Россия XXI века. Образ желаемого завтра (раздел 3)
-3°
Сообщить новость
16.02.2010 04:48

Россия XXI века. Образ желаемого завтра (раздел 3)

Полный текст доклада о политической и экономической модернизации России.

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Рубрика: Политика
Россия XXI века. Образ желаемого завтра (раздел 3)

Раздел III. Россия, ХХI век. Полдень

Нарисованный ниже образ - не идеал, о котором мы мечтаем. Каждому нормальному человеку хочется, чтобы страна, в которой он живёт, была самой лучшей - самой справедливой, самой безопасной, самой зажиточной, самой уважаемой в мире и самой красивой. Собственно, к этому образу нечего и добавить, а потому мы поставили себе другую задачу - описать Россию после успешной модернизации.

Модернизация - сложный процесс изменений во всех сферах общественной жизни, длящийся десятилетиями. Поэтому временных рамок, кроме этого самого общего замечания, мы не ставим. Важнее содержательная характеристика этой точки: завершение модернизации есть общественный консенсус о том, что основные цели модернизационного рывка в целом достигнуты и далее страна может плавно совершенствоваться во всех областях жизни, иначе говоря, модернизация стала самовоспроизводящейся и нет необходимости в коренных переменах.

Такая Россия не будет идеальной. На выходе из модернизационного рывка страна может и не достичь наивысших для своего времени показателей по качеству жизни, производительности и конкурентоспособности экономики, совершенству политического устройства. Главный критерий успеха модернизации не в этом, а в соответствии страны вызовам современности.

Их можно определить следующим образом: качество жизни, сопоставимое с наиболее передовыми странами мира по всем основным параметрам; конкурентоспособная экономика, обеспечивающая высокий жизненный уровень, реализующая все преимущества природных богатств и человеческого капитала страны, вписанная в международное разделение труда в качестве одного из ведущих промышленных лидеров и демонстрирующая устойчивую способность к инновациям и ответу на вызовы конкурентов; справедливая социальная система, обеспечивающая сохранение и воспроизводство человеческого капитала, равенство стартовых возможностей всех граждан и надёжную защиту социально уязвимых слоёв населения; передовая и динамично развивающаяся наука, сохраняемые и приумножаемые достижения национальной культуры; эффективное подотчётное гражданам государство и справедливый общественный строй, обеспечивающий каждому гражданину личную свободу и защищённость его интересов, соблюдение основных прав и свобод человека и господство права; торжество закона и порядка внутри страны и безопасность на международной арене, достигаемая через включённость во всеобъемлющие системы международной безопасности, конструктивное сотрудничество со всеми соседями и ведущими мировыми державами, современные и эффективные Вооруженные силы, способные предотвратить и пресечь любые возможные враждебные действия против страны; здоровая экологическая обстановка, сохранение и воспроизводство природного потенциала страны. Итак, заглянем в полдень светлого дня когда-то в XXI веке.

Какую Россию мы увидим? Это федеративная республика с сильной президентской властью и сильным двухпалатным парламентом. Срок президентских полномочий сокращён до пяти лет. Дума вернулась к четырёхлетнему жизненному циклу. В стране действует многопартийная система. Функционируют пара десятков зарегистрированных партий самой разнообразной политической ориентации. Регистрация на выборах, спонсирование партий отечественным бизнесом, агитация на выборах мало чем отличаются от положения в европейских странах, случаются и мини-скандалы, имеются случаи теневого финансирования, но в целом это не дестабилизирует систему.

На Северном Кавказе и в некоторых других республиках ещё бывают голосования по 70% за одного кандидата, но всё реже и реже. Избирательная система - связанная смешанная: половина мест формируется по результатам голосования за партийные списки, другая половина - победители выборов по одномандатным округам. Порядка 50 мест в каждой Думе завоёвывают независимые одномандатники, образующие в парламенте депутатскую группу «Региональная политика».

Однако большая часть одномандатников проходит в Думу при поддержке партий. Достаточно распространена практика создания избирательных блоков. Явка на президентских выборах 60%, на думских - чуть выше половины. На региональных голосуют от 40 до 60% избирателей. Ядром партийной системы являются правоцентристская и левоцентристская партии. Первая из них опирается на поддержку бизнеса (как крупного, так и среднего), поднявшегося в результате модернизации, а социальной базой этой партии является значительная часть среднего класса, преимущественно занятая в частном секторе экономики, малый бизнес. Левоцентристскую партию поддерживают бизнес традиционных отраслей (в первую очередь ТЭК и агропром), бюджетники, сельские жители, пожилые избиратели.

Каждая из этих партий набирает на выборах порядка 30 - 35% голосов, программы этих партий существенно различаются и реально конкурируют на выборах. Правоцентристы чаще побеждают в регионах, более продвинувшихся в модернизации экономики, и крупных городах, левоцентристы у власти во многих этнических республиках, больше голосов у них и в малых городах. Но исключения из этого общего правила тоже не редкость.

В Думу регулярно проходят при 4-процентном отсекающем барьере правые популисты из патриотической партии с умеренно-националистической программой (но после отхода Жириновского от активной политической деятельности им не удаётся выйти за рамки 5 - 6%) и объединённая гражданская партия - социал-либеральная коалиция правозащитных и экологических общественных движений, которая сохранила партийную эмблему в виде яблока.

На грани барьера балансирует новая левая партия - наследница КПРФ. Остальные партии получают по 1 - 2% голосов. Уже случалось, что относительное большинство в парламенте завоёвывала не та партия, от которой выдвигался действующий на тот момент президент. Правительство (включая его главу) формируется думским большинством. Однако обретённые навыки коалиционного строительства и управления конфликтами позволяют исполнительной и законодательной ветвям власти конструктивно взаимодействовать.

Бюджет и другие серьёзные законодательные инициативы обсуждаются обстоятельно, проходят в результате достижения существенных компромиссов. В бюджетный процесс включена и Общественная палата, которая превратилась в площадку для согласования интересов правительства, бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений наёмного труда и свободных профессий. Лоббизм в Думе, разумеется, существует, и закон о его регулировании появился относительно недавно. Однако неформальные правила игры давно установлены и соблюдаются большинством действующих лиц.

Пресловутые кланы не исчезли, но большую часть своих интересов привыкли отстаивать через конкурирующие политические партии и общественные организации. В верхней палате Федерального Собрания заседают всенародно избранные сенаторы. Лишь недавно принята поправка к Конституции, отменяющая требование о том, чтобы они представляли исполнительную и законодательную власть своих регионов. После того как пару раз прошли выборы членов Совета Федерации, кандидатуры которых выдвигались губернаторами и Законодательными собраниями, все осознали избыточность такого требования: сенаторы и так превратились в активных лоббистов своих регионов. Поэтому они нередко оспаривают законопроекты, принятые Думой, но, как правило, добиваются только частных поправок: основной вес законотворческой работы по-прежнему несёт на себе нижняя палата.

Зато Совет Федерации скрупулёзно обсуждает кандидатуры судей Конституционного суда и генерального прокурора. Ни одна внесённая президентом кандидатура не была «завалена» верхней палатой, но были случаи, когда после кулуарных консультаций президентская команда заблаговременно меняла кандидатуру.

Верхняя палата парламента вернула себе право принятия решения о посылке Вооруженных сил за границу. Теперь президент имеет право самостоятельно направить в экстренной ситуации войска за рубеж, но обязан в течение 40 суток после этого обосновать свое решение перед Советом Федерации.

Губернаторы избираются прямым голосованием населения региона. На местное самоуправление региональная власть по-прежнему оказывает сильное воздействие, не изжит конфликт между губернатором и мэром столичного города (тот зачастую представляет другую партию), но противоречия разрешаются в рамках законных институтов и процедур. В целом местный уровень власти существенно укрепился.

Российская Федерация остается многонациональной, мультикультурной и многоязычной, однако межэтнические отношения стали гармоничными. Специфические интересы этносов России в области сохранения и развития языка, национальной культуры и равенства возможностей защищены как федеративными отношениями, так и национально-культурными автономиями рассеянных диаспор. Проявления национализма и антимигрантские настроения по-прежнему случаются, но любые попытки вынести их на улицу решительно пресекаются правоохранительными органами.

Судебная власть существенно окрепла и стала (по общему мнению) независимой. Это был долгий и нелёгкий процесс, решающую роль в нём сыграло то, что в процессе модернизации руководители страны активно поддерживали независимость суда как института урегулирования конфликтов. Именно судья вместе с прокурором в представлении региональных политиков и чиновников стали «федералами», стоящими на страже федерального закона и правопорядка в каждом российском городе и селе.

По уровню коррумпированности Россия по-прежнему находится в последней десятке европейских стран, но уже опережает европейских аутсайдеров и никак не похожа на коррумпированные страны третьего мира. Гражданское общество существенно укрепилось. Регистрация некоммерческих организаций упрощена и носит уведомительный характер. Отчёты об их деятельности в обязательном порядке публикуются в СМИ или размещаются на специализированных сайтах в Интернете.

В процессе модернизации заметно окрепли общества защиты прав потребителей, социально ориентированные общественные организации, спонтанно возникающие новые профсоюзы и союзы свободных профессий. За поддержку и активистские сети общественных организаций активно борются все политические партии. Участие российских неправительственных организаций в глобальных проектах стало привычным делом. Никого не смущает и частичное финансирование этих проектов из зарубежных фондов: ведь и российский бизнес активно вкладывается в благотворительные, образовательные, природоохранные программы, в том числе в странах ближнего зарубежья.

Приход цифрового телевидения радикальным образом изменил картину на рынке СМИ. Оказанная государством поддержка потребителям в переходе на «цифру» изменила спрос на этом рынке, в результате чего размылась монополия федеральных телеканалов. Развитие Интернета вынудило печатные СМИ изменить редакционную политику и повысить свой профессионализм. Государство отказалось от практики контроля (как прямого, так и через подчинённые бизнес-структуры) за средствами массовой информации. В качестве рудиментарных остатков прежней системы кое-где ещё существует спонсируемая губернатором газета с отчётами о его достижениях, но распространять её приходится бесплатно: покупателей на неё нет.

Серьёзную конкуренцию СМИ составляют блоги - известных политиков, общественных деятелей, профессиональных блогеров, становящиеся в избирательных кампаниях одним из самых ценных ресурсов. Большинству граждан интересны местные новости - в «жёлтом» или «качественном» исполнении и наиболее важные события общероссийской политической жизни. Демократизация политической жизни создала условия для небывалого подъёма культуры и досуговой сферы. Классическая русская культура вновь популярна и внутри России, и во всём мире, и её сохранение и популяризация поддерживаются специальными правительственными программами и привлечёнными средствами частных меценатов.

Наряду с этим активно развивается современная культура во всех её проявлениях. Со сменой поколений на городских площадях стали появляться произведения современного монументального искусства. Выявление и поощрение творческих способностей детей и подростков стало приоритетной задачей как органов образования, так и общественных организаций и движений. Досуговые кружки и секции существуют при школах и муниципальных учреждениях: они либо бесплатны, либо доступны по цене, поскольку активно используют добровольческий труд участников общественных организаций.

Распространение компьютерных технологий и Интернета не привело к исчезновению библиотек (также поддерживающихся волонтёрским трудом), но они превратились скорее в место встреч по интересам. Межкультурное общение как внутри России, так и с народами других стран носит исключительно интенсивный характер, и это во многом способствует формированию позитивного образа России в мире.

Российское социальное государство

Российское государство стало в полной мере социальным, соответствующим своей главной конституционной характеристике. Путь к обретению российским обществом собственного видения социального государства был небыстрым и нелёгким. Успешная модернизация экономики создала запрос на умный и квалифицированный труд - всё большее число людей видели связь между собственными усилиями по получению образования, профессии, самоотдачей и получаемыми благами. Это в свою очередь создавало запрос на качественное образование, здравоохранение, пенсионную систему, которые основывались бы на принципе равенства возможностей, а не уравниловке.

Такой сдвиг в ценностной системе общества начался ещё в первом десятилетии XXI века - примерно с десятилетним лагом после начала рыночных реформ, но он обрёл форму императивного общественного запроса лишь с успехом модернизации. Главным критерием эффективности социального государства стало оказание максимально возможного объёма социальных услуг именно тем группам населения, которые предъявляют на них спрос, то есть реальная адресность социальной политики государства, которая даёт одновременно максимальный социальный и финансовый эффект. В результате ни одна сколько-нибудь значительная социальная группа, будь то инвалиды или пожилые люди, не выпадает из социальной среды и вносит свой вклад в общественное развитие, тем самым обогащая и свою жизнь как полноценных членов общества.

Уровень социального расслоения в России остаётся достаточно высоким, но заметно сократившимся по сравнению с началом века, если брать децильный коэффициент 1, то он равен примерно 1:10, что в целом соответствует европейским (североевропейским) меркам. Наиболее многочисленным социальным слоем российского общества является средний класс, в который попадают не менее 50% населения (домохозяйств).

Его отличительными чертами являются:

- высокие текущие денежные доходы (не менее 30 тысяч рублей покупательной способности 2009 года на члена домохозяйства);

- наличие комфортабельного собственного или арендованного жилья (для верхнего среднего класса - второго, обычно загородного, жилья);

- обеспеченность современным набором товаров длительного пользования; обладание денежными сбережениями, размещёнными в финансовых институтах, и (или) участие в долгосрочных кредитных (ипотечных) проектах;

- занятие квалифицированным трудом;

- вложение личных средств в поддержание своего здоровья и здоровья членов своей семьи;

- участие в платных образовательных (например, связанных с переквалификацией или повышением квалификации) и досуговых программах для себя и членов своего домохозяйства (например, музыкальные, художественные, спортивные школы для детей);

- проведение отпуска вне дома или загородного жилья;

- активное (на уровне неформально закреплённой общественно приемлемой нормы) участие в деятельности некоммерческих организаций (волонтёрство, благотворительность), местного самоуправления.

Одним из наиболее употребительных показателей дифференциации доходов является децильный (или фондовый) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокодоходных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. В состав среднего класса входят домохозяйства малых и средних предпринимателей, квалифицированных специалистов бюджетной сферы (работники образования, здравоохранения, культуры), офицеров Вооруженных сил, сотрудников правоохранительных органов, чиновников, квалифицированных рабочих.

Типичная семья среднего класса получает доходы не только в виде заработной платы, но и в виде дивидендов от размещённых сбережений, ценных бумаг, акций, сдаваемой в аренду недвижимости и тому подобного. Это позволяет снизить риски резкого падения доходов, особенно при выходе на пенсию.

Жилищные условия такой семьи, как правило, характеризуются формулой N = K+1, где N - количество комнат в квартире, а К - число членов домохозяйства.

Выше среднего класса стоят 2 - 3% богатого населения, одним из критериев попадания в группу которого становятся накопленные финансовые и имущественные активы. В состав этой группы входят преимущественно крупные предприниматели, а также топ-менеджеры наиболее успешных коммерческих предприятий. Появилась и своя наследственная аристократия - дети и внуки, унаследовавшие богатство от своих предков, впрочем, налог на наследство уже восстановлен.

Ниже среднего класса по социальной лестнице располагается некий промежуточный между ним и бедными слой, в который попадают 30 - 35% населения. Отличительная его черта - нехватка одного или нескольких параметров для попадания в средний класс (в основном небольшие текущие доходы, и/или нехватка образования, и/или занятие неквалифицированным трудом). Это домохозяйства, взрослые члены которых заняты трудом, требующим наименьших профессиональных навыков, временно безработные, неработающие инвалиды, студенты и тому подобные. Однако в этом слое представительство работающих людей становится всё менее значительным.

Из данного слоя происходит постоянная подпитка нижнего среднего класса. Одновременно туда опускаются те, кто не смог удержаться на уровне стандартов, свойственных среднему классу. Наконец, примерно 10% домохозяйств являются бедными, то есть их положение, с точки зрения общественных представлений, вынуждает отнести их к группе малообеспеченных. Это, как правило, домохозяйства одиноких пенсионеров, одиноких инвалидов, многодетные семьи, а также маргиналы.

Домохозяйства, в которых преобладают иждивенцы (несовершеннолетние дети, пенсионеры), получают в виде значительной части своих доходов (строго по адресному принципу, использующему оценку материального положения) муниципальные трансферты - как в денежной форме, так и в виде натуральных услуг или скидок на их приобретение. Региональные различия в уровне и качестве жизни, как и во всяком развитом обществе, существуют, но не такие большие, как это было характерно для XX века.

Это обеспечено относительно равномерным распределением точек интенсивной экономической деятельности по населённым регионам страны. Тем самым существуют объективные предпосылки для высокой территориальной мобильности рабочей силы, перемещающейся туда, где есть высокооплачиваемая занятость. Благодаря развитию дорожной инфраструктуры и связи, массовому распространению рабочих мест, не требующих ежедневного физического коллективного присутствия, жители крупных городов постепенно покидают их, переселяясь в пригородную зону. В то же время этот процесс способствует притоку занятых в высокотехнологичное пригородное сельское хозяйство и рекреационную (туристическую) отрасль.

Повышение качества жизни превратило заботу о здоровье в одну из главных ценностей общества. Система здравоохранения состоит из двух сегментов: общественное (финансируемое из бюджета) бесплатное и общедоступное (независимо от материального и социального положения, места проживания); дополнительное страховое (платное), финансируемое из доходов домохозяйств и через взносы работодателей. Общественное здравоохранение базируется на системе обязательных медико-экономических стандартов лечения, в которые включён как набор процедур и необходимых лекарств, медицинских препаратов, так и их стоимость (включая расходы на оплату труда медперсонала, амортизацию оборудования, коммунальные услуги).

Средняя заработная плата врача в общественном (преимущественно муниципальном) секторе в 1,5 раза выше средней оплаты труда в субъекте Федерации, опытной медсестры - соответствует средней оплате труда, а младшего медперсонала - не менее 70% средней оплаты труда в субъекте Федерации. Врачебное сословие обладает высоким социальным и общественным статусом и входит в сердцевину среднего класса. Проведена полная информатизация здравоохранения.

Создан для авторизованного доступа в любой точке России банк данных о состоянии здоровья каждого гражданина (электронная история болезни). Поддержание такой системы требует ежегодных диспансеризаций, большая часть населения охотно пользуется этой услугой. Расходы на содержание общественного сектора здравоохранения удвоились по сравнению с началом века и составляют не менее 7% ВВП.

В дополнение к общественному сектору сформирован мощный страховой сектор здравоохранения, построенный на принципе добровольности. Взносы в этот сектор вносят как работники, так и работодатели, как правило, в соотношении 50:50. Страховые взносы не облагаются подоходным и другими налогами и взносами. В стране сохранилась и сеть частнопрактикующих врачей, оказывающих платные услуги в отдельных узких секторах (например, стоматологии). Происходит перераспределение (по сравнению с нынешней ситуацией) объёма оказываемых медицинских услуг со стационарного в пользу амбулаторного звена, стала популярной сеть дневных стационаров.

Сеть больничных учреждений дифференцировалась на те из них, которые специализируются на оказании стандартных услуг, высокотехнологической помощи, долечивании и реабилитации.

Как в государственной политике в сфере образования, так и в общественном запросе на него на первый план вышло его качество и соответствие обретённых знаний потребностям экономики и рынка труда. В основе политики государства предоставление молодым россиянам максимально широких возможностей для получения бесплатно первого профессионального образования. Образование становится непрерывным: в модернизированном обществе главное - умение учиться постоянно в течение жизни. Для этого расширяются возможности начального и среднего профессионального образования и создаётся система образования для взрослых, в которой участвуют и государство, и работодатели.

В сфере школьного образования на базе лучших традиций учебного процесса, который отличается фундаментальностью передачи знаний, в том числе и в самых дальних уголках страны, широко практикуются современные методы обучения. Социальный и общественный статус учителя очень высок. Он, как правило, принадлежит к сердцевине среднего класса. Всеобщее среднее бесплатное образование состоит из трёх ступеней: начальной, средней и старшей школы.

Особое внимание уделяется переходу от средних к старшим классам. Здесь определяется образовательная судьба каждого школьника. Если он намерен претендовать на получение высшего образования, то идёт в специализированные (профильные) старшие классы: математические, физико-химические, биологические, гуманитарные и тому подобные. Попадание туда происходит на основе тестирования (как правило, письменного) и предполагает очень существенный конкурс.

Оставшиеся школьники продолжают обучение в колледжах (техникумах), которые дают наряду с законченным средним образованием профессию и прямой выход на рынок труда. Выпускники старшей школы поступают в высшие учебные заведения на основе выпускных испытаний - радикально усовершенствованного единого госэкзамена и расширившегося диапазона всероссийских конкурсов и олимпиад по предметам.

Льготы при поступлении имеют отслужившие по контракту в Вооруженных силах не менее трёх лет. Рождённый модернизацией спрос на квалифицированный «синеворотничковый» труд принципиально изменил систему среднего профессионального образования: она остаётся полностью бесплатной (кроме курсов переподготовки, оплачиваемых работодателями) и весьма востребованной.

В сфере высшего образования работают только те государственные и негосударственные вузы, которые в результате жёсткой общественно-государственной аттестации дают конкурентные по мировым меркам знания. Это относится не только к традиционно характерным для России специальностям (естественнонаучным, техническим, врачебным), но и к гуманитарным (юриспруденция, экономика и бизнес-образование).

Престиж российского диплома на мировом рынке труда сильно вырос. Функционирует разветвлённая система финансовой поддержки одарённых выпускников школ, желающих получить высшее образование. Это и частные фонды, выделяющие гранты и именные стипендии, а также доступные образовательные кредиты. Есть и специальные стипендии для зарубежных соотечественников, в первую очередь тех, кто будет работать в русскоязычных школах за рубежом.

С точки зрения организации в системе образования подавляющее большинство структурных единиц - автономные учреждения. Они финансируются за счёт государственного или муниципального заказа, рассчитанного на подушевой основе. Бюджеты, контракты с персоналом, учебная и научная политика вузов находятся под контролем управляющих советов, в состав которых входят представители учредителя (государства или муниципалитета), общественности, родителей, студентов и выпускников.

Вузы конкурируют за места в независимых рейтингах, авторитет которых высок как у абитуриентов, так и работодателей. Вузы (как государственные, так и частные) во всё большей степени одновременно становятся исследовательскими центрами, концентрируя у себя наиболее перспективную часть учёных из числа собственных выпускников.

Критерием для определения получателей адресной помощи от государства, муниципалитета или благотворительных организаций является не кризисный прожиточный минимум, а европейская черта бедности - доходы в расчёте на члена домохозяйства менее 50% от уровня доходов в регионе проживания. Координирует такую помощь местное самоуправление, которое ведёт реестр подобного рода домохозяйств, исследует причины их попадания в зону бедности, а также назначает методы лечения этой болезни (денежные выплаты, скидки и льготы, бесплатные услуги, помощь в переобучении и поиске работы и так далее).

Ориентиром, который указывает на успех в деле решения проблемы бедности, является показатель 8 - 10% (доля семей, имеющих доходы ниже черты бедности). Происходит переход на полное выполнение требований Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 2006 года. Это означает введение (в тех случаях, где это педагогически оправданно) инклюзивного образования-3 (в том числе профессионального), интеграцию инвалидов в рынок труда, реализацию на практике принципов универсального дизайна. На муниципальном уровне сформирован мощный сектор социального жилья, которое предоставляется в аренду (вплоть до пожизненной) тем семьям, у которых в силу объективных причин не хватает средств на приобретение или аренду жилья на свободном рынке.

На российском рынке труда преобладают рабочие места, требующие высокой квалификации и соответствующего периода обучения. Например, на рабочих должностях это не менее чем полное среднее образование, дополненное колледжем (техникумом). Система образования для взрослых даёт возможность оперативно приобретать новую квалификацию и даже специальность. Поэтому различие в оплате труда между средними значениями 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых профессионалов составляет не более 1:10. Доля малоквалифицированного и неквалифицированного труда сжалась с нынешних 30 - 40% от всего рынка труда до не более чем 5 - 10%.

Россия по-прежнему привлекает мигрантов на свой трудовой рынок, но качественно этот поток принципиально изменился и состоит из трёх частей: в Россию возвращаются разные категории людей, для которых она является исторической родиной (независимо от состояния здоровья, возраста, этнического происхождения).

Калифорнийская «силиконовая долина» перестала говорить по-русски: многие вернулись в российские «технопарки», открывшиеся по всей стране, туда же идут работать молодые специалисты, получившие образование в России (в том числе и иностранные); на постоянное место жительства приезжают квалифицированные специалисты, бизнесмены и просто социально перспективные люди как из ближнего, так и из дальнего зарубежья; численность временных трудовых мигрантов жёстко регулируется государством: они привлекаются на заранее оглашённые рабочие места, которые не могут быть заняты гражданами России, с использованием процедур, большинство из которых выполняется перед въездом в страну.

В России существует эффективная система обязательного социального страхования, которая распространяется на следующие риски: нетрудоспособность по возрасту; необходимость в постороннем уходе при наступлении нетрудоспособности; инвалидность; временная нетрудоспособность; несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание; безработица. Выплаты эта система осуществляет через два внебюджетных фонда, действующих в виде специализированных автономных некоммерческих организаций (АНО): пенсионный (нетрудоспособность по возрасту, посторонний уход при наступлении нетрудоспособности, инвалидность); социального страхования занятых (временная нетрудоспособность, несчастный случай на производстве и профессиональное заболевание, безработица).

Учредителями данных фондов являются федеральное правительство, объединения работодателей и представители трудящихся (НКО, саморегулируемые организации, профсоюзы), политические партии, Законодательные собрания. Руководители правлений этих фондов избираются управляющим советом, в который на паритетной основе входят представители всех учредителей. Тарифы страховых отчислений в эти фонды регулярно (раз в 2 - 3 года) пересматриваются управляющими советами после обязательных публичных консультаций со всеми основными заинтересованными сторонами.

При этом участие в выплате тарифа в равной доле берут на себя работник и работодатель. Коэффициент замещения трудовой пенсии достигает 60 - 65% за счёт трёх источников: участия в системе обязательного пенсионного страхования; участия (совместно с работодателем) в системе дополнительного негосударственного пенсионного страхования; индивидуального дополнительного участия в системе негосударственного пенсионного страхования.

Российское экономическое чудо

Уже в 10-е годы XXI века глобальная экономика стала фундаментальной основой национальных хозяйственных комплексов и финансовых систем. Адекватно ответив на этот вызов, опираясь на преимущества глобализации и страхуя себя от её рисков, Россия заняла устойчивые позиции среди мировых экономических лидеров. Следуя в начале модернизационного пути заявленным приоритетам развития ядерных технологий, повышения энергоэффективности и энергосбережения, обеспечения прорыва в фармацевтике и медицине, космическом комплексе и нанобиоинфо-технологиях, страна не пошла традиционным путём от сверхиндустриализации к постиндустриальному обществу.

Использование конкурентных преимуществ в производстве сырья, энергии и продукции промежуточных циклов позволило направлять растущие доходы на развитие высоких технологий. Итогом стало такое позиционирование России в глобальной экономике, когда новые инновационные секторы органично сочетаются со старыми зонами международной конкурентоспособности, развивающимися на основе фронтальной диверсификации, обеспечивающей эффективный технологический трансфер и опирающейся на обновлённую правовую базу в сфере недропользования, ресурсосбережения и охраны окружающей среды.

При этом важнейшее российское конкурентное преимущество - высокое качество человеческого капитала, накопление которого является устойчивым драйвером социального и экономического развития. Раскрывая инновационный потенциал энергосырьевого сектора, Россия тратила на инвестиции в этих целях 4 - 5% ВВП ежегодно. Достигнутый эффект от снижения более чем наполовину потребления энергии был использован как для развития новых приоритетных секторов, так и для ускоренного развития агропроизводства.

Россия стала одним из ведущих экспортёров сельскохозяйственной продукции и гарантов мировой продовольственной безопасности. Опираясь на передовые позиции в мировой энергетике, наша страна оказалась и глобальным инноватором в сфере экологии и защиты климата. Рациональный, эффективный и инновационный подход стал здесь принципом, ресурсом и объектом государственной политики. Реализованы крупные международные проекты по созданию на российской территории рекреационно-заповедных зон общемирового значения.

Россия преодолела и «русскую болезнь» - проклятие сырьевой зависимости и слабость/негибкость рыночных и государственных институтов. Государство как минимум вдвое снизило своё непосредственное присутствие в экономике (его доля в ВВП не превышает 30%). При этом существенно возросла его роль в обеспечении гибкости регулятивной среды, способной быстро и надёжно адаптироваться к новым вызовам. Главный принцип такой перезагрузки - стимулирование конкуренции, защита и укрепление частной собственности компаний и граждан, поощрение предпринимательства и частных инвестиций. В регулятивной практике активно применяются международно признанные нормы и целевые показатели, составляющие предмет межгосударственного мониторинга макроэкономической стабильности и состояния финансовой сферы.

Гражданское общество, бизнес и государство - равноправные участники и партнёры в экономической политике, то есть системе отношений, складывающихся по поводу выработки и принятия государственных решений, касающихся экономики. Придя на смену вертикали госрегулирования, такая политическая технология позволяет добиваться устойчивого баланса интересов всех участников и служит основой определения «правил изменения правил». Это позволило создать в России комфортный инвестиционный и в целом деловой климат и получать выгоду от «институционального арбитража», то есть выбора стратегических инвесторов, исходящего из анализа сравнительных преимуществ рыночных институтов в различных странах.

Национальная финансовая система характеризуется высокой международной конкурентоспособностью, определяемой низкой инфляцией (не выше 3%), статусом рубля как валюты международных расчётов на товарных и финансовых рынках (рублёвые долговые инструменты входят в состав валютных резервов центральных банков ведущих стран), стабильностью и устойчивостью бюджетов всех уровней (дефицит федерального бюджета не превышает 2% ВВП). В России действует пользующийся авторитетом международный финансовый центр, сочетающий в себе функции концентрации капитала, торгуемых инструментов и предоставляемых финансовых услуг.

Россия выбралась из инвестиционной (кредитной) ямы, ликвидирован хронический дефицит «длинных денег», более половины ресурсов, необходимых для реализации крупных проектов в приоритетных областях, а также для развития инновационного бизнеса, привлекаются с финансовых рынков и из банковской сферы. Существенно возросший уровень финансовой грамотности населения позволил сформировать мотивированное инвестиционное поведение граждан, в том числе обеспечивающее эффективный баланс между потреблением и накоплением в целом. В начале модернизации доведение нормы накопления до 25 - 30% (при соответствующем развитии стимулирующих функций налоговой системы) позволило обеспечить темпы роста не ниже 5% в год. Это сформировало «подушку безопасности нового поколения».

Окончание следует

631

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей