Девушки с Севера показаны в новой пьесе театра «Бабы»
-1°
Сообщить новость
12.11.2009 11:43

Девушки с Севера показаны в новой пьесе театра «Бабы»

Театр «Бабы» открыл свой 10-й сезон проектом о женщинах народа ханты

Рейтинг:
Рубрика: Культура
Девушки с Севера показаны в новой пьесе театра «Бабы»

 Там, где нет солнца

Ноктюрн северных ветров «Там, где нет солнца» - новый авторский проект Елены Калужских, основателя, идеолога и незаменимого руководителя мастерской новой пьесы «Бабы». Постановкой о жизни женщин малых народов севера мастерская решила начать свой юбилейный, десятый, театральный сезон. Идея спектакля возникла давно – 7 лет назад. Для того чтобы воплотить её в жизнь, не хватало только денег (проект достаточно затратный – для его реализации была необходима поездка на север, своеобразная фольклорная экспедиция). И в прошлом году фонд Форда выделил театру грант в размере 285 тысяч рублей, который позволил осуществить все самые смелые задумки.

- Мы давно хотели сделать яркую красочную постановку, - говорит Елена Калужских. – Последние наши проекты были мужской направленности, и хотелось чего-то женского, эстетически приятного. Мыслью рассказать со сцены о северных женщинах «Баб» заразила Елена Васильевна. Чтобы узнать, что такое малые народы, чем они живут, что у них происходит, почему там своя жизнь, особая энергия и отличный от нашего смысл жизни, актрисы изучили много литературы в библиотеках и Интернете. Но главное - в прошлом феврале Янина Кривоспицкая вместе с оператором ездила в Ханты-Мансийск, где они фотографировали, снимали, записывали, расспрашивали… Экспедиция продлилась неделю. После на основе привезённых материалов Елена Калужских создала яркий, как редкое северное солнце, и пронзительный, словно степной ветер, ноктюрн.

А вы ноктюрн сыграть смогли бы?..

«Там, где нет солнца» - один день из жизни женщин народа ханты. История о том, как устроены их мир, быт, обряды, жизнь. Жизнь очень простая, но в то же время сложная и мудрая. - Они живут – и всё, но получают удовольствие от того, что с ними происходит, - рассказывает Янина Кривоспицкая. - Они очень счастливые люди, очень радостные, открытые. Очень по-умному растят детей, нежно и трепетно к ним относятся. С огромной любовью рассказывают о том, как сама природа учит их и их детей. Я была очень воодушевлена и вдохновлена, когда приехала оттуда. Материалы для будущего спектакля Яна собирала в музее под открытым небом. Из стойбищ туда перенесли всё как есть. Хранительница музея, женщина, которая родилась и выросла в одном из стойбищ и воспитала там семерых детей, рассказала челябинским искателям о жизни в таких поселениях. Быт и традиции сохранились не только в музее.

И сейчас люди севера ставят стойбища, в которых женщины занимаются хозяйством, воспитанием детей, а мужчины охотятся, ловят рыбу и пасут оленей. Конечно, они уже не спят на оленьих шкурах (кстати, одну шкуру делегация привезла специально для спектакля), есть в юртах и ковры, и телевизоры, и электричество от переносных подстанций. Но главное - сохранились обряды, верования и традиции, которые художественно переработаны в постановке театра «Бабы».

Елена Калужских нашла сценические приёмы для каждого действа. Например, обряд развязывания узлов: при тяжёлых родах в доме развязывают все мешочки с припасами, крупами, все завязки и узелки. В проекте этот ритуал принял форму пластического этюда. Или поклонение берёзе. На севере, где люди волей-неволей причиняют страдания живым существам, постоянно употребляя в пищу мясо и убивая животных, очень развит культ поклонения природе: они просят прощения у медведей, оленей, чтят и растения. Так, берёза на севере считается символом женственности, материнства и красоты. Её украшают цветными ленточками, поют песни.

Тема шаманства в спектакле не поднимается – Янина выяснила, что представители народа ханты (а именно о них сделан проект) против этого. Более того, обращение к святым для северных людей вещам наказуемо. Даже играть на шаманском барабане – милость, которую надо заслужить. Поэтому вместо барабанов в ноктюрне звучит музыка Марии Вагатовой – поэтессы и композитора, которая училась в Москве, а родилась в стойбище. Ее песни – душа спектакля, который, кстати, играется абсолютно без слов.

Раз колечко, два колечко…

Костюмы – отдельный красноречивый элемент проекта. Орнаменты, цветовая палитра, детали платьев полностью сделаны по эскизам, привезённым из Ханты-Мансийска, челябинской художницей Верой Ионовой. Расшитые цветными нитками и бисером гольфы, обувь, украшения на голову и шею можно рассматривать бесконечно. Все пальцы у актрис унизаны кольцами: это тоже традиция, на севере женщина обязана носить все подарки, которые ей когда-либо делали её родственники, дети, внуки.

Яна Кривоспицкая рассказывает: - Я общалась с Марией Вагатовой, которая сама в стойбище родилась, и она объяснила: «Вот видишь, на мне Микки-Маус в стразах висит? Внучка подарила, надо носить». Бусы, цепочки, подвески надевают на себя каждый день – считается, что это достоинство женщины, выражение её заслуг. - Когда я увидела северные народные костюмы в первый раз, то не поняла и не приняла их – как же так, столько цветов вместе? – делится впечатлениями актриса Наталья Сколова. – Но когда нам их уже сшили, я решила, что у меня самый красивый костюм, хотя там и голубой, и красный, и бордовый цвета! Действительно, сочетание цветов, их яркость в национальной одежде хантов непривычны нашему взгляду. Но местным жителям не хватает яркости в окружающем бело-сером пейзаже и они создают её искусственно, своими руками. Причём, в такой одежде (конечно, не в полном облачении, а в отдельных элементах костюма) женщины севера ходят по сей день. Да и вообще хранят культуру - редко кто уезжает из селения, если в нём родился.

Десятый год «бабьего бунта»

«Бабы» открыли десятый, юбилейный сезон. Сначала они удивили Челябинск, потом поразили мир. Англия, Германия, Чехия, Франция, Таджикистан – география признания мастерской новой пьесы «Бабы» будет только расширяться. Секрет большого успеха небольшого (всего четыре человека основного состава) театра в любви - к делу, профессии и друг другу. Конкуренция, зависть, интриги – эти слова, так хорошо знакомые театральной среде, не про «Баб».

По признанию актрис, Елена Калужских мастерски выстраивает спектакли таким образом, чтобы все роли были равнозначными и у каждого артиста было поле для самовыражения. В этом году в труппу пришли две новые актрисы – выпускницы ЧГАКИ Анна Кузнецова и Айгуль Редреева. Девушки говорят, что их встретили тепло, коллектив с уже сложившимися традициями помогает и поддерживает молодых артисток. Теперь бывшие преподаватели (Янина Кривоспицкая и Елена Калужских, которая, кстати, недавно стала кандидатом педагогических наук) – коллеги по сцене. На открытии сезона зал был полон поклонниками, цветами и восхищением.

Выступивший на сцене ректор ЧГАКИ Владимир Рушанин, который обеспечивает театру помещение и поддержку, объявил, что подписал приказ о вручении каждой «бабе» премии в размере 10 тысяч рублей. Сам юбилей театр отпразднует летом. Впереди - новые планы и реализации (на январь запланирована премьера крик-спектакля по пьесе Керила Черчила «Количество»), позади - долгий путь с победами, успехом и открытиями. Открывая мир, мастерская «Бабы» позволяет каждому заглянуть в него, например вслушавшись и всмотревшись в ноктюрн северных ветров.

708

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей