Кто играет в туризм в России
+10°
Сообщить новость
02.11.2009 06:42

Кто играет в туризм в России

Сегодня, в годовщину мирового финансового спада, так сильно задевшего Россию, наступил второй передел сфер влияния в туристической отрасли. Вроде бы идёт обычная конкурентная борьба. Но идёт она не только и не столько на уровне операторского продукта и технологий. Она идёт на уровне финансов.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Кто играет в туризм в России

Сначала крупные туроператоры лоббируют в Думе принятие закона о фингарантиях до 10 миллионов рублей и этим расчищают себе маркетинговое поле, убивая малые и средние турфирмы, подчиняя их себе. Таким образом после первого передела на поле остались самые крупные и сильные игроки, которые имеют отели, самолёты, кредитные линии в банках, поддержку государства. К ним прежде всего нужно отнести «Тез-Тур», «Натали Турс», «Капитал-Тур», «Ланта-Тур», «Пегас-туристик» и другие. Сегодня им уже не хватает своих капиталов и они привлекают иностранцев.

Крупнейший туристический концерн Европы TUIAG (Германия) начал новый этап продвижения на российский рынок вместе с инвестиционной компанией S-Group Capital, подконтрольной группе «Северсталь» Алексея Мордашова, который «внезапно» купил 15 процентов акций TUI. А его партнёр Владимир Якушев стал членом наблюдательного совета немецкого концерна. 15 апреля 2009 года VKO Group, один из крупных российских холдингов, заключил стратегическое партнёрство с совместным предприятием TUI Travel, туристической компанией номер один в Европе и инвесторами S-Group Capital Management. Данное соглашение позволит VKO Group укрепить лидерские позиции и диктовать свои условия туристическим компаниям в России. Это значит, что российский туризм уже вошёл в период окончания структурирования туроператорского бизнеса и формирования агентского рынка.

В течение ближайших трёх лет количество независимых турагенств резко сократится, пройдут банкротства в отрасли. Клиенты турфирм, конечно, отреагируют соответствующе. Либо вообще перестанут летать, либо поедут на тот же Новый год на дачу, поставят елочку - тем и ограничатся. У нас уже сейчас образовались два холдинга, готовые инвестировать в скупку активов. Это ВАО «Интурист» и альянс TUT-VKO Мостравел. Печальная участь фирмы «Детур», которой при банкротстве не хватило 20 миллионов рублей, чтобы покрыть все убытки, подтолкнула президента компании «Натали Турс» Владимира Воробьёва внести в Государственную Думу предложение увеличить размер финансовых гарантий до 50 миллионов рублей. Но, если вдуматься, этим предложением господин Воробьёв расчищает дорогу себе к монополии рынка.

В нашем регионе также идёт борьба за турагентства, особенно многопрофильные и имеющие хорошую клиентскую базу прямых продаж и субагентскую сеть. Многие агентства работают по франчайзингу или являются уполномоченными офисами федеральных туроператоров. В чём разница между нашим «капитализмом» и «ихним»? Современный капитализм признает факт наличия сферы человеческой деятельности, в которой рыночные механизмы полностью не работают. Речь идёт прежде всего о социальной политике. Почему пенсионеры на Западе на седьмом десятке жизни начинают познавать мир? Потому что государство оказывает им существенную материальную поддержку! Для примера: в прошлом году в Турции отдыхала почтенная пара классических бюргеров. Им двухнедельный отдых в пятизвёздном отеле (всё включено) обошёлся по 400 евро вместе с перелётом. Они объездили уже полмира. И это не очень затратно для организаторов, потому что такие туры устраиваются в межсезонье. Это типичный пример.

Каково же место российского туриста на мировом туристическом рынке? После открытия «железного занавеса» русские кинулись в мир, как голодные к шведскому столу. Сейчас уже наелись и начали кормить других. Из общего потока туристов в Турции более 50 процентов - русские, все остальные – объединенные нации Европы и Азии. Осман Айик, член совета директоров федерации отельеров Турции, недавно заявил: «Мы согласны работать в кредит, финансовый удар взять на себя. Это риск, но лишиться российского рынка ещё страшнее». Примерно такая же картина в Египте.

Мы заполонили всю Европу. На праздники россияне покупают Куршавель, Вену и Швейцарию. По численности туристов Россия выдавила всех и вышла на первое место в мире. Пять лет назад эту позицию занимали японцы. Сегодня страны наперебой гостеприимно открывают перед нами двери и делают безвизовый въезд. Русских уважают и боятся. Уважают за широкую душу, щедрость (никто больше нас не оставляет валюты в барах), силу. Боятся за необузданность натуры - мы же для них непредсказуемы… Никто точно не знает, сколько миллионов долларов ежегодно вывозится таким образом из России. Но если хотя бы половина этих денег вливалась в туриндустрию нашей страны, уже завтра Россия стала бы привлекательной для иностранцев. Почему иностранные инвесторы к нам пока не спешат? Ответ прост: им никто не даёт никаких гарантий по защите их бизнеса. Иностранцы обычно задают всего один вопрос, на который у нас никто не знает ответа: «Если у вас такой благоприятный, как вы говорите, инвестиционный климат, то почему ваши олигархи свои капиталы из России увозят?».

Власть безмолвствует. От неё ждут конкретной поддержки. Покупательная способность у людей резко упала. Многие еле сводят концы с концами, на страну давит безработица. А в это время строятся развлекательные и торговые центры, которых в Челябинске сегодня стало, пожалуй, побольше, чем раньше было заводов. Кризис уже сильно почистил ряды турагентств в Челябинской области. Если на 1 января 2009 года у нас их насчитывалось 357 вместе с операторами, то на сегодня, по мнению ведущих специалистов, уже осталось менее 50 процентов. Кто обанкротился, кто просто ушёл из бизнеса, часть затаилась и ждёт весны в расчёте на рост спроса.

По оценкам Ростуризма, к концу года федеральный реестр туроператоров недосчитается порядка 35 - 40 процентов компаний отрасли. Все эти негативные явления нельзя списывать только на кризис. Многое зависит от того, как власть относится к турбизнесу. Позволим себе некоторый исторический экскурс. В апреле 2000 года, то есть почти 10 лет назад, Законодательное собрание Челябинской области приняло областной закон «О туризме» и утвердило целевую комплексную программу «Развитие туризма в Челябинской области на период с 2000 по 2005 год». Однако программа закончила свое бесславное сосуществование как мертворождённое дитя. Из 20 миллионов рублей, которые должны были быть вложены в неё из бюджета, на деле не поступило ни рубля.

Трудно нашу область сравнивать, скажем, с Тверской. Как говорится, не тот вес. Однако же Тверская область опередила нас и освоила из бюджета за последние три года 25 миллионов рублей, которые были потрачены на реконструкцию гостиниц, реставрацию экскурсионных объектов, разработку новых маршрутов - в целом на создание имиджа региона, благоприятного для отдыха и туризма.

Челябинская область обладает колоссальными туристско-рекреационными ресурсами, популярными не только у жителей области, но и за её пределами. Это музей-заповедник «Аркаим», Ильменский заповедник, национальные парки Таганай и Зюраткуль, туристические центры, расположенные на озере Тургояк, 20 горнолыжных центров, прекрасные леса и озёра. Создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на сегодняшний момент особенно актуально, так как позволит изменить промышленный и экологически неблагоприятный имидж Челябинской области на позитивный образ региона, сохраняющего природные богатства и привлекательность для туризма. Развитие индустрии туризма включено в стратегию социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года как приоритетное направление деятельности государственной власти области на долгосрочную перспективу.

Но авторы настоящего материала опасаются: это заявление опять может остаться только декларацией. В 2008 году принят закон «О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области», который был апробирован ассоциацией туристических организаций. Мы даже разработали перечень мероприятий по реализации этого закона, внесли в правительство (вручили вице-губернатору Роману Панову), но наши труды так и утонули в чиновничьих кулуарах. Мы не добились ни ответа, ни привета. Между тем в числе этих мероприятий предусматривалось создание совета при губернаторе, в который вошли бы ведущие специалисты отрасли, как это делается в Краснодарском и Алтайском краях, Ленинградской, Свердловской, Московской и Ярославской областях. Там определены такие формы государственной поддержки, как разработка областных целевых программ по развитию туристической индустрии, аккредитация турфирм и объектов туристско-рекреационной деятельности, предоставление им налоговых льгот, субсидий, оказание помощи в развитии инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Конечно, это требует средств. Но мы должны их найти, чтобы последующим поколениям был обеспечен здоровый образ жизни и сохранена уникальная уральская природа. Кто сегодня очевидно нуждается в поддержке государства? Малый бизнес, в том числе яркие его представители - турфирмы, где работают по 4 - 5 человек, в основном женщины. Если сегодня, в это трудное время, им не помочь, у этих компаний да и у областной отрасли в целом не будет будущего. Вроде бы у нас сейчас появился банковский рычаг помощи малому бизнесу, можно взять ссуду (если удастся) и с её помощью развить бизнес. Но на деле всё далеко не так. Кредит надо отдавать, а проценты остаются достаточно высокими даже в кризис. Мы убеждены, что социальная сфера, к которой относится и туризм, подлежит обязательному государственному регулированию. И если в отношении туристической отрасли не принять срочные меры сегодня, завтра вполне по Чаадаеву мы снова будем преподносить урок всему миру, как нельзя жить.

Людмила МОСИНА, президент челябинской ассоциации туристических организаций

Алексей МЕШИН, генеральный директор ЗАО «Тургид»

435

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей