Киношок на школьную тему
-6°
Сообщить новость
19.01.2010 11:20

Киношок на школьную тему

Сериал «Школа» на Первом канале идёт вторую неделю. И скандал вокруг фильма не утихает. Кажется, в перестрелку мнениями ввергнуто всё общество - от школьников до политиков. Не удалось отмолчаться и министру образования. Фурсенко высказался...

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Киношок на школьную тему
*Сериал «Школа» на Первом канале идёт вторую неделю. И скандал вокруг фильма не утихает. Кажется, в перестрелку мнениями ввергнуто всё общество - от школьников до политиков. Не удалось отмолчаться и министру образования. Фурсенко высказался. Дескать, в фильме «Школа» много неточностей и даже ошибок. Например, какой смысл давать взятку учителю, чтобы выпускнику «сделали» золотую медаль, если этот вопрос решается на уровне управлений образования? При этом министр признал: проблемы в школе есть, существуют школы и похуже, нежели показано в фильме. И что с того?* *По-прежнему одни кричат: «Фильм вредный, запретить!» Другие: «Всё так, пусть Германика дальше режет правду-матку». И режиссёр Гай-Германика режет. На Первом канале потирают руки: рейтинги - то, что надо. А люди плюются: надоела чернуха. Но боятся признать, что их застали врасплох, пока они привычно наслаждались неправдоподобными «Папиными дочками».* h3. Псевдодокументальность Чем же обусловлен столь феноменальный успех «Школы»? То, что это успех, надеюсь, понятно. Задача каждого выступления - получить резонанс. А этот фильм действительно попал в нерв общества. Больно. Но 60 серий - не слишком ли большая дистанция для испытания порога боли? Есть подозрение, что так, притерпевшись, можно окончательно впасть в скорбную бесчувственность. И тогда прощай эта энергия возмущения в обществе. А хотелось бы настоящих перемен в школе, а не споров по поводу фильма: правда или неправда. Кстати, главный художественный приём сериала «Школа» - нарочитая документальность. Камера мечется, в рваном ритме «присутствует» в эпизодах как случайный свидетель или подглядывает. За оригинальную операторскую работу фильм «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики (настоящая фамилия Чаганава) уже получил специальный приз в Каннах. В «Школе» сохранён почти тот же операторский приём. Как призналась сама Гай-Германика, работать с камерой она начала на съёмках порнофильмов. Так погружалась «в жизнь». А до этого примкнула к готам, усвоила их мрачную маргинальную эстетику. Возможно, этот личный опыт режиссёра и сценариста сказывается на своеобразной стилистике сериала. Но магия почти документального кино работает безотказно. По этому поводу сделаю одно отступление. Был такой случай в недавнем советском прошлом. Затеяли снимать кино о жизни села. Съёмочная группа поселилась в деревне и по уши окунулась в сельский быт. Снимали всё подряд. Как доят коров, как ходят за водой, как ругаются, выпивают на праздниках, целуются, как решают жизненные вопросы, как работают. В фильме участвовала только одна профессиональная актриса. Остальные персонажи были сняты что называется живьём, в натуральной обстановке. И вот после монтажа картины всех жителей деревни собрали в клубе на премьеру. Реакция людей для режиссёра оказалась неожиданной. Вместо восторга – а ведь люди сами были актёрами – растерянность и недовольство. «Это неправда, - сказали они, - не про нашу жизнь». Действительно, ведь закон художественной типизации и обобщения никто не отменял. И последовательность зарождения конфликта, кульминацию и разрешение – тоже. А чем же в таком случае берёт «Школа» и не проваливается, как фильм про то село? Мне кажется, дроблением на эпизоды, которые похожи на концентрированные новеллы. Каждую такую «новеллу» можно раскручивать как отдельную проблему нашей жизни. Вот, например, учительница говорит отцу неуспевающего ученика, что нужно усиленно заниматься и дома. Родитель немедленно достаёт деньги: «А может, вы с ним позанимаетесь?» Всё, приехали. h3. Папы и мамы Кажется, пришла пора разрушить мифы и откинуть политкорректность по отношению ко всем контрагентам учебного процесса. Таков посыл сериала «Школа». Родители – истинные враги школы. Ведь именно они отправляют в школу своих детей, которые, как верные гонцы, приносят в школу из дома порочность, заложенную именно в семьях. Если нет, то откуда берутся жадность, развратность, глупость, жестокость, завистливость, лицемерие, подлость, лень, склонность к воровству? - Нет, - ахают родители очередного мерзавца, который буквально нагадил под дверью учительской, - мы этому его дома не учили. Но дома при детях говорят, что учителя - дураки. Особенно решительны на расправу с учителями мамы, хоть сколько-нибудь обременённые высшим образованием. Они имеют своё особое мнение, как учить их дитё и какие к нему нужно применять цирлихи-манирлихи. Неудобно об этом говорить, настолько это тривиально, но всё же претензий к школе в семьях бывает больше, чем необходимого сотрудничества. Ты же видишь, родитель, что учитель замучен процессом обучения. Твой ребёнок не единственный в классе - приходи в школу, общайся. Твоя задача - находить с учителем общий язык, твоё время должно тратиться, если желаешь своему ребёнку успехов. Но не идут родители, им некогда. А если приходят, то с такими перекошенными взглядами на образование, на своего ребёнка, на всю жизнь в целом, что боже упаси. Большинство учителей недаром считают: легче находить общий язык с ребятами. Родители чаще всего в тягость. Они ведь грозная сила перед учителем. От их мнения зависят нормальная работа учителя и даже судьба. Чуть что - пожалуются, разведут бодягу. Подмечено: самые опасные родители, которые говорят: «У меня гениальный ребёнок». Учителя вынуждены надевать маску благостной покорности. Никогда не скажут: «Ваш ублюдок чуть не изуродовал на перемене девочку из параллельного класса, отнял деньги у одного мальчика, постоянно срывает уроки, учится из рук вон». Но в обороте действуют мармеладные выражения типа «он парнишка сложный» или «ваша девочка стала прохладнее относиться к учёбе». h3. Ученики и ученицы Ученики в отличие от родителей не умеют скрывать под маской пристойности характерные черты своей семьи. Тут всё на виду, и это очень неприятно наблюдать. Кто работал в школе, понимает, о чём я говорю. Все эти ужимки и прыжки в среднем звене – бессознательное копирование взрослых. В старших классах – неконтролируемая дурь. Неизбывная драма учителя в том, что он находится один на один с детьми, которые не связаны чёткой этикой поведения. Пятнадцатилетние бывают уже настолько «в протесте», что и обычных слов порой не понимают. В фильме «Школа» вся учительская тупо повторяет объяснения дурных поступков: «гормональный взрыв», «нигилизм похож на хулиганство» - и вспоминают про кнут и пряник. А что учителям остаётся делать? Но во всём, конечно, виновата семья. Правда, школа – место встречи невинных агнцев и развращённых козлищ. Достаточно одного изверга в классе, чтобы зародились бесчисленные конфликты. Ценности подворотни, страшный дух криминала отравляют школьную атмосферу. Отсюда и страхи ребёнка: Не стать лохом, не попасть в число стукачей, иначе станешь изгоем. Сколько их, мальчиков и девочек, одиноко сидящих за партой. К ним нельзя приближаться – потеряешь статус. И хорошо учиться - тоже плохо. Прозовут: «Ботало позорное, ботаник!» Есть ребята, которые не учатся в школе, а выживают, в одиночку противостоят целым коллективам. От «подворотни» нет спасения. Если ребёнка бьют, родители ничего не могут сделать. Здесь общество падает в бессилии. Полно случаев, когда люди меняют место жительства из-за того, что их ребёнка шпана «поставила на счётчик». То, что исчезли зоны спокойствия среди девочек, стало общим местом. Девочки пьют и курят не слабее, чем мальчики, бьют в туалетах маленьких и отнимают вещи. Девичьи драки бессмысленнее и страшнее. А ещё такие девочки согласно своей природе делают мальчиков взрослыми. А те в свою очередь пристают к хорошим девочкам. Карусель, в общем, до тошноты. h3. Учительницы и учителя В школе детям скучно. Эту мысль постоянно вбрасывают, чтобы взяться за очередные реформы. Хочется спросить, что может быть весёлого в решении задач по химии, физике? Какой нужен цирк на уроках русского языка? Сегодня держат курс на развлечение в учёбе, а работа не может быть весёлой. Она может быть увлекательной и не очень, но она всегда трудная и полезная. Терпеть и трудиться важнее, чем по-лёгкому отбывать время на уроке. Происходит, на мой взгляд, трагичное навязывание учителям, что и как преподавать, в угоду легкомысленному представлению о знаниях и способах их передачи. Это извне. А изнутри учительство сталкивается с местным аппаратом подавления. Директор и его верные опричники - завучи и лояльные учителя - гнобят не лояльных учителей и тех, кто был своим и впал в немилость. О каком статусе государственных служащих можно говорить, если учителя можно выгнать на территорию подбирать окурки? Нет, такой статус, который должен быть, никогда учителям не дадут. Ведь посмотрите, как они замордованы своей работой и при этом вечно не правы. Чтобы «держать» класс, нужны силы. С низкой стрессоустойчивостью, слабым здоровьем в школе делать нечего. Какое здесь спасительное чувство юмора, игра ума, экспромт и прочие удовольствия? Но именно этого требуют от учителя, а ещё - любви, страсти, огня. Не противоестественно ли любить чужих детей? Дети - как голуби, клюют потихоньку учительские нервы. Постепенно накапливается гремучий заряд стресса. Бац - и инсульт. От пустяка. Но от последней капли и катаклизмы случаются. Нет, хороший фильм «Школа». Ведь заставил задуматься с первых серий, опомниться. Теперь пусть в дело вступают те, кто решает судьбу школы. Толпы чиновников и далёких от жизни романтиков от педагогической науки в последнее время навалились на школу. Как говорят ученики, «затрахали».
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?