Разве конкуренция и бардак - синонимы?
+11°
Сообщить новость
02.03.2010 08:54

Разве конкуренция и бардак - синонимы?

Стоило челябинскому УФАС заявить, что МУП «Мемориал» нарушает антимонопольное законодательство, как за него заступились городские депутаты и прозвучало слово «бардак».

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Разве конкуренция и бардак - синонимы?
*Стоило челябинскому УФАС заявить, что МУП «Мемориал» нарушает антимонопольное законодательство, как за него заступились городские депутаты и прозвучало слово «бардак».* Напомним, что в январе УФАС признало положение гордумы «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения», принятое в 2006 году, противоречащим закону «О защите конкуренции». И предписало депутатам реализовывать свои функции по организации похоронного дела через специально созданные бюджетные учреждения, которые не будут заниматься коммерческой деятельностью, как МУП «Мемориал». Последнее, по данным УФАС, незаконно взимало с горожан плату в 912 рублей за регистрацию захоронений на всех общественных кладбищах Челябинска. По мнению антимонопольного органа, ситуацию изменит передача муниципальных кладбищ в ведение бюджетных организаций. 25 февраля на очередном заседании гордумы депутаты отклонили требование прокуратуры об изменении положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в областном центре. А *спикер думы Борис Видгоф сказал:* - Прокурор и антимонопольщики требуют, чтобы допускали на кладбище все организации, у которых в уставе прописано оказание ритуальных услуг. Депутаты считают, что это приведёт к вспышкам вандализма и бардаку на кладбищах - работа будет идти абсолютно бесконтрольно. Вот так. Хотя все давно знают, что наша общая беда - монополизм и отсутствие конкуренции. Теперь УФАС намерено обратиться в суд с иском к городской думе, если до 22 марта депутаты не пересмотрят свою позицию по МУП «Мемориал». За неисполнение предписания УФАС парламентариям грозит наказание от административного штрафа вплоть до дисквалификации на срок до трёх лет, говорится в официальном сообщении антимонопольного органа. Что-то случилось. Некогда робкое ведомство, жалующееся и на прорехи в антимонопольном законодательстве, и на постоянное, начиная с первых шагов, противодействие его работе, начинает, кажется, проявлять хватку и дерзость в контроле за действиями органов власти. h3. «Любовь к своим» - это дискриминация Антимонопольщики наконец обратили внимание, что руководители местного самоуправления могут создавать дискриминационные условия для одних хозяйствующих субъектов и тепличные - для других. *Заместитель руководителя челябинского УФАС Наталья Сапрыкина* рассказала, что надзор за органами власти - это приоритетная задача ведомства на ближайшее время. И привела пример. Один из предпринимателей обратился в УФАС с жалобой на то, что в Магнитогорске достаточно сложно организовать и вести землеустроительные работы. Там городская администрация создала благоприятные условия для муниципального предприятия. Передала ему всю базу по градостроительной деятельности. План города с красными линиями, где проходят магистрали, коммунальные сети, превратился в козырную карту. И все, кому нужно было сделать межевые работы, вынуждены были обращаться в это муниципальное предприятие, поскольку без плана невозможно их проводить. Естественно, за деньги. Затраты у конкурентов росли, а муниципальное предприятие оказалось в выгодном положении. - Пришлось менять правила игры с помощью антимонопольной службы, - *рассказывает Наталья Владимировна,* - мы выдали предписание, и в настоящее время администрация отчиталась в том, что они его исполнили. Другой пример. Есть такая штука в руках администраций - нормативные акты, в которых установлены заранее разные коэффициенты арендной платы для предприятий, работающих на одном рынке. И здесь тоже существует почва для нарушений антимонопольного законодательства. В прошлом году было возбуждено 27 дел за помеху развития конкуренции. Много это или мало - сказать трудно. Но по крайней мере количество таких дел удвоилось, потому что за раздачей государственных и муниципальных преференций стали следить. *Начальник отдела УФАС Татьяна Соболевская* рассказала, что в 2009 году количество обращений и заявлений в органы местного самоуправления значительно увеличилось. В 2008 году было рассмотрено 554 заявления. В 2009 году их стало 721. Последние изменения в Законе «О защите конкуренции» посвящены поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. - Органы власти могут предоставить в пользование государственное либо муниципальное имущество только путём проведения торгов, - *разъясняет Татьяна Михайловна.* - Важно, чтобы эта информация была доступна широкому кругу лиц. Перечень имущества должен быть сформирован по закону и опубликован. Не очень-то доверяя администрациям, УФАС сегодня вынуждено размещать информацию о недвижимом имуществе на своём сайте, чтобы создать равные условия всем предпринимателям. Но количество нарушений в этой сфере не уменьшается. Это связано с тем, что действующее законодательство ввело понятие «имущественные льготы». Чиновники за него ухватились. Сейчас предприниматели могут обращаться не только за преференциями в получении помещений, но и за снижением коэффициента по арендной плате, за предоставлением субсидий на оплату процентов по кредиту, лизинговых платежей. Вся эта интересная информация доходит трудно. Преференции предоставляются без торгов. И всё шито-крыто. Муниципалитеты не понимают, что это такое - имущественная льгота. - Предстоят проверки по использованию имущества, - говорит Татьяна Соболевская, - оно возвратится в казну, если будет установлено, что используется в иных целях. h3. Все на торги! Чем только не торгуют. Продают землю, рыбопромысловые и лесные участки. Торгуются при выборе управляющих компаний, сами управляющие компании отбирают подрядчиков. На торгах согласно федеральному закону совершается размещение заказов, продажа имущества, передача его в аренду и так далее. - Есть в законе № 94 недоработки, - говорит Наталья Сапрыкина, - торги только начинают развиваться, а нормативная база запаздывает. Нет прозрачности, существует множество лазеек, которые позволяют вести торги для «своих». Известна история, когда в УФАС обратились предприниматели, которые долго арендовали имущество и уже планировали по действующему законодательству его выкупить. И вдруг узнали, что имущество уже продано с торгов. Новый собственник начал предъявлять свои претензии. При этом предприниматели продолжали перечислять арендную плату в бюджет, когда уже чуть ли не полгода существовал новый юридический собственник! Муниципалитеты должны информировать население о торгах в СМИ. Но есть хитрости. Можно тиснуть объявление мелким шрифтом где-нибудь в непрофильном издании да ещё в соседнем районе. И формально закон выполнен. Количество жалоб о несправедливых и подстроенных торгах растёт. В прошлом году было 346, теперь, уже в начале года, - 515. Возросло количество жалоб и на федеральных заказчиков. h3. Реестр для недобросовестных и аукционы для честных Пока у антимонопольщиков не так много рычагов влияния. Один из них - реестр недобросовестных поставщиков. Это «позорная доска», на которую попасть стыдно - страдает репутация фирмы. Да ещё на два с половиной года выключаешься из процесса поставок. - Некоторые представители бизнеса зачастую не понимают, куда ввязываются, - замечает Наталья Владимировна. - Принимают участие в госзакупках, планируют, что смогут подкорректировать контракт, увеличить сроки поставки, снизить объём. Но на самом деле закон строго говорит, что никакие изменения контракта невозможны. Предусмотрены штрафные санкции как для заказчика, так и для подрядчика, который изменит условия контракта. Реестр «Недобросовестные поставщики» размещён на сайте УФАС. С 1 января этого года введены электронные аукционы - процедура обязательная. Аукционы будут проходить в режиме онлайн на пяти федеральных площадках. Есть предусмотренный законом перечень продукции, которая закупается исключительно путём проведения электронных аукционов. Иначе - штраф. Зато анонимность заявок - условие для честных торгов. Вся информация стекается к оператору, и заказчик ничего не знает о том, кто подаёт заявки. Потом компании играют в режиме онлайн. Это удобно, ведь участники торгов не всегда могут приехать на процедуру аукциона. Это затратно и порой даже опасно. На обычных аукционах велика вероятность сговора. Электронный аукцион, по задумке инициаторов, снижает такие риски до минимума, так как компании видят себя на экранах мониторов лишь в виде номеров. Известно, что лазейки для мошенников всегда находятся - в пачке документации, которую приходится собирать для участия в обычном аукционе. Единственная трудность, считают антимонопольщики, - получить цифровую подпись. Это обязательное условие. Но, кажется, оно приживётся. …Трудно даются реальные первые шаги. В каждом - конфликты с сильным субъектом хозяйствования или администрацией. Такова уж доля антимонопольной службы. Но не может же она выступать и нянькой для бизнеса, и доской объявлений, и просителем. Пока предписания ФАС не очень пугают, а антимонопольное законодательство дырявое, как старая сеть. Но хочется верить, что это временно.
533

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей