Причина кризиса - политическая организация мира
+2°
Сообщить новость
09.03.2010 04:41

Причина кризиса - политическая организация мира

О кризисе написано немало. Например, совсем недавно вышел специальный номер Newsweek, посвященный кризису, где свои комментарии дают политики и ведущие ученые. И, тем не менее, многие вопросы остаются: главные из них - что делать для восстановления экономик и как избежать подобных кризисов в будущем.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Причина кризиса - политическая организация мира
*Каждое третье предприятие среднего и малого бизнеса США и каждое седьмое Японии работает на транснациональном уровне, что усложняет контроль со стороны национального государства. О кризисе написано немало. Например, совсем недавно вышел специальный номер Newsweek, посвященный кризису, где свои комментарии дают политики и ведущие ученые. И, тем не менее, многие вопросы остаются: главные из них - что делать для восстановления экономик и как избежать подобных кризисов в будущем.* Если воспользоваться медицинской метафорой, то "лечение" кризисных явлений в целом сегодня оказывается симптоматическим, то есть оно направлено на их проявления, а не на причины, породившие кризис. В острой фазе кризиса подобное поведение оправдано, но если так действовать дальше, то избежать новых ударов не удастся. Причины же современного кризиса, как представляется, лежат не только, а может быть, и не столько в экономической плоскости, сколько в политике, в политической архитектуре мира, которая предполагает, что различные участники мировой политики обладают своими, довольно определенно очерченными ролями, а государство, как главный игрок, "отвечает за все". Это перестает соответствовать реалиям. Кроме того, границы национальных государств продолжают размываться со всеми положительными и отрицательными последствиями. В результате мы все чаще сталкиваемся с тем, что система политической организации мира все чаще дает сбои. Отсутствие четких ролей, как было раньше, ведет к тому, что государства начинают брать на себя функции корпораций, а корпорации - наоборот, функции государств. Например, ряд финансистов обращает внимание на то, что за последние время государства, по крайней мере, некоторые из них, стали заниматься несвойственной им ранее деятельностью - "зарабатыванием денег". В частности, по этому пути пошла Исландия, которая в большом количестве скупала европейские компании, набирая при этом долги. Существуют механизмы, препятствующие подобному рискованному поведению частных структур, но они не действуют, если на рынке оказывается национальное государство. К сказанному следует добавить, что наряду с государствами подобным образом все чаще ведут себя и внутригосударственные регионы, хотя здесь центральные власти могут стать своеобразным ограничителем. В свою очередь, для бизнеса все более характерными становятся дополнительные функции. Так, крупные корпорации превращаются в своеобразные "государства" со своей "системой" образования, здравоохранения, безопасности и т.п. На международном уровне проявляется социальная ответственность бизнеса, которая активно формируется и развивается при поддержке ООН, о чем свидетельствует появление в 2005 г. Глобального договора. Свой вклад в размывание границ сегодня вносят не только ТНК, о которых сказано очень много, но и средний, а также мелкий бизнес. В настоящее время примерно каждое третье предприятие среднего и малого бизнеса США и каждое седьмое Японии работает на транснациональном уровне. Выход за пределы национальных границ позволяет им расширить возможности бизнеса, сократить те или иные издержки, диверсифицировать бизнес и т.п. Однако такая транснационализация усложняет контроль за бизнесом со стороны национального государства, особенно если учесть, что средний и мелкий бизнес имеет большое распространение. На интуитивном уровне то, что финансовый и экономический кризис есть, по сути, проявление кризиса политического, чувствуется многими. Необходимо подчеркнуть только, что в отличие от многих других кризисов, которые порождались или сопровождались политическими кризисами, существующий обусловлен не проблемами политической системой одного или нескольких государств, а именно политической организацией мира, как таковой. Чаще всего пытаются действовать старыми способами, "вернуться назад". Как правило, это не получается. Примеров множество. Так, в условиях разворачивающегося кризиса в феврале 2009 г. Николя Саркози попытался за счет льготного кредита вернуть заводы Peugeot Citroen и Renault из Чехии во Францию. На что Чехия отреагировала резко отрицательно и получила поддержку Евросоюза. Бизнес уже не вернуть в строгие рамки национальных государств и нельзя отменить процесс транснационализации. Значит, надо разрабатывать новые правила взаимодействия на мировой арене. Нам, несомненно, нужна новая экономическая архитектура мира, но ее создание невозможно без формирования новой политической архитектуры с учетом новых реалий. Процесс ее созданий - долгий. На сегодняшний день, к сожалению, нет даже осознания необходимости таких перемен. В результате приходится ждать очередных потрясений. h4. Марина Лебедева
477

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей