Кто боится ВТО?
+3°
Сообщить новость
30.11.2009 08:59

Кто боится ВТО?

Законодательство в последнее время постоянно меняется, подстраиваясь под условия современности. Вот пришла пора пересмотреть и закон «О торговле».

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Кто боится ВТО?

Предлагаемых поправок много, однако самой волнительной и обсуждаемой стала та, что предлагает ограничивать размер «входного бонуса» для производителя. Отметим, что речь идёт только об отечественных производителях. Про тех, кто поставляет на наши прилавки импортную продукцию, пока не говорится ничего. Нашим же, возможно, в ближайшее время предоставится шанс порадоваться или погрустить. Именно это и обсуждали южноуральские производители мясной продукции, чиновники и представители Роспотребнадзора.

Дойти до прилавка

Пока в существующей расстановке сил на рынке розничных сетей всё спокойно, хотя смена игроков происходит. Это нормально - выживает сильнейший. Но вот как можно дойти до прилавка тем, кто производит для нас с вами молоко, мясо, хлеб? Как это ни странно, но даже в кризис люди покупают мясо и продукты из него. На сегодняшний день, по словам начальника отдела по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза Челябинской области Анатолия Малишевского, в области успешно работают более 200 колбасных и мясоперерабатывающих цехов. Пока места хватает всем, но каждый бизнесмен надеется расширить своё производство и продавать свою продукцию не в рыночном киоске, а в супермаркете или просто в приличном магазине, куда удобно заглянуть после работы. И тут начинаются сложности… Вернее конкурентная борьба. Кому предоставят магазинную полку? Как договориться с директором магазина или розничной сетью? На эти вопросы крупный производитель с хорошей репутацией ответ знает, а вот новичкам придётся непросто.

Впрочем, всё не так однозначно. По словам заместителя начальника управления по торговле и услугам Челябинска Валентина Барановского, наш город живёт по закону здоровой конкуренции, никому вход не закрыт: «Именно поэтому в наших магазинах есть продукция из самых разных городов России, у покупателей есть шанс выбрать то, что по вкусу и по кошельку. Совсем иначе в соседней Башкирии, где президентским распоряжением дан зелёный свет только своим производителям. У нас всё иначе, и это хорошо». Пока законопроект обсуждается, есть возможность взвесить все «за» и «против» и рассчитать свои силы.

Итак, законодатель предлагает ограничить размер премии торговым сетям со стороны производителей до 10%. Стало быть, сегодня платят больше? – Платят по договорённости, - отметил коммерческий директор розничной сети «Союз» Сергей Кийко. И продолжил: - Разговоры о бонусах на входе – это от лукавого, а может, даже «охота на ведьм». Ничего страшного в новых поправках ни для одной из сторон нет. Есть нормальный бизнес: хороший и качественный товар на прилавке не залежится… А что делать с тем, за который торговая сеть получила вознаграждение, но покупатель не берёт? Да, к нам приходят с предложениями о вознаграждении производители и посредники. Сами предлагают, мы им руки не выкручиваем. Грех отказываться - ведь тех, кто производит, много, а места на магазинной полке мало. Но тот товар, который приносит доход нам, позволяет через какое-то время пересмотреть договорные отношения и перейти на взаимовыгодные условия сотрудничества без всяких наград и бонусов.

Благодаря и вопреки

Генеральный директор МПК «Ромкор» Дмитрий Мясников подтвердил, что торговые сети действительно предпочитают работать с теми, кто поставляет доброкачественный товар. Но тут же заметил, что с появлением закона и твёрдого процента за сотрудничество придётся-таки в какой-то части пересмотреть договорные отношения. А вот производитель из Кургана (мясокомбинат «Белый яр», директор Александр Нетесов) заявил, что с коллегами солидарен, но зависимость от торговых работников ощущает. Отметим, что продукция «Белого яра» на прилавках челябинских магазинов всего два месяца, но покупатель вкус и качество уже оценил. Вот только цена… Всё дело в том, что в родной Курганской области продукция предприятия на полках появляется лишь с 10-процентной торговой наценкой, а у нас всё по закону, согласно которому накрутка не должна превышать 35 - 50%.

Нетесов попробовал было пожаловаться на то, как трудно было попасть на южноуральский рынок, но тут же был прерван гендиректором «Ромкора», чья, кстати сказать, география поставок распространяется на 900 километров от Челябинска: «Это на курганский рынок попасть невозможно, машины с продукцией просто не пускают, останавливают на дорогах - и всё. А у нас товар скоропортящийся. Областные власти Кургана придумали собственные награды за качество, без которых даже высококлассный товар не доходит до покупателей». Речь идёт о знаке отличия «Зауральское качество», благодаря которому товар попадает на полку в магазине без всяких преград и откатов и гарантирует покупателю отсутствие в продукте ГМИ. Конечно, заслужить его, очевидно, непросто – «Белому яру» пришлось 16 лет доказывать это право. Теперь пришло время заявить о себе и на других территориях, но не везде чужакам предлагают благоприятный режим для реализации продукции.

По словам Сергея Кийко, в нашем городе тоже есть торговые сети, в которых финансовая составляющая в виде бонуса берёт верх над предлагаемым качеством. Скорее всего, новый закон внесёт серьёзные коррективы в их работу. Однако назвать недобросовестных поименно оратор отказался из этических соображений. Отметим, что в последнее время появились и в нашем городе торговые сети, работающие по международным стандартам. Им кроме заверений производителей и сертификатов качества требуются более весомые гарантии качества. Представители таких супер- и гипермаркетов («Метро», например) обязательно выезжают на производство, отсматривают весь технологический процесс, требуют соответствия продукции стандартам ЕС, нормам экологичности… Попасть туда сложно, но почётно.

Дмитрий Мясников отметил: «Закон «О торговле» для нас не страшен, а вот вступление России в ВТО будет ударом для многих, кто не привёл свою деятельность к высокому стандарту качества и ответственности перед потребителем. 90% производителей могут просто уйти с рынка, ВТО - это страшная угроза. Нужно подстраховываться уже сейчас, у нас ведь в мясном производстве хаос в регламентах и сертификации».

С поля - в магазин

Отметим, что сегодня челябинцы имеют возможность покупать продукцию, которая прошла по замкнутому циклу. «Дубровка», «Равис», «Ромкор», «Ариант» не только изготавливают колбасы и мясные деликатесы, но и сами выращивают «сырьё», и имеют собственную кормовую базу для мясного стада, и самостоятельно осуществляют забой скота, и довозят товар до потребителя. В этом, конечно, гарантия качества. Однако никто из производителей не скрывает, что в продукцию эконом-класса идут различные растительные и мясозаменяющие добавки. Как отметил Валентин Барановский, «75% челябинского рынка насыщены товарами от местных производителей, мы практически полностью обеспечиваем себя сами. Но около 60% населения города не могут себе позволить покупать продукты с отметкой «высший сорт». Однако это не означает, что представленные на прилавках колбасы первого и второго сортов должны не соответствовать нормам». Успокоила и заместитель начальника отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора Татьяна Реутова: «Благодаря тому, что многие производители работают по замкнутому циклу, жалоб от населения на качество стало меньше. Но мы проверяем только готовую продукцию, которая дошла до конкретного человека, а не сам процесс производства. Поэтому упрёк адресуем продавцам, именно они иной раз серьёзно нарушают правила транспортировки и хранения готовой продукции. Они и будут наказаны».

Как ни странно, но имиджевых потерь в этой войне за покупателя никто не несёт - ни торговая сеть, позволяющая себе продавать лежалый товар, ни производитель, не могущий разорвать договор с сетевиками (только неплатежи могут разрушить сотрудничество). Попробуй-ка потом опять наладить отношения и занять нишу! Бизнес! Может, собственные фирменные магазины спасут? Нет, отвечают мясопереработчики, это убыточно. Покупатель привык к тому, что в магазине он может купить не только один вид товара, но и выбрать из предложенного ассортимента что-то ещё нужное для дома, для семьи. Отметим, что это говорят и те, у кого есть свои фирменные магазины и отделы. Когда-то их открыли от безысходности: не могли попасть в крупные сети или прислушались к запрету торговать с машин на улицах. Но сегодня для привлечения покупателей им приходится разнообразить выбор товаров. Словом, готовящийся закон никого не пугает - все готовы перестроиться, дабы не затеряться на рынке.

465

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей