+19°
Сообщить новость
17.03.2010 12:09

С кем вы, деятели культуры?

Тяжкий труд - собрать за одним «круглым столом» тех, кто сегодня стоит у руля театров… Приходят те, кто уверен в том, что может сообщить поклонникам сценического искусства что-то вне информационного повода или очередного скандала.

Рейтинг:
С кем вы, деятели культуры?
*Тяжкий труд - собрать за одним «круглым столом» тех, кто сегодня стоит у руля театров… Приходят те, кто уверен в том, что может сообщить поклонникам сценического искусства что-то вне информационного повода или очередного скандала. С журналистом LentaChel и коллегами из других изданий согласились обсудить нюансы театральной жизни два директора и областной чиновник от культуры.* Роза ОРЛОВА (директор областного театра юного зрителя), Ирина ЛЕВЧЕНКО (директор областного театра кукол) и Вячеслав ХАРЮШИН (начальник отдела искусств областного минкульта) говорили о важности воспитания подрастающего поколения, о трудностях выживания в условиях капитализма и пользе государственного норматива. Банальные и общеизвестные вещи практически всегда верны и проверены временем на стойкость, поэтому ни у кого не вызвали удивления слова присутствующих о том, что прививку театром нужно получать с младых ногтей, что залы битком бывают только на привозных антрепризах, что скандалы на пустом месте не на пользу театрам. h3. Репертуарный театр лучше Как работают наши театры? Оказывается, не так уж и плохо. В области проводятся театральные фестивали, появляются новые постановки, несмотря на кризис и скудное финансирование, в труппы приходят молодые многообещающие актёры, подготовленные нашими учебными заведениями. Кроме того, театр шагает в ногу со временем - классические постановки актуальны. Всё это, по словам Розы Орловой, ради того, чтобы дать верную морально-нравственную установку жителям области и выполнить государственный соцзаказ. Поразительно! После таких слов как-то вспоминаются уже далёкие советские времена, но деятели культуры ничего предосудительного в этом факте не видят. Объясняют это так: деньги из бюджета театры получают для «обслуживания населения», поэтому существуют определённые нормативы, согласно которым нужно охватить энную часть горожан и жителей области сценическими постановками. Еженедельно директора театров отчитываются перед министерством культуры за проделанную работу, то есть, с одной стороны, работают служители Мельпомены в условиях рыночной экономики, с другой - под заказ. К счастью, он не творческий - просто отчитываются за бюджетную копейку и радуются тому, что она есть. Однако есть в этом процессе одно «но», которое можно рассматривать, по мысли Вячеслава Харюшина, только в плюс нашим театрам. «Русский репертуарный театр, - отмечает он, - живёт традициями, не питается чернухой и не играет в поддавки со зрителем. А есть коллективы циничных профессионалов, которые ездят по городам и зарабатывают деньги, стоимость билетов доходит до шести тысяч рублей, а люди идут! Они идут на имена актёров, которые засветились в кино и сериалах. Подобное положение вещей и в столичных театрах: классику ставят, но идут на актёров. Конечно, у нас звёзд на подмостках не увидишь, но это вовсе не означает, что наши спектакли не трогают душу и сердце. Отмечу, что приезжают только с антрепризами, а настоящие театры не такие уж частые гости в Челябинске - в прошлом году гастролировала только «Табакерка», и то при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Но только русский репертуарный театр несёт ответственность перед своим зрителем, который, кстати, признан ЮНЕСКО объектом нематериальной культуры». Роза Орлова и Ирина Левченко справедливость этих слов подтвердили, отметив, что местные постановки классики интересны зрителю и специалистам-критикам, именно поэтому наши труппы регулярно приглашают на российские и международные фестивали. h3. Грант - это стимул Невозможно было не спросить у директоров театров о системе грантов, получаемых творческими коллективами из областного бюджета. Ведь не секрет, что последние скандалы в «Манекене» и оперном театре ещё не забылись. Как стало возможным, что «объект нематериальной культуры» так склочно и неэстетично выколачивает деньги, вместо того чтобы радовать зрителя? Директор ТЮЗа взялась объяснить суть конфликта, отметив, что грант - это стимул для работы и выдаётся он не за выслугу лет, а за востребованность зрителем. «Обратите внимание, что в оперном театре, где действительно ведётся масштабная и уникальная творческая работа, требовать срочного распределения гранта вышли те, кто на сцене появляется не так уж и часто, зато проработал в коллективе по 30 - 40 лет! Но ведь зритель идёт не на них! Почему нужно уравнивать в правах всех, кто трудится в театре? Есть объективные критерии, согласно которым проходит распределение денежных средств, и если пока руководитель театра ещё не во всём этом разобрался, так нужно дать ему на это время. Я сама по образованию экономист, поэтому если вдруг случается такой подарок, как грант, я выхожу к коллективу и объясняю суть балльной системы, заранее предупреждаю о том, как будет проходить распределение и в какие сроки будут выданы деньги. Мы работаем через казначейство, поэтому не можем в этом вопросе проявлять самостоятельность. Это вовсе не означает, что у нас всё тихо да гладко, есть недовольные, которые бегают на меня жаловаться». Поддержал тему и Вячеслав Харюшин: «В оперном театре конфликт возник на пустом месте, людям просто захотелось получить деньги именно 5 марта, перед праздником, но ведь порой это по техническим причинам невозможно! Согласен с тем, что толчком могла послужить творческая невостребованность некоторых членов коллектива. Поймите, что актёр - это особая организация психики, ему приходится играть, менять образ… Это тяжкий труд. Не зря ведь придумано ещё одно определение профессии - исполнитель. Он исполняет то, что задумали режиссёр, автор, драматург. Стало быть, исполнителю нужен руководитель, мудрый и понимающий специфику душевной организации. Оперный театр - это такая махина! В нём четыре творческих коллектива, поэтому руководителю пока сложно, но всё наладится». Ирина Левченко подключилась к разговору, отметив, что, кроме творчества, театр - это ещё и производство, пусть с оговорками, но без строгого распределения обязанностей всё может в одночасье сломаться. «Декорации, костюмы, грим, свет… Обо всём этом тоже надо заботиться, - сказала она. - Прибавьте к этому ещё и сложные времена, когда приходится для творческой деятельности подключать и такие понятия, как экономия, оптимизация, и вы поймёте, насколько сложно бывает организовать процесс. Тем не менее наш театр с этим справляется, мы даже выезжаем на гастроли в города, райцентры области. Приходится работать бок о бок с муниципалитетами, и нам идут навстречу, потому что встреча с театром - это праздник. Кому нужно видеть сложности?» Судя по всему, театры научились экономить, а многие учатся уже и зарабатывать. В этой связи собравшиеся эксперты вспомнили недавнее интервью Юрия Бобкова («Манекен»), сетовавшего на то, что театру, чтобы выжить, приходится играть спектакли каждый день. Роза Орлова с улыбкой недоумения отметила, что областным профессиональным театрам к такому режиму не привыкать: «Мы всегда так работали, а «Манекен» находился в привилегированных условиях. Театру заказчик в лице городской администрации заказов не давал, контроля не осуществлял, коллектив работал так, как хотел, деньги из бюджета регулярно получал, но ни перед кем не отчитывался. А потом устроил шум на всю страну! Конечно, заслуги у театра есть, но это не значит, что можно позволить себе скандал и шантаж!» h3. Привлечь режиссёра Конечно, театр - это праздник, восхищающий и образовывающий. Он не должен выживать и клянчить деньги, но после 1995 года меценатство законом не разрешено, поэтому деятели культуры выкручиваются как могут. К счастью, пока это никак не отражается на качестве спектаклей и на зрительском интересе. Наши люди по-прежнему в театр ходят, ждут традиционных фестивалей «Камерата» и «Соломенный жаворонок», с удовольствием погружаются в атмосферу сопричастности и катарсиса. Однако зритель ждёт и свежего ветра, который, например, может заглянуть к нам из Польши. Европейский режиссёр Кшиштоф Занусси готов приехать в наш ТЮЗ и поставить спектакль, поскольку творческий потенциал труппы ему нравится, но… Признанному во всём мире режиссёру советнику по культуре Ватикана выгодно приехать на три дня, дать установку, получить гонорар (по европейским меркам) и уехать, а не жить в Челябинске во время создания спектакля. Но именно театр должен обеспечить ему проезд, проживание, комфортные условия для труда, а в случае необходимости ещё и отправить к нему на родину актёров для репетиций. Всё за счёт средств театра? Но государственное учреждение не имеет права тратить на это бюджетные деньги! Значит, оплачивать заграничного гения должен бюджет области. Современные театральные технологии, бесспорно, нужны. Но где взять деньги? Увы, этот вопрос в кризисное время актуален. Правда, по словам Вячеслава Харюшина, Челябинской области есть чем гордиться: ни в кризисные 90-е годы, ни сегодня театральная жизнь в кому не впала, более того, появлялись и появляются новые творческие коллективы, организуются выездные гастроли, приглашаются актеры… Так что наши деятели культуры по-прежнему с нами, они готовятся к предстоящим юбилеям (75-летию театра кукол, 45-летию ТЮЗа, 90-летию театра драмы) и к празднику, посвящённому деятелям культуры, который состоится 25 марта.
329

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей