Дорожная карта "Стратегии процветания" Челябинской области
+8°
Сообщить новость
01.03.2010 11:06

Дорожная карта "Стратегии процветания" Челябинской области

Южный Урал (окончание)

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Дорожная карта "Стратегии процветания" Челябинской области
h3. ДОРОЖНАЯ КАРТА «СТРАТЕГИИ ПРОЦВЕТАНИЯ» Дорожная карта «Стратегии процветания» Челябинской области отражает основные положения стратегии развития Челябинской области до 2020 года. Дорожная карта является базовым стратегическим документом для разработки проектов и программ среднесрочного и долгосрочного планирования правительством Челябинской области. Дорожная карта является основой для подготовки текста стратегии развития Челябинской области до 2020 года в новой редакции. В дорожной карте учтены основные положения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и федеральных отраслевых стратегий. h4. Стратегические цели и задачи Стратегической целью развития Челябинской области является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Российской Федерации на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы. Для достижения стратегической цели необходимо решение следующих задач: * изменение структуры ВРП с увеличением доли сектора экономики с повышенным уровнем добавочной стоимости продукции; * кардинальное повышение производительности труда; * формирование зон опережающего развития и подготовка инфраструктуры для реализации базовых инвестиционных проектов; * развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением в качестве приоритета формирование наукоёмкого инновационного кластера в сфере информационных технологий; * создание опорного каркаса социальной сети; * оптимизация административно-территориального устройства и системы расселения; * принятие и утверждение норм в региональном законодательстве, предусматривающих кардинальное изменение санкций за нарушение экологических стандартов, увеличение административных штрафов ответственным лицам в десять раз. h4. Принципы социально-экономической политики Исходя из сложившейся ситуации и учитывая влияние мирового финансового кризиса в краткосрочной и среднесрочной перспективе (до 2013 года), правительство должно руководствоваться следующими основными принципами социально-экономической политики: * сохранением экономического потенциала (ресурсного, производственного и кадрового) наиболее значимых отраслей; * формированием принципов развития территориально-поселенческой структуры и сети учреждений социальной сферы; * подготовкой реализации проектов по комплексному освоению природно-минеральных и сельскохозяйственных ресурсов области; * обеспечением социально-экономической безопасности региона (продовольственной, социально-демографической, ресурсной, инфраструктурной, экологической и т. п.); * созданием и развитием полноценной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства; * формированием зон опережающего социально-экономического развития; * привлечением государственных и частных инвестиций для реализации важнейших проектов регионального развития, созданием условий для прихода в регион эффективных собственников. h4. Приоритетные отрасли экономики Для достижения стратегических целей в кризисный период необходимо оказание мер государственной поддержки приоритетным отраслям экономики. В краткосрочной перспективе (антикризисная программа): * Металлургическому производству и производству готовых металлических изделий. * Сельскому хозяйству. * Строительству. * Производству пищевых продуктов. * Машиностроению. В среднесрочной перспективе (базовые инвестиционные проекты): * Добыче полезных ископаемых и их переработке (стройматериалы, фосфориты). * Агропромышленному комплексу. Возможные производственные кластеры: * Лёгкой промышленности («Юничел», «Пеплос»). * Рекреационному комплексу. В среднесрочной и долгосрочной перспективе - инновационному сектору экономики. h4. Социальная сфера и КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА Население области за последние 20 лет уменьшилось. Продолжается миграция из сельской местности в города, из малых городов - в крупные. Это приводит к появлению большого количества малонаселённых пунктов и влечёт за собой неэффективное расходование средств на социальную сферу - распыление вместо концентрации и низкий уровень управляемости территорией. Планируется совместно с органами местного самоуправления провести инвентаризацию малых населённых пунктов, оценить перспективы их развития и принять по каждому из них взвешенное решение. Необходимо укрупнение муниципальных образований первого уровня. Базовый демографический прогноз показывает, что снижение численности населения в перспективе будет продолжаться. Причём численность людей пенсионного возраста - расти, а трудоспособного - резко падать. В силу сложившейся схемы расселения и демографической ситуации в области социальная сфера работает неэффективно. За счёт бюджета области содержится большое количество социальных объектов в малых и неперспективных населённых пунктах. Необходима концентрация ресурсов в определённых точках. Будет создан опорный каркас социальной сферы, состоящий из областного центра и сети опорных точек второго уровня. В крупных населённых пунктах, имеющих потенциал развития, будут расположены межрайонные центры оказания высокотехнологичных социальных услуг, сконцентрированы бюджетные ресурсы. За счёт улучшения качества жизни в них возникнут центры развития и притяжения населения. Остановится отток квалифицированных специалистов, повысится инвестиционная привлекательность этих территорий. В результате проведённого анализа имеющегося потенциала роста в территориях области и существующей ситуации определены возможные приоритетные виды деятельности для кластеров Челябинской области: 1. Металлургия. 2. Машиностроение. 3. Стройиндустрия. 4. Энергетическая инфраструктура. Строительство и запуск Южно-Уральской АЭС при условии широкого информирования населения о соблюдении норм экологической безопасности. 5. Агропромышленный комплекс. 6. Туризм и отдых. 7. Кластер «белой» бытовой техники (Златоуст - Юрюзань). h4. Инфраструктурные проекты 1. Специальный план мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности региона. Цель – получение регионом статуса «средний потенциал – умеренный риск», 2А по классификации рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ-РА». 2. Разработка региональных целевых программ по взаимодействию с корпорацией Роснано. 3. Мероприятия по присвоению аэропорту Баландино статуса международного. 4. Развитие транспортной инфраструктуры. Транспортный коридор Европа - Азия. 5. Создание интермодальных и логистических центров. 6. Создание и продвижение особых экономических зон (Троицк – граница с Республикой Казахстан). 7. Создание и развитие технопарков (Челябинский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет, закрытые территориальные образования). 8. Политика в области преодоления пьянства и алкоголизма: * запрещение продажи алкогольной продукции крепостью выше 14 градусов в предприятиях розничной торговли после 21.00; * продажа алкогольной продукции крепостью выше 14 градусов только в специализированных магазинах. Количество спецмагазинов рассчитывается исходя из пропорции 1х7000 населения. В целях недопущения монополизации рынка и ограничения конкуренции торговля в таких спецмагазинах осуществляется на основе лицензий сроком действия не более двух лет. Лицензии продаются на аукционах; * реализация региональной программы антиалкогольной пропаганды и просвещения. h4. Политика в области культурного строительства Системный ответ на вопрос, зачем нужна культура, в мире давно найден. Она нужна для формирования ценностей, ценностной шкалы для поиска ответов на вопросы, которые мучают современников, нужна для того, чтобы сознание у людей было современным, чтобы они были ориентированы на модернизацию. Но мы по инерции индустриальной эпохи финансируем форму, а не содержание. За редчайшим исключением. Например, либеральный эксперимент в Перми. Суть его проста: чтобы в Пермь пришли новые инвестиции, нужно, чтобы инвесторы отличали Пермь, например, от Кургана. А все опросы показали, что сколько-нибудь значимые инвесторы не отличают один край от другого. Как поступают посткомсомольские чиновники в правительстве Челябинской области, если им поручают (если поручают!) продвижение образа Челябинска. Они зовут пиар и дают ему «лавэ». Пиар-агентство рисует план, выпускает ролики со счастливыми южноуральцами. Финансируется форма, а не содержание, структура, а не движение вперёд. Деньги осваиваются - инвесторы не приходят. В Перми поступают иначе. Те же деньги, не очень большие, не из областного бюджета, были вложены в культурные проекты, выходящие за пределы Пермского края, про которые будут говорить за пределами Перми. То есть вкладывать деньги не в продвижение образа, а в сам образ, не в следствие, а в причины. Что было сделано? Был проведён конкурс на строительство Пермской художественной галереи. Внимание к конкурсу было привлечено бесплатно. Потом позвали постмодернового галерейщика Марата Гельмана создать музей современного искусства. Он согласился, потому что для него это самореализация. Пермский музей современного искусства, предъявляющий не специфичность Перми, а европейский контент Перми, вызывает огромный отклик. Те деньги, которые обычно осваивают через традиционные пиар-кампании, рационально потратили на закупку коллекции, на приглашение художников, на акции современного искусства, про которые все говорят, в том числе и инвесторы. И инвестиции идут вслед за культурными проектами. В сознание людей приходит модернизация. h4. Этапы реализации стратегии * 2009 – 2011 годы – реализация антикризисной программы направленной на сохранение промышленного и кадрового потенциала бюджетообразующих и инфраструктурных отраслей. Создание опорного каркаса социальной сети. Создание опорного транспортного каркаса. Подготовка документации по развитию приоритетных отраслей и инвестиционных проектов. Газификация приоритетных промышленных площадок. Создание инновационной инфраструктуры. * 2012 – 2015 годы – реализация отложенных инвестиционных проектов. Развитие кластерной политики. Развитие транспортной инфраструктуры. Развитие опорной социальной сети. * 2015 – 2020 годы - выход реализуемых проектов на полную мощность. Рост собственных доходов консолидированного бюджета. Изменение структуры экономики – увеличение доли обрабатывающих и инновационных производств, средней заработной платы, производительности труда. Решение существующих в настоящее время базовых вопросов в области энергетики, жилищного строительства. h3. Механизмы реализации стратегии На основе настоящей дорожной карты правительством Челябинской области подготавливается и с учётом широкого обсуждения при участии депутатов Законодательного собрания, научного и экспертного сообщества, общественных организаций принимается текст стратегии развития Челябинской области до 2020 года в новой редакции. После одобрения Законодательным собранием стратегия станет документом, на основе которого будут определяться меры государственной поддержки экономики, областные программы развития инфраструктуры и социальной сферы. Реализация долгосрочных целей стратегии невозможна без вовлечения в этот процесс жителей Южного Урала. Комфортность среды проживания, общий уровень безопасности, производительность труда, уровень коррупции, энергосбережение и многие другие показатели напрямую зависят от социального самочувствия граждан, их инициативности, общей культуры поведения. Для достижения стратегических целей регионального развития необходимы разработка и реализация мер по повышению гражданской активности населения, улучшению социального самочувствия жителей Челябинской области. Основные положения стратегии должны лечь в основу отраслевых стратегий развития ведущих секторов экономики региона и долгосрочных целевых программ. Необходимо создание комплекса нормативных актов, направленных на реализацию стратегии. h3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Think Tank партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» и либерального клуба «19 ФЕВРАЛЯ» приглашает всех, кто разделяет наши убеждения, к сотрудничеству. Приглашаем к сотрудничеству и тех, кто не согласен с нами, но искренне желает перемен к лучшему. Нашей работе будут пытаться помешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные ресурсы, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. *Создадим новый ЮЖНЫЙ УРАЛ. УРАЛ, ВПЕРЁД, ВПЕРЁД РОССИЯ!*
116

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей