Марина Солодкова о школе и тишине
-11°
Сообщить новость
23.10.2009 05:51

Марина Солодкова о школе и тишине

«Отчего молодец с коня свалился? Оттого, что мать криво посадила» - так гласит старинная поговорка, напоминая, что жизненный путь начинается с домашнего воспитания.

Рейтинг:
Марина Солодкова о школе и тишине
*«Отчего молодец с коня свалился? Оттого, что мать криво посадила» - так гласит старинная поговорка, напоминая, что жизненный путь начинается с домашнего воспитания. Марина Ивановна Солодкова на всём своём профессиональном пути «с коня не падала». Как раз наоборот, как и положено русским женщинам, «коня» останавливала на всём скаку. Иначе состояться в личностном и профессиональном плане не представляется возможным. Так устроена жизнь. Но и на достигнутом уровне останавливаться нельзя всё по тому же жизненному закону.* Поэтому у Марины Ивановны Солодковой, проректора Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования по учебно-методической работе, хоть и сложилась карьера и много чего достигнуто, но от дерзких проектов, за реализацию которых не всякий возьмётся, она не собирается отказываться. Такая натура… h3. В военном городке Родилась Марина Солодкова в крепкой рабочей семье, где принципы воспитания были простыми, но эффективными. Достаточно было их усвоить, чтобы отправиться в самостоятельный путь. - Мой отец, к сожалению, рано ушёл из жизни, - _с грустью вспоминает Марина Ивановна._ - Он всегда говорил: «Запомни, дочь, ты у меня звезда». Ну какая там звезда в пять лет? Но, говорят, правда - в пять лет я уже могла решать задачи в три действия. До сих пор оправдываю перед ним то, что он в детстве умел внушить. Он часто повторял: «Марина, ты должна крепко стоять на ногах, а не надеяться на кого-то». Марина Солодкова окончила среднюю школу № 28 в закрытом городке ЧВВАКУШ. - Очень хорошо помню ту атмосферу, - _рассказывает Марина Ивановна,_ - которая царила в школе. Какая-то волна мощного патриотизма. Школа очень маленькой была в то время: в каждой параллели по два класса. И мы, ученики, были все на виду в этом практически замкнутом пространстве. А классы были очень сильными, с хорошими традициями. Что-то такое в нас воспитывалось, чтобы мы были достаточно мобильными личностями. У нас было даже настоящее самоуправление, а не показное. После школы Марина приняла решение поступать в Челябинский государственный университет. В зале приёма документов две таблички: «Физический факультет» и «Филологический факультет» - оказались рядом. Марина задумалась, что выбрать. Решила: «Я так много читала, немало знаю про литературу. Пойду-ка на физику - здесь у меня столько всего не освоенного». Так и получилось. Поступила на физический факультет, а в качестве специализации выбрала экспериментальную физику. Но последние полтора года Марина Ивановна обучалась в Ленинградском университете. Была такая договорённость двух кафедр. По ней лучших студентов отправляли в ЛГУ на преддипломную практику и написание диплома. h3. Физика твёрдого тела В Ленинграде юной девушке из Челябинска пришлось с головой окунуться в эксперименты по физике твёрдого тела. «Было трудно, - вспоминает Марина Ивановна. - Во-первых, это сплошная экспериментальная физика. Я не понимаю, почему именно её я выбрала. Но было очень интересно. Преддипломную практику пришлось проходить в группе, где были только три девочки, остальные 18 человек - парни». Понадобилось выстраивать отношения. Как человек, который привык всюду быть успешным, Марина тратила очень много сил, когда речь шла о применении знаний в научной деятельности. А тут с одной стороны - химия, с другой - физика. Так и писала диплом по физической химии. На экспериментальные работы студенты приходили рано - нужно было готовить препараты и делать съёмки. Рентгеновский аппарат работал по 12 часов в режиме экспозиции. - На ниве физике я бы не сделала много открытий, - _размышляет Марина Ивановна,_ - ведь я не Мария Склодовская-Кюри. Хотя в школе, где я начинала работать, коллеги меня так за спиной и звали. Ленинград научил её быть конкурентной. Особенно повезло с научным руководителем. Ростислав Алексеевич Зинчук всегда говорил своим дипломникам: «Только те знания хороши, которые добываются самостоятельно». При этом был непреклонен. - Я учила немецкий, - _рассказывает Марина Солодкова,_ - а он мне давал статьи на английском языке. - Мне не довелось учить английский, - говорю ему. А он отвечает: - Вы знаете, Марина, меня это не волнует. В общежитии Марина искала тех, кто может хорошо перевести. Это же был технический текст. За перевод «по бартеру» писала программы на бейсике, делала математику, физику. И что получилось? В процессе такого общения она хорошо научилась выстраивать коммуникации. Марина поняла, что важно уметь договариваться: «Когда ты умеешь выбрать из окружения тех людей, которые тебе интересны по жизни как профессионалы, сам становишься профессиональнее». И сделала вывод: надо создавать собственную профессиональную среду. h3. Школа на всю жизнь Это сейчас ты можешь взять диплом - и иди, куда хочешь. В те времена было распределение. Марина надеялась остаться в аспирантуре в Ленинграде - для этого были все возможности. Но так уж сложились обстоятельства, что оказалась в школе № 82 Челябинска. Сейчас эта школа стала лицеем, мощным образовательным учреждением. Марина Ивановна гордится, что когда-то здесь работала. - Пятнадцать лет школьной жизни, - _рассказывает Марина Солодкова._ – Из них просто учителем физики - 10 лет. Тогда только ввели классы с углублённым изучением физики. Как раз проходила апробация модели школ перед открытием лицеев и гимназий. У меня всегда были физико-математические классы. Были удивительные дети. Некоторые мои ученики, кстати, работают здесь, в институте. Ей неожиданно понравилось работать учителем, хотя вовсе не готовила себя к учительской стезе - не было и в мыслях. Но вот вошла в эту среду и успешно отработала значительную часть жизни. Пять лет ещё работала заместителем директора лицея по научно-методической работе. h3. Нечаянная карьера На одной из конференций специалисты городского управления образования Солодкову заметили и пригласили в 1997 году на должность начальника отдела. Ровно через год назначили Марину Ивановну заместителем начальника управления. Девять лет проработала. - Тяжело отрываться от детей, если вот так прикипаешь, - _призналась Марина Ивановна,_ - очень тяжело. Понимаете, деятельность абсолютно разная - педагогическая и административная. Но мало того, что разная. Регламенты разные и отношения разные между людьми. Это и понятно - участвовать в системе управления в городе-миллионнике потребовало особой выучки. Это работа с документами и взаимодействие на широком профессиональном поле. Взять хотя бы работу с депутатами. Многие вопросы образования выносятся на обсуждение в городской думе, обсуждаются в комиссии по социальной политике. - И там нужно было отвечать за то, как управляем образованием на бюджетные деньги, - _говорит Марина Ивановна._ – Нужно представлять целевые программы развития в образовании. Здесь нужно было выстраивать другие коммуникации. Я это уже умела. Спасибо Ленинграду - там ритм жизни совершенно иной. Специалисты из области приезжают, удивляются: «Как вы вообще живёте в этой суматохе, в этом ритме?» А когда я приехала по сути из провинции в Ленинград, мимо меня всё неслось. Я никак не могла в этот поток правильно вступить - как на карусели, чтобы удержать равновесие. Но центробежная сила меня не выбросила. h3. Монолог о школьной атмосфере - У меня такое ощущение, что я по школе скучаю до сих пор. Поэтому люблю бывать в школах. Когда приезжают на курсы повышения квалификации, я директора прошу: «Покажите мне вашу школу». Школы очень разные. По материально-техническому обеспечению, например. Но сейчас не об этом. Сегодня более или менее начали обеспечивать школы всем необходимым. Но школы очень разные по той среде, в которой воспитываются дети. Первое для меня было открытие, когда я приехала в Варненский район в гимназию Карла Орфа. Это знаменитый учитель музыки. Он сказал однажды, что все дети музыкальны, нужно только это найти. У меня были курсы на базе этой школы. Когда я вошла внутрь здания, я всё время думала: что-то меня удивило, озадачило. И вдруг поняла: в этой школе у всех хорошее настроение. Здесь все улыбаются. Я не могла вспомнить школу в мегаполисе, где была бы такая аура. А здесь все просто счастливы, что вместе собрались, что наступило утро… h3. Ученик в интерьере среды Марина Солодкова пришла в школу не из пединститута. Молодая, амбициозная, не затюканная методикой преподавания. И поразилась, насколько в школе всё было нацелено на оценку. - Вот эти заморочки по поводу оценки, - _призналась она,_ - меня совершенно выбивали из колеи. Знаете, чем плоха до сих пор оценка в нашей школе? Это не оценка знаний, это оценка личности ребенка. Зачастую оценка не очень-то способствовала развитию таких личностных качеств, как стремление к успеху, мобильности: «Если я здесь не успешен, я буду успешен в другом». У нас лелеяли и носили на руках отличников. Конечно, учёба труд, причём великий. Но мы зачастую не обращали внимания на личность ребёнка. Говорили: «Вот он плохо учится, не выполняет домашние задания». Хорошо если в школе создавалась среда, где дети реализовались в чём-то другом. А если нет? Меня это поражало настолько, что у меня даже были столкновения с моими коллегами, уже заслуженными, даже именитыми. Марина Ивановна выпустила только один старший класс. Поскольку в основном давали самые сложные классы среднего звена под литерами Г и Д. Потому что справлялась. *- Марина Ивановна, поменялся ли ученик за последние двадцать лет?* - Может быть, ученик круто и не поменялся. Но вот отношение к ученику изменилось. Я считаю, что на сегодняшний день наш ученик стал интереснее. Дети более самостоятельные, гораздо мобильнее педагогов. И мы за ними где-то не успеваем. *- Значит, с ними стало труднее работать?* - Конечно. А как же, если в классе 25 личностей и ты это признаёшь? Знаете, о какой проблеме сегодня много говорят? В Северо-Западном округе Москвы 30 процентов старшеклассников на экстернате. Это означает, что личность учителя по предмету, которому они предпочли экстернат, для них ценности не представляет. Для чего ходит ребёнок в школу? Для общения в среде сверстников и с учителями. Я сейчас не говорю о заигрывании с учениками, особенно со старшеклассниками. Это вообще бесполезно. Но если учитель для ребёнка личность, если интересен для него, тогда это высший пилотаж. *- Где же набрать столько учителей-личностей?* - Это большой вопрос… h3. Директоров - в менеджеры *- Мы со всех сторон слышим: «Современная российская школа в кризисе»…* - Да, школа в кризисе. *- И от кого теперь зависит, чтобы кризис преодолеть? От учителей или от директоров школ?* - От всех. Сегодня мощно продвигаются те школы, где директора руководят школой с помощью определённых проектов. Есть проект у Александра Евгеньевича Попова. Например, создание физической лаборатории. И около этого проекта его лицей № 31 снова переживает мощный взлёт. Анатолий Германович Гостев продвигает кабинетную систему и систему сопутствующего образования. Проекты просчитываются по времени, по деньгам, по последствиям. Если сегодня какой-то директор видит свою школу через, может быть, один большой проект или несколько проектов, это настоящий руководитель школы. Многие директора сельских школ говорят: «Господи, да о каких программах развития вы говорите, у нас денег не хватает». Это очень напоминает картину, которую можно увидеть в селе: стоит домик, вот-вот развалится, а на нём – спутниковая антенна. Вот наше современное образование. Вам подключили Интернет – пользуйтесь дистанционным образованием. Может быть, возможность выжить для вашей школы – это присоединиться филиалом к другой, очень хорошей. И таким вещам не надо сопротивляться. Много таких школ, которые живут по инерции. Но наука говорит, что двигают прогресс не больше 10 процентов. Если система переходит на новый качественный уровень, то должно быть не менее трети. Треть школ создаст некие нормы, которые станут традициями для остальных школ. Руководители школ в 2012 году будут сертифицироваться. Один раз в пять лет это нужно пройти. Также предполагается, что все первые руководители учебных учреждений должны будут иметь второе высшее образование, как менеджеры, либо диплом переподготовки соответствующей квалификации. Такова государственная политика. h3. Учительская ментальность - Когда я читаю лекции по новым стандартам образования, мне невероятно трудно первые два часа, - _признаётся Марина Солодкова._ - Особенно перед завучами и руководителями в возрасте. Система консервативна - это с одной стороны хорошо. Если бы вся наша школа шаталась от каждого нововведения, то что было бы? Но сегодня надо менять ментальность, которая складывалась годами, с которой срослись. Учителя, с моей точки зрения, разнородная картина. Есть педагоги, развернувшиеся к новым требованиям, несмотря на возраст, готовые осваивать новое. Сегодняшние перемены школу дифференцируют всё больше - перед нами уже мозаика, но пока красивой картинки не сложилось. *- А красивая мечта у вас есть?* - Знаете, уехать бы в село. И иметь там небольшое поле, домик возле речки. И чтобы была маленькая школа. Хочется тишины. Но прежде я очень хочу, чтобы наше учреждение открыло аспирантуру и перешло в статус автономного. Надеюсь, что через пять лет мы будем аккредитованы как академия. Для этого столько надо сделать!
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?