Лифты в Челябинске отключат. Где и когда
-9°
Сообщить новость
27.01.2010 11:19

Лифты в Челябинске отключат. Где и когда

Челябинску в ближайшем будущем грозит массовое отключение лифтов.

Рейтинг:
Рубрика: ЖКХ
Лифты в Челябинске отключат. Где и когда

Закачиваются сроки эксплуатации лифтов. Но деньги на замену или капитальный ремонт в городской казне отсутствуют. Два года Челябинск участвовал в целевой программе капитального ремонта, и из Фонда содействия реформированию ЖКХ поступали миллиарды. Казалось, жизнь налаживается. Напомним: на капитальные ремонты в Челябинске в 2008 году потрачен один миллиард 71 миллион рублей. А в 2009 году - 1 миллиард 31 миллион рублей. И на замену лифтов деньги находились. По словам Вадима Борисова, заместителя начальника УЖКХ Челябинска, в городе 1140 многоэтажек. В них в общей сложности установлено 4565 лифтов. Срок службы у машин вертикального хода хоть и приличный - четверть века, но и он подходит к концу. Заканчивается 25-летний срок эксплуатации у 1358 лифтов.

- Согласно Федеральному закону № 185, - рассказал Вадим Борисов, - с 2008 года в городе проводится капитальный ремонт с участием всех уровней бюджетов. Плюс пятипроцентное софинансирование собственниками многоквартирных домов. В 2008 году у нас в Челябинске в 66 домах поменяли 170 лифтов, в 2009 году в 35 домах заменили 115 лифтов. Арифметика простая: остаются 1073 лифта, требующих полной замены. Что касается планов на 2010 год, то на сегодняшний день мы не можем сказать, сколько средств выделяет Фонд содействия реформированию ЖКХ. Отсюда и в бюджеты города и области денежные средства не закладывались. Потому что они рассчитываются пропорционально тем средствам, которые выделяются на федеральном уровне.

Сколько сегодня стоит лифт? Специалисты утверждают, что разбег цен небольшой: от одного миллиона 200 тысяч рублей до полутора миллионов. Ясно, что такую сумму жильцам среднестатистического дома не потянуть. Где взять разом тысяч по 40 с каждой квартиры? А если не установить новую подъёмную машину, остаётся перспектива по лестницам многоэтажки отправиться пешком. Для многих это просто жизненная катастрофа. Здесь нет другого выхода, кроме замены лифта. Капитальный ремонт лифта не спасает. Поскольку в латаной и перекрашенной кабине, испытавшей не раз в своей судьбе нашествие варваров, ездить ещё будет можно, но на экспертизу узлов и механизмов и неминуемую замену лифтовой системы уйдут те же деньги.

Начальник отдела по надзору за подъёмными сооружениями Уральского управления Ростехнадзора Валерий Сысоев высказал тревогу: - В 2009 году в эксплуатации у жилищного фонда области находилось 11 249 лифтов. Из них отработали нормативный срок службы 2396 лифтов, что составляет 21,3 процента. Эти лифты подлежат списанию. В Челябинске за два года заменено около 300 лифтов. Но в каждом районе свои потери. «ДЭЗ Калининского района»: количество отработавших своё лифтов - 202 единицы из 1003. Управляющая компания «Ремжилзаказчик» - 153 из 549. ПЖРЭО Курчатовского района - 403 из 749. Основной массив домов на Северо-Западе имеет лифты, которые вот-вот достигнут 25-летнего рубежа. К концу года, если ситуация не изменится, четверть всех лифтов потребуют замены.

Для сравнения: в Екатеринбурге только за 2009 год заменили 1138 лифтов. Лифт признан опасным производственным объектом. Поэтому тут нужен особенный надзор в соответствии с законом о промышленной безопасности. Поэтому так принципиально относятся к эксплуатационному сроку службы лифта. Сейчас лифты находятся в совместной собственности жильцов дома, тех, кто является собственниками квартир. И здесь до сих пор не преодолена психологическая отчуждённость от этого имущества. Лифт – «герой» анекдотический, где застревают, пользуются им как туалетом, безобразничают. И за это никому ничего не бывает.

Руководитель челябинского отдела государственной жилищной инспекции по Челябинской области Николай Гашков рассказал, что жалобы по работе лифтов поступают разнообразные. - Каждый третий лифт подлежит замене, - говорит Николай Александрович. - У нас за два года успели поменять лишь пять процентов. Поэтому проблемы будут нарастать. Главный инженер ПЖРЭО Курчатовского района Валерий Поликарпов считает, что выход есть: - Жильцы в настоящее время оплачивают содержание лифтов, а за капитальный ремонт они должны платить отдельно. Либо надо организовывать специальную программу. Но программы - это настолько ресурсоёмко, громоздко и тяжело, что город один эту проблему не потянет. Мне кажется, что это должна быть крупная общероссийская программа. Наша компания считает, что и по капитальному ремонту всего здания, и по капитальному ремонту лифта должны создаваться накопительные фонды. Жильцы сами должны планово вносить ежемесячно плату. Плата за лифт должна быть в районе 3-4 рублей с квадратного метра. Чтобы по истечении 25 лет создать необходимый ресурс. Тогда замена лифта пройдёт для жителей безболезненно и незаметно.

Чиновники сегодня говорят, что надеяться на Фонд развития ЖКХ не приходится - он не бездонный. Да и сам фонд два последних года доживает. Поэтому никакого решения пока не принято. Деньги там, по сути, закончились. И что делать с массовым выходом лифтов из эксплуатации на том же Северо-западе, где потребуется одномоментное вложение больших средств, никто не знает. Идея накопительных фондов за счёт собственников жилья не нова, но нигде толком не прижилась. Хотя по действующему законодательству содержание лифта, как и других коммуникаций, лежит на плечах собственников.

Надежда Макарова, руководитель представительства «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры», вспомнила, что до принятия ФЗ № 185 существовала программа «Лифт» с финансированием из областного бюджета. Тогда, в 2003 году, меняли лифты с распашными дверями. С принятием Жилищного кодекса многое изменилось. Успеют ли жильцы накопить деньги на покупку лифта? Скорее нет, чем да. Но что-то предпринимать необходимо срочно. Либо модернизация - продление службы лифта на несколько лет, либо полная замена. Однозначно нужна программа с инициативой на местах. Хотя жильцы в свою очередь могут припомнить рост тарифа на обслуживание лифта - в 1998 году стали платить 100 процентов. Тариф подразумевал техническое обслуживание и ремонт лифтов. В него не входила эксплуатация, а это - содержание лифтёров, диспетчеров, связистов. По закону о безопасности лифтов положено содержать полный штат обслуживающего персонала высокого уровня. Объективные расчёты говорят: тариф сегодня по городу должен составлять 6 рублей. В прошлом году закладывали 2 рубля. В новом придётся платить по 3 рубля с квадратного метра квартиры. Жители первых и вторых этажей порой возмущаются, что их заставляют платить за услугу, которую они вообще не получают. Представитель государственной жилищной инспекции на это заметил: - Мы же не можем продавать на лифт билеты. Это единая расценка для всех. Лифт - огромное общее хозяйство. То же самое, что кровля. Но Жилищный кодекс допускает решением общего собрания освободить кого-то от уплаты за лифт. Только тогда это бремя перекладывается на плечи остальных жильцов дома.

Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?