07.04.2010 15:16

«Учителям в руки не давать!»

Александр Попов бросил вызов начальной школе

Рейтинг: 0
«Учителям в руки не давать!»

Александр Попов бросил вызов начальной школе
Вышла в свет необычная книга - «Мамаматематика». Это не классический задачник по математике, не пособие и тем более не учебник. Автор, известный педагог, директор 31 – го физико-математического лицея Александр Попов, обращается на этот раз к неожиданной стороне педагогического процесса – к родителям.
Автор уверен, эта книга должна вдохновить родителей – первых учителей ребёнка – на собственный поиск и творчество. Это лишь первая книга из тех, что запланировал Попов в новой оригинальной программе. Ожидается цикл подобных книг по базовым отраслям начального образования. Суть программы – обучать детей должны их….родители. А как же, спросите, начальная школа? Но в новой программе Попова ей умышленно не отводится места. Надпись на «Мамаматиматике»: «папам, детям и учителям в руки не давать!».
- Александр Евгеньевич, как возникла идея? 
- Эта книжка - первая строка программы, которая называется «Зёрнышко». Почему «Зёрнышко»? Потому что в этом слове много чего собралось. И Земля, и Зенон (тот, кто придумал парадоксальные опори - авт.), и Разум, и Душа, и Солнышко. Всё это Зёрнышко. Здесь и форма, и содержание. Программу эту посвящаю своей матери Поповой Екатерине Никифоровне. Она в ноябре прошлого года умерла. Я был при ней защищенным человеком. Ну а сейчас делаю эту программу, посвятив ей.
- Раз есть первая строка, будут и последующие?
- Вторая строка программы называется «Бабушкасловесность». Пишет её учитель 31-го лицея Сергей Викторович Ефремцев. Мою «Мамаматетику» сначала печатал журнал «Юность» из номера в номер в прошлом году. А в этом году с лета «Юность» напечатает «Бабушкусловесность». В октябре выйдет она уже отдельной книгой. Вот тут на обложке «Мамыматематики» изображены мама и ребенок, а там будет тот же ребенок, и соответственно - будет бабушка.
- С математикой более –менее понятно. А что за идея «Бабушкисловесности»? 
-Я вижу начало падения российского образования не сейчас, а в 1918 году, когда ввели этот алфавит, которым мы пользуемся. Буквы потеряли смысл, который был в кириллице, - числовое значение. Возьмём любопытное слово «Логарифм». Слово греческое. И, оказывается, греки не разделяли Слово и Число. И «Логарифм» вмещает в себя «Логос» (слово) и «Рифмос» (число). Считается , что логарифмы придумал Джон Непер в 17 веке. С того времени Логарифм дошел до нас однобоким.
А греки давно понимали логарифм как количество рефлексий. Если ты кем–то решил стать, то какое количество рефлексий нужно, чтобы мечта реализовалась? И вот эта неразделённость числа и слова у греков была. А потом это всё утеряли. Сегодня неразделённость числа и слова присутствует, пожалуй, только в одном современном языке – в иврите. Да и тот библейский. В кириллице тоже было число и слово. Вот об этом Ефремцев и пишет, объясняя числовые и смысловые характеристики современных букв, работает со сказками.
А третья строка будет называться «Папафизика». Её пишет Вадим Борисович Гробович. Выпускник нашего лицея, преподает физику в ЮУргу. Я присутствовал на многих его уроках. Книга получится необыкновенно замечательная. Это что касается планов этого года. А на следующий год тоже хочу выпустить три книги.
Одна книга «Дядяинформатика». Её начинает писать Алексей Леонидович Егоров, преподаватель информатики нашего лицея. Необыкновенной будет пятая строка – «Светоэкономика». Светлана Викторовна Сафонова ее пишет. Шестая строка будет «Бабаботаника». Автор Ирина Ивановна Гаусс. Она молодая, но недавно стала бабушка и не обижается на название.
- На этом всё?
- Пока шесть книг. Планировали «Географию», но мне не понравилось, как начали её делать. По «Истории» просто нет близко человека, который бы взялся писать эту книжку. Так что пока план: выпустить шесть строк в программе «Зёрнышко». Но я буду писать и дальше.
- Почему Вы «заболели» именно проблемами начальной школы?
- В чём слабость российской школы? Я думаю об этом постоянно. Сужу по математическому образованию. Первая ступень культуры – это уровень математики. Самая примитивная, первая ступень. Если ты ее не переступаешь, всё – безнадёга. Я понимаю, что российская школа падает, и стремительно падает. Наш министр образования Фурсенко говорит: «А школе не надо изучать высшую математику». Что за высшая математика в школе? Это разделы, которые были в 17 веке. И вот он хочет 17 век убрать, чтобы образование начиналось с 15 века. В 21 веке 17 век считает высшей математикой. Вот кто нами руководит.
И поэтому надежда вся не начальную школу, а на родителей. Мои соратники в борьбе против школьного стандарта только родители. Поэтому на книге написано «папам, детям и учителям в руки не давать». Здесь всё против учительства вопиёт. Каждая строка.
- Вы, по сути, бросаете вызов новым стандартам образования? 
- Я третий год работаю с «началкой». Работаю в нескольких частных школах и детских садах по вечерам. И вот эти книги, программа «Зёрнышко» – прививка от школьной муштры. Да, это вызов стандарту. Правительство заявило об образовательном стандарте. А местные управленцы с ума сходят. Они еще стандартнее этот стандарт делают.
Если прошедшие два года я занимался с детьми, то этот весь год я работал с родителями. Я не видел детей, я учил мам заниматься с детьми. Интересный год был. Это очень любопытно – заниматься с мамами. Уча их, я написал вот эту книгу. Теперь надо другую писать. Потому что понял лучше, как надо учить.
-Какие недостатки видите в начальном образовании? 
- Я смотрю четвероклассников. Чему их научили за четыре года? Их научили числа складывать. Н этому можно научить за 20 минут в первом классе на микрокалькуляторе. А дальше учить чему? Не самоцель же - делить, умножать и так далее. То есть за четыре года их ничему фактически не научили.
Хорошие конюхи коней учат арифметическим действиям. А математика – это не арифметическое действие. 56 умножить на 23. Не надо перемножать, оно уже умножено, уже есть это число. Когда я показываю некоторые вещи родителям, они в шоке. Я всю математику могу показать на пальцах. Математика – это просто игра ума. Здесь учу чувству числа, и ничему больше. А учителя не учат чувствовать.
- Но родители–то чем лучше учителей? Им ведь некогда, они чуть что зовут репетиров.
- Тогда почему Вы доверяете обучение ребёнка только мамам? Папа чем хуже? Вон написано: «папам в руки не давать». Дискриминация получается. 
- А мама лучше во всех отношениях. Давно отсматриваю детей вместе с родителями. Приходится и мамам говорить: «Ребенок ваш, я по глазам вижу: умный. А меня интересует, есть ли у него мама.» Родительница отвечает: «Вот я есть.».
Иногда говорю матери: «Ребенка бы я взял, но мне такой родитель, как вы, не нужен. Вы кинете ребенка. Вы кормите, поите, одеваете, но равнодушны к интеллекту.». Я давно понял: всё дело во взрослых - родителях, учителях. Дети – то изумительные.
- Кто же спорит… Все мы и порождаем конфликты. 
- Приходит недавно мамаша, одна дочь воспитывает. Чуть не плача, говорит: «Примите в школу. Мою дочь из школы выгоняют, а меня чуть ли не родительских прав лишают!».
- Что случилось? 
- Оказывается, им задали стихотворение «Туча небо мглою кроет». Дочь в три года его уже знала. Учительница читает это стихотворение в классе, да еще ошибается. У дочери пропадает интерес к такому учителю, и ребенок начинает из ручек и карандашей складывать на столе колодец. Учительница несколько раз говорит: «Прекрати!»
А девочка всё равно строит. Учительница все сгребла и бросила в корзину для мусора. Тогда девочка встаёт и говорит: «А ну-ка, поднимите из мусорки мои ручки. Я в мусорку лазить не приучена. Что, не полезете? Тогда платите за все ручки.». Учительница вышвырнула девочку в коридор. А маму вызвали в школу и сказали, что им такой ребенок не нужен.
Мать за дочь заступается: «В чем она ошиблась? Вы же не знали стихотворение наизусть. А она знает. Готовьтесь лучше.»
- Геройская мама. Да и девочка молодец. А с отцами были интересные случаи? 
- Нет, с отцами нет положительных случаев. Но есть случаи, которые просто не с чем сравнить. Как–то папа с мамой приводят мальчика. Я проверяю четвероклассника. Он процентами владеет так виртуозно, что я обалдеваю. Спрашиваю: «В школе учили проценты?» Он в ответ: «Нет.». Я наседаю: «Может, куда-нибудь в кружок ходишь, где проценты учат?». Он мне опять: «Нет.». Тогда папу спрашиваю: «Признайтесь, Вы учили ребенка процентам?». Он мне тоже: «Нет.».

Я не отстаю, маму спрашиваю: «Так, значит, Вы учили?». Но и у неё тот же ответ: «Нет.». Однако так не бывает. Должна быть причина. Потом мама догадалась: «У меня сейчас второй ребенок – грудничок. Мужа с работы уволили. Мне приходится самой ходить на работу. Отец с грудничком не может справиться. Поэтому я на старшенького кинула кучу обязанностей. Он покупает там всякие смеси, читает, разбирается. Там же доли, проценты… Выходит, разобрался!

- Вот это учеба! Как я этого мальчика не возьму в школу? Он самообучаем!
Школы должны быть разные, а теперь всё сделают одинаковым – под стандарт. За школу страшно, вот и придумываешь. Я себя в образовании всегда ощущал защитником Брестской крепости. А чиновники для меня - это захватчики. Они всё лезут и лезут на стены. А я стреляю и стреляю. Ну просто конца этому нет… 

426

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей