Желаю познакомиться с электронным бюрократом
+9°
Сообщить новость
15.12.2009 12:35

Желаю познакомиться с электронным бюрократом

Дмитрий Медведев в ежегодном Послании Федеральному Собранию поставил задачу создать «электронное правительство», а оно вот уже сегодня и появилось.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Желаю познакомиться с электронным бюрократом

У нас продвинутый президент. Это факт. И у него очень расторопные подчинённые. Дмитрий Медведев в ежегодном Послании Федеральному Собранию поставил задачу создать «электронное правительство», а оно вот уже появилось. Возможно, через два года у нас и в самом деле начнут предоставлять в электронном виде не менее 60 ключевых государственных услуг. «Внедрение так называемого электронного правительства будет не только удобным для граждан, но и будет способствовать противодействию коррупции», - уверен президент. А вот у меня почему-то такой уверенности нет.

Бланк - в люди

Благие намерения и мечты главы государства понятны и приятны, но как-то не особо верится, что всего через пару лет будет так, как грезится. В свою очередь председатель правительства Владимир Путин тоже считает, что проект «Электронное правительство» обеспечит качественно иной уровень предоставления госуслуг, снизит временные и финансовые затраты людей. Неужели в самом деле перестанем собирать тьму-тьмущую никому не нужных документов и бегать по бесконечному кабинетному кругу, простаивать в очередях и доказывать верность написанных букв? Хочется в это поверить! Ведь можно уже сегодня заказать билет на самолёт, в «Ла Скала» и турпутёвку через Интернет. Да, это реальность, но вот с сегодняшнего дня нам предложили постепенно привыкать к мысли о том, что не придётся обивать пороги чиновничьих кабинетов.

Итак, в России начинает действовать единый портал для предоставления электронных госуслуг в Интернете в режиме «одного окна». А вот дальше пока всё исчерпывается только предположениями. Попробуем понять, насколько быстро мы сможем получать основные государственные услуги через Интернет. Первое, о чём честно сообщают разработчики «Электронного правительства»: пока в Интернете можно будет лишь получить информацию о госуслугах, оказывать их по сети чиновники станут только через несколько лет. Очевидно, начинает работать всего лишь онлайн-справочная, где можно будет лишь списочно посмотреть виды госуслуг. Правда, министр Щеголев уверил, что в дальнейшем портал будет регулярно пополняться как приоритетными, так и региональными видами оказываемых услуг. Оптимизм внушает уважение. Получается, что чиновники будут пока работать в прежнем режиме, но у народа будет ПЕРЕЧЕНЬ их функциональных обязанностей и список необходимых документов для получения той или иной услуги. А со следующего года можно будет даже распечатать необходимые бланки для заполнения! Вот это здорово!

Кстати, нечто подобное уже действует. На сайте ФМС можно скачать анкету для получения загранпаспорта и прийти с ней в миграционную службу. Постоять в очереди и получить документы для выезда за рубеж. В этом году прелести системы я испытала на себе. Скачала, заполнила, ровно 4,5 часа простояла в очереди в узеньком коридорчике, а рядом со мной маялись такие же страдальцы, только с детьми, потому как даже грудничка, прежде чем записать в мамин паспорт, должны сфотографировать. Но каждый стоящий рядом волновался о другом: пройдёт ли самостоятельно заполненная анкета через строгого инспектора. Не прошла? Поднимитесь этажом выше, и за 300 рублей вам помогут её грамотно оформить. Вот тебе и сокращение волокиты, и экономия денежных средств. Впрочем, ты можешь попытаться исправить ошибки сам - не возбраняется, но и не гарантируется.

Создать единый механизм

Уже в 2010 году россияне смогут получать порядка 300 федеральных услуг на одном интернет-портале: бланки и информацию для получения паспорта, соцпомощи, путёвок, пенсий. Будет там и информация о налогах, начисленных гражданину, например о транспортном, земельном, имущественных. Планируется также поместить данные о штрафах ГИБДД - об этом в своём интервью говорил министр Щеголев. Его слова подтвердил и Антон Колпаков, гендиректор компании «Ростелеком», исполняющей проект: «По сути первая социально значимая часть проекта - «Электронное правительство» - реализована. Теперь компании предстоит обеспечить консолидацию региональных, федеральных и отраслевых данных в один механизм».

Вроде бы ничего сложного нет, дело за малым - консолидировать и свести всё в одно окно, в один масштабный реестр. Но как на грех вспомнилось: дважды пришлось наведываться в Регистрационную палату, чтобы отдать документы для получения «зелёнки»! Не потому, что документы были собраны ненадлежащим образом, а потому, что вырубилась вот эта самая единая и консолидированная сеть. Бывает. Техника имеет свойство давать сбой, а в подобных учреждениях подобные ситуации даже форс-мажором не считают. Если надо людям, придут ещё раз. Какие проблемы? Но для такого государственного дела, очевидно, колёсики бюрократической машины закрутятся феноменально быстро. Напомню: президент велел за два года.

Однако муниципалитетам попасть в банк данных «Электронного правительства» удастся только после того, как будет принят закон «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», который только рассматривается Госдумой. Словом, подготовительный этап, невзирая на энтузиазм, ещё рано считать завершённым.

Узнать в лицо

Пожалуй, самое интересное в мечтах разработчиков - интерфейс сайта. «Он должен стать интуитивно понятным любому пользователю», - обещают в Минкомсвязи. Долго вчитывалась в эти слова и поняла, что кроме интуитивной понятности сайт должен ещё и заговорить. Хотя бы так, как это делают автоматы, принимающие плату за интернет-услуги и телефонную связь. Механический голос сообщает последовательность действий и напоминает о необходимости взять квитанцию. Чудесно и удобно, особенно для пожилых людей, которые активно осваивают современное пространство. Но в случае с «Электронным правительством» пользователю нужно будет для начала понять, какое именно ведомство сможет ему помочь. Видимо, именно это и будет упрощать и делать интуитивно понятным.

Но опять-таки просится пример из жизни. Не далее как сегодня пресс-служба УФРС, которая в течение двух лет проходила через процедуру реформирования и слилась-таки в «одно окно» со смежными управлениями, распространила сообщение о том, что готовность документов можно теперь увидеть на сайте ведомства. Однако тут же сообщает: «Для этого те, кто регистрирует права и сделки с недвижимым имуществом, должны внимательно прочитать на сайте правила о наборе необходимых цифр. Они указываются в расписке, выдаваемой заявителям при приёме у них документов на государственную регистрацию. Умная программа выведет на мониторе ответ - о приостановке госрегистрации, об отказе в ней либо о том, что можно прийти за готовым свидетельством».

Зачем такие подробности? Оказывается, всё не так просто: «В последнее время участились обращения граждан в управление, в которых они спрашивают, как получить необходимые сведения, или сообщают о своих затруднениях при использовании данного ресурса. В ответ на эти обращения специалистами отдела информационных технологий были проведены контрольные проверки по нескольким делам. Программа работала нормально, сбоев не было обнаружено. Подобные проблемы могут возникать, если пользователями какие-либо цифры из расписки введены неправильно». Чего уж мечтать об интуитивной понятности, если наш человек цифры не может точно забить в графу. Заметьте: ведомство внутри себя и своей программы проблем не обнаружило – сам дурак!

Кстати, УФРС не единственное ведомство, где можно в электронном виде получить ответ на свой запрос. Вот, например, в БТИ эта услуга тоже возможна, но она вовсе не означает, что твоего личного присутствия сотруднику не понадобится. Тебя просто уведомят, поставят на очередь, проинформируют, а потом как миленький отправишься по кабинетам, чтобы получить-забрать документы, чтобы чиновники удостоверились, чтобы пошлины были уплачены… Так что у компьютера не больно-то засидишься.

Барьеры и рогатки

Эксперты, которые уже взялись обсуждать эту тему, нашли в ней массу правовых нюансов. Ограничимся их перечислением, поскольку это лишь очередной повод задуматься о сроках воплощения грандиозного проекта: - ни одна законодательная услуга не может быть оказана в электронном виде, пока нет закона об электронной подписи, которая обойдётся в копеечку; - существуют услуги и законы, требующие обязательного личного присутствия гражданина; - у нас пока нет технически продуманной виртуальной идентификации пользователя, поэтому предъявить паспорт придётся в реальном времени - в противном случае возможны подлоги, махинации и, разумеется, хакерские атаки на сайт. Не хочется, чтобы благое начинание тонуло в скепсисе. В конце концов в цивилизаторский порыв Петра I тоже мало кто верил. Но царское «окно» работает чётко, пока газ по трубе идёт. Я хочу верить, что мне уже очень скоро не придётся простаивать в очередях, натыкаться на усталость, озлобленность и хамство. Я хочу верить в то, что никогда не увижу мурло (простите…) бюрократа и смогу решить любой вопрос путём взаимной переписки.

247

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей