Чиновники хотят узаконить коррупцию
+1°
Сообщить новость
29.10.2009 08:28

Чиновники хотят узаконить коррупцию

Генеральная прокуратура против оригинального предложения.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Общество
Чиновники хотят узаконить коррупцию

Генеральная прокуратура России оценивает сферу госзакупок как одну из наиболее коррупционноемких. По словам Александра Буксмана, первого заместителя Генерального прокурора России, чиновники не просто нарушают закон, а пытаются эти нарушения "узаконить". О том, какие махинации изобретают чиновники при организации тендеров, Буксман рассказал "Российской газете". В Челябинской области громких скандалов такого рода было немного. Однако, возможно, все еще впереди. Факты подобного рода коррупции на госзакупках обнаружены практически во всех регионах. Само собой, растет коррупция на госзаказах в столицах – Москве и Петербурге. Но не отстают и регионы.

Дополнительную актуальность эти проблемы приобрели в условиях финансового кризиса, когда денег стало куда меньше. В июле Генпрокуратура предложила Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) внести изменения в Положение о единой конкурсной комиссии, которое неоправданно расширяло полномочия службы по подготовке и проведению конкурсов. Первый зам генпрокурора также рассказал о реакции ведомства на одно из ноу-хау в этой области - на так называемый технический способ злоупотреблений. Речь идет о том, что в сведениях о госзакупках, размещаемых на официальном сайте РФ, сознательно искажается орфография, и тем самым автоматически создаются препятствия для работы потенциальных участников конкурса. Выявлен ряд фактов, когда государственные заказчики на официальном сайте сети Интернет использовали в наименовании заказа в русскоязычных словах латинские буквы вместо аналогичных русских, - пояснил Буксман. - Это исключает данные закупки из поиска на сайте, влечет ограничение количества участников размещения заказа и приводит к заключению государственного контракта, как правило, по завышенной, нерыночной цене, с единственным поставщиком, которому предварительно сообщается об условиях работы с данной информацией.". Такие нарушения, например, были выявлены в Федеральном агентстве по науке и инновациям при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для нужд агентства в 2009 году.

Рынок государственных и муниципальных закупок - одна из излюбленных тем нечистых на руку чиновников, поскольку он весьма динамично развивается. По словам Буксмана, "объем средств, выделяемых на эти цели, достиг уже четырех триллионов рублей. При этом органы власти и управления стабильно выполняют бюджетные обязательства. Таким образом, победа в конкурсе на заключение государственного и муниципального контракта практически гарантирует объемы работ и оплату за их выполнение", - отмечает зам генпрокурора. С господином Буксманом можно поспорить. Есть примеры, когда органы власти под разными предлогами отказываются-таки от исполнения своих обязательств. Хотя пока подобные факты продиктованы скорее субъективными соображениями, зачастую не связанными с отсутствием средств у заказчиков.

"Если не обеспечить точное и безусловное соблюдение требований законодательства о госзакупках, невозможно добиться ни добросовестной конкуренции, ни эффективного использования бюджетных средств. А это, в свою очередь, создает почву для коррупционных злоупотреблений. Вот почему этот сегмент экономики считается крайне выгодным для представителей бизнеса", поясняет Буксман. Нарушения закона в этой сфере на сегодня можно разделить на две большие группы. Самый распространенный способ - когда "избранным" хозяйствующим субъектам умышленно предоставляют те или иные преимущества. Делается это, как правило, не прямо, а замаскированно. Для "нежелательных" участников торгов искусственно создают препятствия. *Как это делается:* 1.В конкурсную документацию незаконно включают дополнительные, часто невыполнимые требования. Впоследствии на основании несоблюдения этих условий заявки отклоняются. 2.Необходимая информация для потенциальных участников размещается в сроки, исключающие возможность качественной подготовки к торгам. 3.Даются усеченные или заведомо неверные сведения. Например, о месте и времени открытия доступа к заявкам или без определения порядка оценки и значимости критериев.

В таких условиях победа гарантирована организации, предварительно обладающей всем пакетом информации. Поэтому нередко участником конкурса становится единственное лицо, "чудесным" образом сумевшее выполнить заявленные требования", - рассказал Буксман. Ко второй группе относятся нарушения, связанные с "неумением и нежеланием должным образом организовать работу по обеспечению тех самых государственных нужд, несмотря на предоставленные возможности". Прокурорские проверки показывают, что государственные заказчики не принимают меры по реализации контрактов, исполнители и поставщики не исполняют в полном объеме обязательства. В итоге государство несет многомиллионные убытки, оплатив невыполненные работы, фактически "воздух". Таких примеров десятки.

Интересно, что в целом абсолютное большинство нарушений закона носят типичный характер. Не отмечено разнообразия и по различным регионам страны и уровням бюджетной системы. В Мурманской области по инициативе прокуратуры правительством области изменен нормативный документ, который незаконно давал право чиновникам привлекать к осуществлению государственных функций по размещению заказов каких-то независимых экспертов. В целом ряде регионов государственные контракты заключаются без проведения конкурсов, а победителями становятся организации, которые представляют документы, очевидно противоречащие закону и условиям закупочных мероприятий. Встречаются случаи, когда руководителями (учредителями) фирм-победителей являются родственники должностных лиц государственных заказчиков, как, например, в министерстве труда и занятости населения Оренбургской области, где должностные лица этого ведомства понуждали подконтрольные им центры занятости населения на заключение контрактов с определенной организацией на поставку компьютерного оборудования и расходных материалов. Впоследствии областной прокуратурой установлено, что ряд учредителей этой организации являются родственниками служащих министерства. В Челябинской области очень актуальны сейчас темы госзакупок пока с другой стороны. По ряду контрактов с нашими оборонными предприятиями Минобороны, уже получив продукцию, не спешит рассчитываться. В ряде случаев суммы долгов ведомства перед отдельными предприятиями превышают 100 миллионов рублей. Актуальны еще больше вопросы пролонгации контрактов с Минобороны. В противном случае некоторые предприятия ВПК в нашей области могут оказаться на грани экономической катастрофы.

515

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей