Вадим ХРАППА: «Слова – благодарный материал»
+14°
Сообщить новость
27.10.2009 06:36

Вадим ХРАППА: «Слова – благодарный материал»

Кто первым сказал: деньги не пахнут? Что такое панталык? Почему ветчина не бывает свежей? Какой смех называют сардоническим? Отчего простота хуже воровства? В книге Вадима Храппа «От Адамова яблока до яблока раздора» читатель найдёт ответы на эти и многие другие вопросы.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Общество
Вадим ХРАППА: «Слова – благодарный материал»

Автор сумел в увлекательной форме рассказать о происхождении слов и выражений. Думается, сегодня эта книга актуальна как никогда - она пригодится и школьнику, и взрослому человеку, живо интересующемуся не только самим собой и способами зарабатывания денег, но и языком страны, в которой он живёт. Это ли не настоящий патриотизм? Именно поэтому мы решили задать писателю несколько вопросов, узнать о его взгляде на мир и литературу.

- Когда вас спрашивают о вашем творческом пути и планах, что вы обычно отвечаете журналистам?

- Что никаких планов у меня нет. Я не планирую ни жизнь, ни работу. Это бессмысленно. Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах на будущее. Есть, конечно, какие-то желания, которые хотелось бы исполнить. Мучит недописанный роман, укоризненно глядя на меня из монитора компьютера, надо бы написать книжку детских сказок, хотелось бы рассказать о Скалихе – был в Европе такой маг и чародей, о котором, к сожалению, в России никто не знает… Однако под ногами, как у всех, путается ворох повседневных мелких делишек. Поэтому неизвестно, что из этих моих «планов» осуществится.

- Вы начинали как художник-карикатурист… А сейчас этот жанр заброшен?

- Да. В то время я сам себе ещё казался остроумным молодым человеком и потому мне вполне хватало наглости, не будучи хорошим художником, публиковать свои рисунки. Однажды я просто упёрся в планку, выше которой мне было не прыгнуть, и благоразумно отошёл в сторону. Кроме того, карикатура - очень ограниченный жанр с узкими рамками, в которых многого не скажешь. Слова – более благодарный материал.

- С чего началась ваша любовь и пристальный интерес к слову?

- Ну, любовь - это уж слишком. Слово – такой же рабочий материал, как любой другой. Не думаю, что хороший каменщик влюблён в свои кирпичи. Другое дело – знать, когда, как и для чего они обжигались. Если печь сложить не из того кирпича, она не будет греть. Всё начинается с любопытства. А дальше – больше. У одного моего приятеля есть кирпич из стены замка орденских времен. На нем чётко виден след босой ноги ребёнка. Разве не интересно, кто и когда потоптался на этом кирпиче до его обжига?

- Почему именно прусская мифология стала предметом художественного и исторического осмысления?

- Случайность. Я копал в архивах материал для романа «Ульмигания» - о Пруссии времён прежде нашествия крестоносцев - и нечаянно наткнулся на обрывки странных, ни на что не похожих текстов. Это и были куски местной мифологии. Меня поразило то, что она, во-первых, абсолютно оригинальна и, во-вторых, в ней присутствует масса вещей, которые считались утерянными родственными германскими и славянскими народами. Но главное – очень мне стало обидно, что этого во всём объёме никто до сих пор не видел.

- Как вы отнеслись к тому, что 1 сентября чуть было не внесли правки в словари русского языка?

- Это сложная тема для разговора. На самом деле наш сегодняшний язык действительно нуждается в некой коррекции. Меня, например, раздражает совершенно бесконтрольное поведение в нём звука и знака Э. Бесят неоправданные иноязычные заимствования. И прочие странности. Но, насколько я понял, нынешние реформы имели цель попросту разрушить и так еле живые правила и нормы русского языка. Я бы этих реформаторов не то что к русскому языку не подпустил - не доверил бы вождение велосипеда.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние литературы (публицистики, что вам ближе)? Есть ли место в нынешней прозе тем, кто не получил специального образования?

- Иосиф Бродский закончил только восемь классов средней школы. Да и то с трудом. Есть ему место в современной литературе? А что до её теперешнего состояния, то мне очень трудно об этом судить. Большими тиражами издаётся только дрянь. Судить о нашей литературе, глядя на лавину этой мути, нельзя. Литературные подделки вроде трудов Акунина тоже ни о чём не говорят. С другой стороны, вполне возможно, что где-нибудь в Республике Коми прямо в эту минуту тиражом в полторы тысячи экземпляров выходят «Вечера на хуторе близ Воркуты». Родился новый Гоголь. Жаль только, что мы с вами этого можем и не заметить. Знаете, в новостях на государственном телеканале Польши после репортажа о визите президента США вполне может прозвучать информация о том, что где-нибудь в Гданьске вышла книга стихов такого-то поэта. Поляки очень трепетно относятся к своим поэтам и подкармливают их. У нас, увы, всё по-другому…

Из досье

Вадим ХРАППА - родился 24 октября 1958 года. С 1979 года стал публиковаться как художник-карикатурист в СССР, Польше, Болгарии, ГДР. Постоянно сотрудничал в этом качестве с журналами «Фрайе Вельт» в ГДР и «Бандера» (Польша). С 1980-го начал писать и публиковать короткие юмористические рассказы. С 1981-го работал на концертных площадках Калининграда и области под эгидой бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей с чтением своих рассказов, монологов и скетчей. Принимал участие в создании под патронатом обкома ВЛКСМ молодёжного театра «Сатирикон». Писал сценарии эстрадных спектаклей. В 1986-м опубликовал несколько статей в московском самиздатском диссидентском журнале «Референдум». Статьи были переведены на литовский, латышский, эстонский, шведский и немецкий языки. В 1994-м в журнале «Запад России» публикацией повести «Скорбное путешествие молодого кёнигсбержца» вернулся в русскую периодику и больше не уходил. С 1995 года книгами «Саги и сказки Витланда» и «Предания Кёнигсберга» начал обнародование собственноручно обработанных саг прусской мифологии. От этого занятия отвлёкся только однажды – в 2001 году отдельным изданием выпустил повесть «Белая рыба». Далее саги выходили разрозненно как небольшими книжками, так и публикациями в журналах. С 2001-го был сначала сценаристом, а потом директором программ на радио «Микс FM». В 2001-м в издательстве «Балтия» вышел первый том романа «Сыновья Звезды». В 2002 году в издательстве «Эксмо» вышел роман «Ульмигания» - смесь исторической хроники и прусских саг.

551

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей