На Солнце произошла мощнейшая вспышка
+3°
20.01.2010 07:05

На Солнце произошла мощнейшая вспышка

Рейтинг:

защита от солнца на окна купить*По сообщению радио «Маяк» со ссылкой на российскую орбитальную обсерваторию «Тесис», во вторник, 19 января, на Солнце произошла самая мощная за последние годы вспышка. Она продолжалась около двух часов. По мнению учёных, на Солнце после небольшого перерыва начинается новый всплеск активности.*

По большому счёту это не сулит нам ничего хорошего. Достаточно вспомнить, что очень мощные вспышки на Солнце были в 1917 году. Как свидетельствуют современные учёные, Солнце не заставляет нас делать что-то конкретное, Солнце заставляет нас делать что-нибудь вообще. И, похоже, при этом мы перестаём контролировать свои поступки. Что может иметь разрушительные последствия. Вот что писали по поводу прежних сильных вспышек на Солнце только за последние годы.

2002 год. Спутник NASA зафиксировал гигантскую вспышку на Солнце. При этом образовался протуберанец, диаметр которого в 30 раз превышает земной. Учёные сообщили, что нам повезло: выброс энергии произошёл не в сторону нашей планеты. В противном случае излучение такой силы привело бы к существенным нарушениям в магнитном поле Земли.

Октябрь 2002 года. *По словам доктора Ван Дер Меера,* температура ядра Солнца, составляющая обычно 27 млн градусов по Фаренгейту, за несколько последних лет поднялась до опасных 49 млн. По его мнению, процесс разогрева нашего светила на протяжении последних 11 лет очень похож на изменения, происходящие в звёздах перед взрывом сверхновых, например в знаменитой сверхновой 1604 года.

Он считает, что процесс глобального потепления, который мы наблюдаем в настоящее время, связан не с действием парникового эффекта, а как раз с разогревом Солнца. О необычных процессах, происходящих на Солнце, свидетельствуют и снимки гигантских протуберанцев, полученных солнечной и гелиосферной обсерваторией НАСА SOHO, ведущей непрерывные наблюдения за светилом из космоса.

Вычисления, проведённые сотрудниками доктора Меера, показывают, что если температура солнечных недр будет расти теми же темпами, то скоро процесс станет необратимым и в этом случае Солнце взорвётся уже лет через шесть.

Ноябрь 2003 года. Мощная вспышка вывела из строя японский спутник связи Kodama - вначале он стал передавать явно неверную информацию, а затем отключился. Этот выброс звёздного вещества был третьим по величине за всю историю наблюдений. Как пояснил *старший научный сотрудник лаборатории Солнца ГАИШ МГУ Анатолий Хлыстов,* приборы не смогли идентифицировать мощность вспышки, так как в течение первых 10 минут их зашкалило.

Категория Х присваивается вспышкам в зависимости от мощности испускаемого ими потока заряженных частиц. Мощность фиксируется расположенными на спутниках датчиками рентгеновского излучения.

Самая мощная вспышка категории Х20 произошла 16 августа 1989 года. Тогда от наведённых токов взорвался один из трансформаторов, который обслуживал энергосети нескольких штатов США и часть Канады.

«Последствия этой вспышки я наблюдаю и сейчас, во время разговора с вами, – отметил Хлыстов, – однако точно оценить её мощность пока не могу. Да и никто не может. По одним данным, она оценивается как Х17, по другим – больше Х20».

15 июля 2004 года. Сегодня в 05.30 на Солнце была зафиксирована мощнейшая вспышка, сообщили специалисты гелиогеофизического центра при Институте прикладной геофизики. По их сведениям, это произошло «в быстрорастущей по площади активной области», поэтому в ближайшее время стоит ожидать других крупных вспышек.

В Росгидромете особо отметили, что «космическое ЧП» сопровождалось выбросом корональной массы… Учёные прогнозируют, что солнечная вспышка спровоцирует на Земле магнитную бурю, которая начнётся не далее как 18 июля. Известно, что за последние три года 13% случаев инфаркта миокарда, отмеченных в Москве, произошли именно во время магнитных бурь.

2005 год. Американские астрономы зафиксировали одну из крупнейших вспышек на Солнце, сообщает Space.com со ссылкой на доклад Национального центра США по исследованиям атмосферы и океана. Катаклизм считают пятым по мощности из когда-либо зафиксированных. Учёные опасаются, что солнечная активность серьёзно повлияет на качество радиосвязи на Земле.
29 сентября 2006 года. По данным исследования Корнельского университета, вспышки на Солнце могут отключать мобильные телефоны, оснащенные GPS.

Поскольку вспышки - взрывные увеличения радиации - в целом непредсказуемые, то такие сбои могут мешать критически важным GPS-операциям – таким, как навигация пассажирских самолётов, метрология транспорта с жидким топливом, обнаружение мобильных телефонов, дающих тревожные сигналы, передаёт сайт procontent.ru. *Выпускник Корнелла Алессандро Черутти* обнаружил это явление случайно, во время работы с GPS-приёмником в обсерватории в Пуэрто-Рико ещё в сентябре 2005 года.

Он расследовал нерегулярности плазмы в ионосфере Земли (феномен, не связанный с солнечными вспышками) в то время, когда появлялись вспышки, и заметил, что в это время уровень сигнала приёмника резко падает. Чтобы быть уверенным в существовании этого эффекта, Черутти собрал данные с других приёмников, работающих в авиационных службах Бразилии. Он выяснил, что все приборы вне зависимости от производителя сбоили в то же самое время. Более того, вспышки влияли на все приёмники на солнечной стороне Земли.

Учёные выяснили, что солнечные вспышки сопровождаются увеличением радиосигнала с Солнца. Оно идёт в тех же полосах частот, что и передача сигнала GPS-спутниками, поэтому наземные приёмники путаются и сбоят вплоть до потери сигнала. Солнечная вспышка в 2005 году состояла из двух пиков с разницей около 40 минут. Первый длился 70 секунд и дал 40-процентное падение сигнала, второй - 15 минут и дал 50-процентное падение.

Но эта вспышка была довольно скромной и короткой. А вот в 2011-м и 2012 годах во время следующего солнечного максимума ожидаются вспышки в 10 раз большей интенсивности и гораздо более длинные. Они могут дать 90-процентное снижение сигнала длительностью несколько часов.

Единственным решением, как считают учёные, может быть оборудование приёмников более сложными алгоритмами анализа сигнала или увеличение его мощности со спутников. Однако первое требует дополнительного оснащения приёмников, а второе - дополнительного оснащения спутников, которое даже не планируется к производству. Так что, по всей видимости, пользователям GPS нужно просто знать об этой проблеме и иметь её в виду.

Декабрь 2006 года. Уже третья сверхмощная вспышка, источником которой стала не характерная для нынешней фазы солнечной активности группа пятен 930, вызвала мощный корональный выброс вещества Солнца по направлению к Земле. Истинные причины необычных, но нарастающих по мощи активных процессов на Солнце по-прежнему не ясны, хотя гипотезы выдвигаются самые экстравагантные.

«За 30 лет регулярных рентгеновских наблюдений Солнца таких мощных вспышек набралось всего два с половиной десятка, и никогда ранее они не наблюдались в минимуме солнечной активности», - констатировал *заведующий лабораторией Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН) Анатолий Белов.*

- К магнитным бурям могут привести две причины - связанный со вспышками выброс вещества и высокоскоростные потоки частиц из больших коронарных дыр. Причём в первом случае происходят самые большие бури, а малые и средние обычно порождает вторая причина».

Декабрь 2009 года. По данным российской обсерватории «Тесис», в ночь с 15 на 16 декабря на Солнце произошла самая мощная за последнее время вспышка. Своего максимума она достигла в 4 часа 24 минуты. И породила рентгеновское излучение, которое быстро, в то же утро, достигло Земли. Его уровень до сих пор повышен. Что отнюдь не улучшает самочувствие. А люди с ослабленной сердечно-сосудистой системой, как правило, первыми особенно остро реагируют на жёсткое излучение.

Оно способно повлиять на них самым неожиданным образом, изменив процессы в организме. Вспышка на Солнце - в полтора раза менее мощная, чем нынешняя, была и несколькими днями раньше. Грянула 10 декабря, вызвав электромагнитные бури. Не исключено, что эти «залпы» и сыграли свою пагубную роль. Как свидетельствуют астрономы, в настоящее время на Солнце можно наблюдать две группы пятен, расположенных рядом.

Одну из них и подозревают в рекордной в этом году вспышке. В «скорой помощи» нам сообщили, что заметного всплеска обращений в последние дни не зафиксировали. По словам медиков, число выездов оставалось стабильно очень высоким. Сравнимо со стихийным бедствием, констатируют они. Но связывают это не с Солнцем. А с тем, что люди, особенно сердечники, занимаются самолечением.

*+Для справки+*

В периоды максимальной активности Солнца на нём возникают вспышки, в результате которых в космическое пространство выбрасывается огромное количество вещества. Частицы, двигаясь со скоростью 400 - 1000 км/сек., за один-два дня достигают земной атмосферы.

Сильнейший корпускулярный поток возмущает магнитное поле нашей планеты, в результате чего очень быстро и сильно изменяются его характеристики. Именно этот процесс и принято называть магнитной бурей. Как правило, она сопровождается возмущениями ионосферы, что, в частности, приводит к ухудшению радиосвязи. Вспышки на Солнце - явление частое и, надо сказать, довольно серьёзное, оно сопровождается всплеском радиоизлучения, которое может нанести непоправимый вред нашей планете.

Кроме того, многие исследователи считают, что сильная солнечная активность, как правило, предшествует катаклизмам мирового масштаба. А именно так можно классифицировать кризисы в Иране, Ираке, Афганистане, распространяющиеся в последние годы по планете вирусы неизвестного происхождения, включая «птичий» и «свиной» грипп, наконец катастрофическое по своим последствиям землетрясение на Гаити, случившееся только что.