станки с ЧПУ, современную робототехнику – это свидетельство очень серьёзного шага вперёд. 
Не лицеем единым 
Параллельно с проектом, который сейчас реализован в физико-математическом лицее, воплощается аналогичный проект уже в сотрудничестве ЮУрГУ с городским управлением образования. В некоторых школах города, где в последнее время стали активно внедряться новые предметные технологии, появятся площадки с робототехникой. Уже существует договорённость о том, что на базе школ № 142, 120 Челябинска, возможно и межшкольного учебного комбината, будут сформированы классы технологического обучения со станками с ЧПУ, робототехникой. 
- Это позволит, - говорит Александр Кузнецов, - познакомить школьников с современным производственным оборудованием. Сначала в виртуальном режиме, потому что на первом этапе будем ставить программное обеспечение в компьютерные классы, где моделируется работа на станках с ЧПУ. И вторым этапом установим непосредственно технику, которая будет поставляться в наши общеобразовательные учреждения Южно-Уральским университетом на условиях лизинга. Это станки с ЧПУ, манипуляторы, даже андроидные роботы. 
По словам руководителя городского управления образования, пока речь идёт о нескольких миллионах рублей со стороны муниципалитета на паях с ЮУрГУ. Оснащение трёх школ Челябинска будет вестись с прицелом, что они впоследствии станут такими базовыми площадками. 
- Можно вложить деньги в технику, но надо ещё научить людей на этой технике работать, учить детей, - сказал Александр Кузнецов. - Это и переподготовка учителей производственного обучения для работы на этом станочном оборудовании. 
Что делают роботы с детьми, и что дети - с роботами 
Специального помещения для лаборатории робототехники в лицее № 31 не было. Прямо в компьютерных классах брали коробки, в начале урока расставляли и собирали роботов. В конце урока всё складывали назад и убирали. Это очень громоздко и неудобно. Теперь появился специальный кабинет. Пришлось лицею ужаться и потесниться. Важно, что организаторы этого нового дела ответили себе на главный вопрос, зачем это детям. 
- Честно говоря, - сказал Александр Погодин, - в образовании в целом нового за последнее время появилось немного. Я не говорю о методиках. Из принципиально нового появилась только информатика. И в развитие этого - робототехника. Все уже начинают понимать: роботы нужны. Поскольку без них современная техносфера уже не представима. В каждом доме есть робот. Например, стиральная машина - тот же робот. 
Погодин пояснил несведущим гостям, что робот - только элемент кибернетической системы. Её центральная часть – компьютер. Есть какие-то датчики, которые информируют робота об окружающей среде, есть какие-то исполнительные механизмы: двигатели, лампочки, клапаны и так далее. 
Интересно, что робот, с точки зрения образования, ещё и модель биологического существа. У него есть голова, руки, ноги. И ещё дети в работе над роботами сталкиваются с реальными физическими законами - инерцией, трением и другими подобными явлениями. Дети занимаются роботами с огромным удовольствием независимо от возраста - от учеников пятого класса до одиннадцатого. Задачки они, конечно, решают несколько разные. Но роботы для всех ребят - это дополнительный стимул к знаниям.
Яблоко от робота
Гости с удовольствием смотрели, как по столу расхаживали роботы, приветствуя всех руками, больше похожими на лопаты. Две ученицы управляли роботом-манипулятором. Механическая рука перекладывала яблоки из корзинки в специальный лоток. Иногда трогательно промахивалась. 
- Он не очень быстрый, - посетовали девочки. И заставили робота-руку угощать всех зрителей яблоками. Ученицы пояснили: 
- У него нет никаких датчиков. Роботу нужны определённые условия, чтобы он сделал всё правильно. Для него требуется рассчитать программу координат. 
В кабинете воцарилось немыслимое жужжание и попискивание двигающихся механических существ. Стало абсолютно ясно: ХХI век наступил.

391

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей