В жизнь после интерната
+4°
Сообщить новость
27.11.2009 06:53

В жизнь после интерната

Дети вырастают, и двери детского дома или интерната открываются в большой мир. На пороге поджидает выпускника самостоятельная жизнь. Что дальше?

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Общество
В жизнь после интерната

О некоторых сторонах устройства в большой жизни детей-сирот состоялся разговор на пресс-конференции в Челябинске.

Жильё по закону

То, что выпускник детского дома имеет право на жильё, декларируется давно. Но федеральный бюджет c 1996 года так и не смог подкрепить это право реальным финансированием. Только в 2005 году эту хроническую «головную боль» по новому федеральному законодательству переложили на плечи региональных властей. И дело сдвинулось с мёртвой точки. Своё право на жильё начали реализовывать дети-сироты. Но глубина проблемы такова: в Челябинской области более 16 тысяч детей-сирот. Около 40 процентов от общего количества детей сегодня не имеют закреплённого жилья.

- Единым махом нельзя было решить застарелую проблему, которая практически не решалась никогда, - говорит Клара Ланских, начальник отдела министерства социальных отношений Челябинской области. - И вот уже четыре года у нас ведётся системная, плановая работа. За это время из областного бюджета на покупку жилья для детей было выделено более 850 миллионов рублей. Из федерального бюджета на условиях софинансирования областью было получено около 48 миллионов рублей. И на эти средства приобретены 1463 жилых помещения. Средства в бюджете на приобретение жилья для детей-сирот закладываются ежегодно. И в этом году, несмотря на кризис и падение уровня бюджетных поступлений, всё будет исполнено. Хоть и верстался бюджет 2009 года в середине 2008-го.

Поступление средств гарантировано и распределено по всем территориям. Право ребёнка на получение жилья наступает с момента окончания ребёнком-сиротой пребывания в учебном учреждении, при наступлении совершеннолетия либо по окончании пребывания в рядах российской армии. Ребенок-сирота получает жильё по договору социального найма, но у него есть право, согласно законодательству, до марта 2010 года приватизировать это жильё. На покупку жилья для выпускников детских домов и интернатов на 2010 год в бюджете запланирована сумма в 115 миллионов. Согласно закону о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Есть достаточно внятная законодательная база, которая регламентирует расходование этих средств. Но она не всякий раз применима к реализации.

В некоторых территориях одна из основных проблем – это отсутствие нормального жилья. - Мы не имеем права приобретать жильё, - рассказывает Клара Ланских, - которое не соответствует санитарным нормам, документам, регламентирующим пригодность жилья, благоустроенность. Есть территории, где рынок жилья очень скуден и не удовлетворяет никаким нормативам. За каждым частным случаем стоят вопросы, чаяния конкретных людей. Их много, поэтому в министерстве социальных отношений часто говорят о постоянном сопровождении тех, кто вступил в самостоятельную жизнь после детского дома.

В настоящее время постановлением губернатора на территории области определён порядок обеспечения жильём детей-сирот, который предусматривает, что жилое помещение предоставляется в том муниципальном образовании, в котором ребёнок был принят на учёт. Есть такой термин «по месту первичного выявления и устройства». Там, где ребёнка выявили и поставили на учёт, там ему жилое помещение и предоставляется. Деньги из областного бюджета направляются именно в это муниципальное образование. А после обеспечения жильём ребята уже могут в соответствии с федеральным законодательством распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Получить профессию

Кроме права на жильё, у ребёнка есть право на получение профессионального образования. В Челябинской области действуют 80 учреждений начального профобразования, 76 техникумов и колледжей и 32 вуза. И во всех учреждениях обучаются дети-сироты. Некоторые из них имеют проблемы со здоровьем, особенности развития. - У нас нет специальных коррекционных или специальных отделений для детей-сирот, - обозначает проблему Ольга Новикова, начальник отдела начального и среднего профессионального образования министерства образования и науки Челябинской области. - Дети приходят из школ-интернатов в нашу систему для получения профессии. Причём в учреждениях начального профобразования эти дети имеют право дважды обучаться на бесплатной основе. Ольга Новикова рассказала, что, как правило, ребята приходят обучаться на базе 9 классов.

Но если получилось так, что эта профессия пришлась не по душе или он не смог впоследствии трудоустроиться, он имеет право с 11 классами прийти в училище, чтобы получить второе бесплатное начальное профессиональное образование. Что же касается системы среднего и высшего образования, то тут ситуация несколько иная. Сюда поступают по результатам сдачи ЕГЭ. Причём эти дети имеют право на бесплатное для них посещение подготовительных курсов. Этим правом они пользуются.

Сегодня в училищах обучаются 1143 человека из числа детей-сирот. Это составляет 9,1 процента. Для сравнения: в 2005 году их было 5,9 процента. По заверению чиновников, дети обеспечиваются всеми социальными льготами, которые положены по законодательству. Бесплатное питание и проживание в общежитии, бесплатное медицинское обслуживание гарантируются по законодательству. Кроме этого, есть такие социальные льготы, как стипендия, ежегодные пособия для приобретения учебной литературы.

Предусмотрены средства, которые ребята получают после окончания учебного учреждения. - Но острейшей проблемой является то, - говорит Ольга Новикова, - что дети плохо профориентированы. Далее - проблема сопровождения обучения этих детей. У нас в расписании учреждений начального и среднего профобразования не предусмотрены ставки воспитателей, социального педагога, психолога, медицинского работника. А эти дети, как правило, нуждаются в таком сопровождении. И это вызывает определённые трудности. Кроме этого, среди общего количества детей-сирот у нас порядка 700 человек в учреждениях - выпускники коррекционных школ восьмого вида. Эти дети нуждаются в особом сопровождении. Им нужны не только психологи, но и психотерапевты. Эти дети вызывают беспокойство и тревогу.

В образовательных учреждениях таких детей бывает до 150 человек. Сегодня диапазон подготовки в системе профессионального образования таков: 93 профессии рабочие, 136 специальностей среднего специального образования. В этом году по спискам министерства зарегистрировано 470 выпускников детских домов.

На рынке труда

- Выбор профессии – это очень сложный выбор, и от него по сути зависит вся будущая жизнь человека, - размышляет Татьяна Романова, начальник отдела профориентации и профобучения незанятого населения главного управления службы занятости населения Челябинской области. Она говорит, что ежегодно в области до 15 тысяч учащихся получают профориентационные услуги. И, как правило, более одной тысячи из них - это воспитанники детских домов. Впрочем, специалисты в министерстве не склонны делить выпускников учебных заведений на сирот и не сирот. Основная задача – помочь каждому действовать на рынке труда осмысленно. И всё-таки дети, оставшиеся без попечения родителей, особенно нуждаются в сопровождении со стороны общества, а не только должностных лиц. У ребят, выпускников образовательных учреждений, часто отсутствует эмоциональная готовность к самостоятельной жизни, нет мотивации к выполнению социальной роли, к труду. И уж тем более им трудно в начале жизни совершить осмысленный выбор той же профессии. В период обучения детей специалисты центров занятости населения городов и районов области работают и с педагогами, психологами, где они есть.

В ряде территорий области опытные консультанты накопили определённый опыт и проводят индивидуальные и групповые консультации, которые помогают настроить ребят на получение специальности. - В первую очередь мы стараемся ориентировать их на рабочие профессии, - добавляет Татьяна Романова,- потому что, как показывает опыт, более 80 процентов вакансий – это рабочие специальности. Следовательно, мы можем более продуктивно работать с работодателями по трудоустройству. Задуматься о том, как складывается жизнь детей-сирот после выпуска из детского дома – задача не только для чиновников, поставленных охранять права детей. Помочь этим детям встать на ноги, обустроить дом, создать семью – задача для всего общества.

700

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей