06.01.2010 11:15

Вадим Клювгант:«Раз есть хорошие идеи – значит, есть и будущее»

Давняя задумка - серия интервью с бывшими руководителями территорий Челябинской области. Люди, ушедшие в отставку, не обременены грузом текущей хозяйственной (а нередко и политической) ответственности. Они более открыты для бесед с журналистами – в отличие от действующих первых лиц. Они (бывшие мэры и депутаты) на многое могут открыть нам (читателям и журналистам в равной мере) глаза.

Рейтинг: 0
Вадим Клювгант:«Раз есть хорошие идеи – значит, есть и будущее»

Давняя задумка - серия интервью с бывшими руководителями территорий Челябинской области. Люди, ушедшие в отставку, не обременены грузом текущей хозяйственной (а нередко и политической) ответственности. Они более открыты для бесед с журналистами – в отличие от действующих первых лиц. Они (бывшие мэры и депутаты) на многое могут открыть нам (читателям и журналистам в равной мере) глаза.
Такой бесценный опыт и возможность сопоставить хотя бы отдельно взятые способы экономического развития сегодня с теми, что практиковались лет десять назад – просто нельзя оставлять невостребованным. Логично, что первым, к кому мы обратились с подобными вопросами - бывший мэр Магнитогорска Вадим Клювгант.
После ухода из Челябинской области в середине 90-х господин Клювгант работал в руководящих органах нескольких крупных российских компаний, включая ТНК и «Сиданко». На момент этого интервью (оно было взято в 2005 году) Клювгант был независимым консультант в сфере управления рисками. Можно сказать, профессионально занимался темой, волнующей каждого. Поскольку вся наша жизнь в условиях современной России – один большой риск.
Сейчас Вадим Владимирович – известный адвокат. И рисков в его работе меньше не стало.
- Вадим Владимирович, одно время активизировались разговоры на тему о возможной отмене итогов приватизации. Правительство и Президент обещают, что тотального пересмотра приватизации не будет. В то же время у бизнеса в силу известных событий есть опасения, что национализация ряда предприятий все же возможна. Каков Ваш прогноз? И что Вы думаете о той приватизации, которая проводилась в 90-х годах в России (кстати. приватизация продолжается по сей день)? В том числе на примере Челябинской области?
- Приватизация, как способ дележа собственности и первоначального накопления капитала, по определению не может быть полностью справедливой, и не была таковой нигде в мире. С моей точки зрения, это печальная, но аксиома. Такая же аксиома - неизбежность и безальтернативность приватизации для создания основ рыночной экономики. Различаться могут способы приватизации, масштабы несправедливости и коррупции при ее проведении.
У нас в России, с учетом нашей тяжелой наследственности, отсутствия деловой и правовой культуры и традиций законопослушания в период проведения приватизации, общий масштаб несправедливости был велик. Челябинская область не могла быть и не была исключением, хотя и здесь не все и не везде было одинаково.
Что из этого следует и поможет ли новый передел в восстановлении справедливости? Я полагаю, что не поможет, а вот почву для новых потрясений создаст обязательно, потому что приведет к новым несправедливостям и новым обиженным. Причем, новыми обиженными оказались бы прежде всего те, кто уже понял, что такое собственность, и готов ее защищать. Думаю, что власти это хорошо понимают, и поэтому не станут создавать новых очагов нестабильности, дай им Бог справиться с многочисленными уже существующими.
Сказанное не означает, что конкретные приватизационные эпизоды, содержащие состав преступления, не должны быть и не будут предметом расследования и реагирования. Что касается национализации каких-то конкретных объектов, то она может быть следствием далеко не только пересмотра приватизационных сделок, но и других причин, которые должны быть исчерпывающим образом перечислены в законе. Кроме того, национализация - это возмездная процедура. Важно, чтобы любые вопросы такого рода решались продуманно, законно и по прозрачным процедурам. Хватит нам уже революций.
- Вы в первой половине девяностых четыре года были мэром Магнитогорска. Думаю, Вы как никто знаете особенности этого города. Как думаете, не слишком ли велик перекос с точки зрения занятости населения, объемов производства, налоговых отчислений в сторону промышленных гигантов в экономике Челябинской области? Не влечет ли это за собой с одной стороны зависимость от внешних рынков, и с другой - торможение процессов развития малого бизнеса?
- Очевидно, что степень концентрации крупных промышленных предприятий в Челябинской области очень высока. Это результат сталинской индустриализации, эвакуации предприятий во время войны и других исторических причин. Последствиями этого являются не только сильное давление крупных предприятий на региональный рынок труда и высокая степень зависимости доходной части бюджета региона от ответственности и добросовестности их руководства и собственников, но и высокие риски для региона, связанные с возможной нестабильностью работы самих этих предприятий (например, из-за проблем с сырьем или утраты конкурентоспособности их продукции).
Но говорить о ненужности или вредности для области крупной промышленности так же неверно, как отрицать ценность нефти, газа или стали для благосостояния страны. Давайте сравним, лучше ли живется людям в тех регионах, где нет крупной промышленности?
Неверно и противопоставлять малый и средний бизнес крупному. Мне кажется, не нужно сталкивать бизнес (как, впрочем, и людей) между собой по каким бы то ни было критериям, и уж тем более не использовать его как инструмент политической борьбы. А вот что точно нужно, так это пресекать любые злоупотребления любым монополизмом, способствовать диверсификации экономики региона, развитию сферы услуг (а значит, и малого бизнеса), развивать инфраструктурные проекты.
Тогда найдется место и малым, и средним, и крупным, и риски для региона снизятся. В свое время нам кое-что удалось в этом направлении сделать в Магнитогорске, во всяком случае, начать такое движение. Сейчас возможностей для этого намного больше, чем десять-пятнадцать лет назад. Но повторюсь, крупные компании – это достояние страны, и нужно заботиться об их глобальной конкурентоспособности, а не упрекать их в том, что они большие, что сумели выжить и развиваются.
В то же время, властям и общественности нужно требовать и добиваться от них высокой степени ответственности во всем, что касается жизни региона, прежде всего – их ответственности как работодателей, налогоплательщиков, пользователей природных ресурсов и окружающей среды.
- Вадим Владимирович, у Вас богатый опыт не только работы на посту градоначальника, но и на высоких постах в крупных нефтяных компаниях. В чем, на Ваш взгляд, могло бы состоять конкурентное преимущество Челябинской области в российском (а возможно, и мировом) разделении труда? Есть ли для этого необходимые природные ресурсы?
- Челябинская область - один из крупных промышленных регионов с большим
экспортным потенциалом и относительно высоким уровнем жизни и интеллектуальным потенциалом населения. Это емкий и интересный рынок, его промышленный и потребительский потенциал также велик. Имея такие преимущества, область в целом и ее предприятия могут и должны успешно конкурировать за привлечение инвесторов и инвестиций в самые разные сферы экономики, привлекать перспективных партнеров для реализации различных проектов.
Эта конкуренция будет тем более успешной, чем привлекательнее будет инвестиционный климат в области и чем ниже в ней будут риски: политические, законодательные, социальные, криминальные, коррупционные, экологические. Что касается недостаточности природных ресурсов, то, как мне кажется, эта проблема есть, в первую очередь, у металлургов. И, насколько я понимаю, они активно занимаются ее решением, как за пределами области, так и внутри ее.
Но давайте согласимся, что природные ресурсы – важное, но далеко не единственное из возможных преимуществ региона. Примеры Японии, Южной Кореи, да и ряда российских несырьевых регионов это убедительно доказывают.
- Известно ли Вам что-либо о создании Правительством Челябинской области системы «Геоинформационные ресурсы Южного Урала», предполагающей полную инвентаризацию земель, производственных объектов, инфраструктуры региона?
- Подробностей не знаю, но убежден, что наличие такой информационной системы, если она будет достоверна, доступна и будет поддерживаться в актуальном состоянии, станет еще одним серьезным конкурентным преимуществом области, а затраты на ее создание многократно окупятся при правильном использовании.
- Как Вы относитесь к идее зарабатывания денег на Южном Урале в такой отрасли, как внутриобластной туризм? В Челябинске по этому поводу полярные точки зрения. Одни уже начинают свой турбизнес, другие убеждены: в территории, где зимой морозы под 30 , а летом клещи, развитой системы туристических услуг быть в принципе не может…
- Любой бизнес - проект, любая бизнес-идея имеют право на то, чтобы быть проанализированными и просчитанными. Это единственно возможный подход к ведению бизнеса, который не терпит легкомыслия и жестоко мстит за него. Но никакой успешный бизнес невозможен и без разумного риска. Туризм - не исключение. По-моему, климат в области далеко не самый плохой, не хуже, чем в Африке, в Норвегии или, например, на Аляске, а там с туризмом все в порядке. Для туризма гораздо важнее безопасность и инфраструктура: дороги, транспорт, качественные гостиницы и рестораны, связь, различные услуги. Ну, и, конечно, правильная идентификация туристических достоинств региона и их продвижение, а также наличие грамотных туроператоров.
- Каковы, на Ваш взгляд, механизмы решения проблем с высоким уровнем безработицы, которая в некоторых территориях Челябинской области достигает чуть ли не 50 %? Насколько перспективно существование в дальнейшем малых металлургических производств, поскольку именно проблемы таких предприятий как градообразующих в ряде случаев и подстегнули безработицу?
- Мне кажется, что проблема не в том, что предприятие маленькое, а в том, что оно неэффективное по каким-то причинам. А то ведь так до абсурда дойдем: большие – плохо, маленькие – тоже плохо… В мире есть немало примеров малых, но очень эффективных металлургических предприятий, мне приходилось некоторые из них видеть. В условиях нашей страны необходимо реальное и достаточно жесткое антимонопольное регулирование, тогда перспектива предприятия будет зависеть не от его размера, а от эффективности его рыночной стратегии и управления.
То, о чем мы уже говорили: диверсификация экономики, развитие сферы услуг, инфраструктурные проекты, привлечение инвесторов во все сферы экономики, создание благоприятного инвестиционного климата, поддержка всех форм предпринимательства - это и есть меры по повышению занятости.
Ну и, конечно, всяческое поощрение, я бы даже сказал – активная и грамотная пропаганда предприимчивости, собственной созидательной активности и ответственности трудоспособного человека за свое благополучие в противоположность глубоко укоренившемуся иждивенчеству: лежит Иван на печи, а скатерь-самобранка или золотая рыбка на него трудятся… Пока люди, у которых есть здоровье и способность работать, так думают и ждут милости от государства или от кого-то еще, с безработицей не совладать.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы областного машиностроения – начиная с ЧТЗ и автозавода в Миассе?
- Машиностроение - сложная отрасль, но мы сегодня можем видеть и в ней не один пример успешного развития. Приходят крупнейшие иностранные производители, налаживают производство на наших площадках, создают СП. За «Силовые машины» уже целая битва гигантов идет. Не вижу причин, почему и другие машиностроители не могут быть успешными, они должны быть в состоянии найти свою рыночную нишу и свои механизмы повышения эффективности, а значит – конкурентоспособности. Хотя должен оговориться, что ситуацию конкретно на названных Вами предприятиях не изучал и экспертом по ним выступать не могу.
- Руководители ассоциаций челябинского малого бизнеса все громче высказывают свою позицию. В том числе такую: «У области нет значительных запасов своей руды, нет топливных ресурсов, нет альтернативных транспортных путей». На этом основании делается вывод: у крупных заводов резервов роста производства нет. Значит, пора дать дорогу «малышам», пока чувствующим сильные административные препоны.
- Конечно, пора дать дорогу «малышам», освободить их от административного гнета. И очень хорошо, что они говорят в полный голос, отстаивают свои права и интересы. Только почему мы все время хотим поддерживать одних за счет уничтожения или притеснения других?! Я бы предложил заменить формулу «или-или» формулой «и-и». Уверен, она не только более конструктивна, но и более реалистична. А для учета и координации интересов различных социальных групп и экономических субъектов мы с вами на свои налоговые отчисления нанимаем или избираем власти различных уровней. Осталось только, чтобы они об этом помнили и это делали.
- Приходилось неоднократно опрашивать как директоров крупных предприятий, так и владельцев небольших компаний с предложением оценить уровень квалификации выпускников местных вузов. И как правило оценки были, мягко говоря, неутешительны: студенты практически не готовы к работе в современных условиях, поскольку действующая система преподавания совершенно не учитывает требований рынка. Вы согласны с этим?
- Я, между прочим, сам закончил «местный» вуз – Свердловский юридический, да еще в прошлой жизни. И очень горд своей альма-матер. И ни разу за долгую уже трудовую жизнь не получал упреков в недостаточной квалификации. Знаю много других выпускников местных вузов различных лет, вполне успешно работающих и в Челябинской области, и в Москве, и в других местах.
Просто одни учатся, причем всю жизнь, а другие дурака валяют и дипломы покупают. Я далек от мысли, что провинциальные вузы, в том числе и челябинские - само совершенство, но с огульной «двойкой» всем им тоже согласиться не могу. Кто хочет стать образованным и эффективным специалистом, имеет такую возможность и в провинции, я в этом уверен. Но надо помнить, что такой человек будет сам выбирать, где ему работать.
А работодателям надо быть готовым к конкуренции за головы, за знания, за интеллект, за таланты, которые чем дальше, тем больше становятся главным активом и самым дорогим товаром. Не будут конкурировать – будут иметь оболтусов и жаловаться на их низкую квалификацию.
- Одним из серьезных препятствий в развитии областного малого бизнеса является пробуксовка с введением принципа «одного окна» при сдаче отчетов. В ряде территорий области и в самом Челябинске эта система не работает в силу жесточайшего сопротивления чиновничества. Как же быть?
- Требовать от власти, добиваться ее ответственности за конкретные дела. Формировать общественное мнение. Добиваться всеми законными путями смены власти или конкретных чиновников, которые не помогают и тем более мешают. Обращаться в суд, в прокуратуру. Отстаивать свои права. Самим идти во власть и делать. Других путей не знаю. И еще - не искать панацеи, все делать осмысленно.
Ведь можно бодро отрапортовать о введении «одного окна», а потом, при желании, через это самое окно так издеваться над теми же предпринимателями, что мало не покажется. Особенно с учетом нашего вечного «хотели как лучше, получилось как всегда». Так что всесторонняя продуманность и обязательный антикоррупционный аудит (причем независимый и высоко профессиональный) всего, что предлагается делать или не делать властям любого уровня - вещи не менее необходимые, чем гражданская активность в отстаивании своих прав.
- Ряд аналитиков заявил, что Челябинск уже проиграл спор за транспортный коридор, проходящий по Уралу, соседнему Екатеринбургу. Вы тоже считаете, что ничего не изменить и финансовые потоки будут у соседей по-прежнему намного мощнее, а значит, и рост производства и уровня жизни тоже?
- Если ничего не делать, то ничего и не изменится. Не думаю, что такая огромная страна с таким объемом перевозок всех видов может быть удовлетворена одним безальтернативным транспортным коридором. А удвоенный ВВП тоже одним - единственным коридором будем перемещать? А уже решенное освоение Восточной Сибири, которое будет сопровождаться перемещением в обе стороны весьма большого дополнительного количества людей и грузов?
Дело, как мне кажется, не в безысходности, а в том, что для выигрыша в соревновании за инвестиции, за потребителя, за клиента надо создавать конкурентные преимущества: лучшую инфраструктуру, лучшую безопасность людей и сохранность грузов, лучший сервис, более привлекательные условия. Финансовые потоки реагируют на такие аргументы, а не на заклинания.
Несколько лет назад вряд ли кто-то мог всерьез думать, что Домодедово станет более эффективным, чем Шереметьево. А сегодня Домодедово – безусловно лучший аэропорт Москвы. Пассажиры и авиакомпании тем временем голосуют деньгами. Разные подходы - разная эффективность.
- В курсе ли Вы оригинальных идей челябинских предпринимателей, построенных на базе нашего негативного опыта? Например, есть предложение создать именно в Челябинской области, где была в свое время крупнейшая ядерная авария, площадку по разработке высоких технологий по очистке окружающей среды. Тем более, что на том же химкомбинате «Маяк» уже давно отработаны современные системы защиты экологии.
- По-моему, умение извлекать позитив из негативного опыта – это талант, который надо беречь и всячески поддерживать. Раз есть такие идеи и их носители, значит, есть и будущее.

623

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей