+26°
Сообщить новость
07.05.2010 08:36

Все дороги вели к школе

Мы сдали в архив 90-е, разменяли на минутки нулевые и рухнули в десятые. Не успели оглянуться, а самый консервативный институт на свете - школа - уже не та, что раньше. И школьники не те, и учителя.Что-то неуловимо и вместе с тем резко, даже грубо поменялось в школьной жизни. И перемены не закончились - они только усиливаются, подобно шторму взламывают привычные основы школьного бытия.С кем пройдёт бурное море школьный корабль? Какой он, современный директор школы? Какова его карьера, его мысли, его надежды?Поговорить об этом с корреспондентом LentaChel согласилась директор гимназии № 10 кандидат педагогических наук Юлия Викторовна СМИРНОВА.

Рейтинг:
Все дороги вели к школе
*Мы сдали в архив 90-е, разменяли на минутки нулевые и рухнули в десятые. Не успели оглянуться, а самый консервативный институт на свете - школа - уже не та, что раньше. И школьники не те, и учителя. Что-то неуловимо и вместе с тем резко, даже грубо поменялось в школьной жизни. И перемены не закончились - они только усиливаются, подобно шторму взламывают привычные основы школьного бытия. С кем пройдёт бурное море школьный корабль? Какой он, современный директор школы? Какова его карьера, его мысли, его надежды? Поговорить об этом с корреспондентом LentaChel согласилась директор гимназии № 10 кандидат педагогических наук Юлия Викторовна СМИРНОВА.* - Я знаю, что вы представитель педагогической династии. - Любовь к школе мне прививали с детства. Мама - учитель русского языка и литературы и до сих пор работает в школе. Это надолго и всерьёз. Помню один случай… Мама была в больнице, отходила от наркоза, мы с врачом заглянули к ней в реанимацию. Доктор спрашивает: «Какие проблемы?» Мама в ответ: «Боюсь, что не успею пройти программу. Там же Тютчев, Фет». Врач на меня смотрит непонимающе. Я говорю: «Значит, всё нормально». Всегда мама была занята, всегда у нас дома были ученики. Я в этом выросла. И полюбила эту профессию, несмотря на очень сильную занятость мамы. А папа мечтал, чтобы я пошла по его стопам. Он инженер-сварщик. В итоге выбрала ЧелГУ, математический факультет. И не пожалела об этом. - Школьные годы действительно были чудесные? - Я окончила обычную школу № 5, хотя родители настаивали на 31-й, особенно папа. Но для меня был дорог наш класс, очень дружный. Окончила с отличием музыкальную школу по классу фортепиано - мне рекомендовали поступать в музыкальное училище. Мама преподавала в нашем классе, поэтому я учила всё очень серьезно. Хотя одно произведение так и не смогла заставить себя прочитать - «Кому на Руси жить хорошо». Ещё помню бурную деятельность в комитете комсомола. Бывало, спорила с директором школы Валерием Александровичем Глазыриным. Он даже, вручая мне золотую медаль, не удержался и сказал: «Не надо быть такой вредной». А вообще он замечательный человек. - Вы выбрали математический факультет. Наверное, при вашей энергичности и разносторонности тянуло-то в гуманитарии? - В конце первого курса я уже была редактором факультетской газеты «Универсум» - способности к литературе проявились. Потом, как это было принято, вступила в ряды членов КПСС. Меня просто вызвали в деканат и сказали: «Вы же занимаете идеологический пост на факультете». Так что отказаться было невозможно. Мне хотелось поспевать всюду. Комсомольское бюро, хор, который возглавлял Вячеслав Усольцев, красивый, яркий. Как было туда не ходить? Брали всех, у кого было музыкальное образование, в итоге сложился коллектив единомышленников. Сам Анатолий Кривошей аккомпанировал. Позднее примкнула к камерному ансамблю ЧелГУ, который возглавлял Валерий Фишман. В апреле на четвертом курсе я вышла замуж. У нас получилась замечательная студенческая свадьба. Тогда же никого не интересовало, что у кого за душой, кто богат, кто небогат. Преподаватели, к слову, были изрядно удивлены: как так, правильная студентка и вдруг выбрала троечника, разгильдяя? Но мой муж серьёзно занялся программированием. А в начале пятого курса у нас появилась дочь. - Но сидеть дома с маленьким ребенком вам не хватило терпения? - Пока родители ездили в Болгарию, я устроилась на работу учителем математики и информатики. В школу пришёл молодой директор, мы с ним начали получать компьютерный класс. Всё это было очень интересно - интегрированные программы информатики составлять, участвовать в фестивале педагогических идей, давать открытые уроки. Успевала всё, имея на руках маленького ребенка. Да и в школе мне пошли навстречу. Я очень трепетно относилась к своей работе. Мне, молодому специалисту, дали 10-й и 11-й классы. Я старалась давать каждому индивидуальные задания, а не так, чтобы всему классу - одно. Директор однажды пришёл по этому поводу на урок: «Зачем тебе мозги ломать? Почему каждый решает свою задачу?» Но я всё равно делала по-своему. Первые полгода я пересказывала новый материал дома. Надо себя уважать, поэтому всегда выступаю без «бумажки». Себя муштровала с первого дня работы в школе. - Про вас говорят, что вы человек азартный, настойчивый, склонны к критике. Судьба с такими бывает коварна, согласны? - Ученики у меня были непоседливыми, этакими ёжиками, с которыми непросто. Я, между прочим, очень не люблю детей, которые заискивают, пытаются угодить. Мне интереснее с теми, к которым надо найти подход. Я бы и работала дальше, тем более мой ребенок уже пошёл в эту же школу в первый класс. И вдруг меняется завуч. Узнала, что мою кандидатуру предложили на должность заместителя директора. Нашлись оппоненты: «Какой из неё администратор, когда у неё двое маленьких детей?» Это меня сильно задело. Я же работала на износ. За весь год взяла один день больничного. Работа для меня всегда оставалась святой, как и для мамы. В школе невозможен простой, это такой вечный двигатель. И после того как я услышала, что кое-кто обо мне говорит за спиной, мне, конечно же, захотелось быть администратором. Доказать всем, что на самом деле я это могу. Судьба мне подарила такой шанс, но уже в другой школе. Я узнала, что в 10-й школе есть вакансия заместителя директора. Я сама пришла на приём к директору Юрию Александровичу Чернышёву. 95-й год… Мне было всего 28 лет. Чернышёв по этому поводу сразу заметил: «Меня единственное, что настораживает, так это ваш возраст. Но если не боитесь, то работайте». - В то время эксперимент в 10-й школе провалился, завучей сняли, всё плохо. Это была экспериментальная площадка по отработке модели музыкально-хореографического лицея. Провалились по «оформлению документов». Бумаги у нас - главное! А вы что, не испугались? - А я так и сказала, что не боюсь: «Место учителя математики я всегда найду, но давайте попробую поработать на новом уровне!» И начала работать замом по науке, разрабатывать образовательную программу, концепцию, учебный план. Работала, буквально не поднимая головы. Было интересно. Школа эта настолько многогранная и любопытная. А потом выяснилось, что нет учебного завуча. Я подхватила функции и учебного завуча. До конца года выстояла, завоевала в коллективе авторитет. А ведь тут работали серьёзные преподаватели, просто мэтры. С каждым встретилась, поговорила и попыталась найти его место в концепции, которую выстроила. Через месяц пришла та комиссия, которая ещё до моего прихода в школу писала разгромную справку. Они увидели, что сделано много и закрывать экспериментальную площадку нельзя. И нам оставили этот статус. На следующий год уже появился учебный завуч и всё пошло как полагается. - Директор поверил в вас. И вы стали работать рука об руку. А что было дальше? - Через некоторое время я стала «публичным» замом по науке. Выступала на семинарах, конференциях. Меня заметили. В 2002 году начальник городского управления Вадим Кеспиков пригласил меня работать в управление главным специалистом. В феврале я покинула 10-ю школу. Правда, оставила себе педагогические часы - три раза в неделю. Но быстро поняла, что я не чиновник. Совершенно. Тогда же начался ЕГЭ. Мне было завидно, что учителя занимаются живым делом. Через полгода мне удалось вернуться в 10-ю - опять замом по науке, но уже обогащенной опытом управленца. В управлении образования успела познакомиться с большим количеством профессионалов. Мы ездили на аттестацию школ. В состав комиссии входили проверяющие всех образовательных областей. Эти люди были учителями с большой буквы. Действительно лучшие. От общения с ними осталось неизгладимое впечатление. - Но после своего второго пришествия вам на своём месте в школе не работалось? - Знаете, было тесно в рамках прежней должности после работы на более высоком уровне. В это время начальник Центрального РУО Константин Тротт как раз начал переделывать структуру районного управления. Он пригласил меня к себе в управление на должность начальника школьного отдела. И я… согласилась. Но в итоге опять пришла к тому, что это та же чиновничья работа: только успеваешь отвечать на директивы, собирать информацию, обобщать - на творчество просто не хватает времени… Я свою должность назвала тогда «статист районного масштаба». - Вы ещё раз убедились, что это не ваше. И состоялось третье пришествие в 10-ю гимназию! - Да, Юрий Александрович меня в третий раз взял на должность зама по науке. Великий человек, с великим терпением. Не замечать моих деловых качеств он не мог. Это был 2004/05 учебный год. Примерно через полгода, в январе, Юрия Александровича пригласили стать директором колледжа культуры. Начальник управления образования Центрального района приехал в наш коллектив и огласил решение о… назначении меня директором! Это было 9 февраля 2006 года. Я «села за баранку этого автомобиля». - Да, перипетии… Интересно, вас можно соблазнить зарплатой? - Я человек со здоровыми амбициями. - Вы властная? - Наверное, да. Но мне важно управлять не людьми, а большим делом. У меня развязаны руки здесь, я могу воплотить свои идеи в жизнь. Школа № 10 уникальна, она была в своё время создана умными людьми. Когда здесь не стало микроучастка, встал вопрос о её закрытии. Представьте, школа отрыта в 30-х годах. Разные периоды были в её жизни - и военный госпиталь, и много других памятных эпизодов. Школа всегда была с крепкими традициями. Здесь начинал великий Анатолий Иванович Александров - краевед, писатель, фронтовик. Он основал в школе научное общество учащихся. Когда мы сделали к 70-летию школьную энциклопедию, то увидели, что здесь всегда училась интеллигенция, элита нашего общества. При том, что особых материально-технических условий школе не создавали. И наши ученики - в основном дети врачей, юристов, учителей, музыкантов, артистов. - Некоторые говорят, что здесь сильны только музыка и хореография… - С этим заблуждением я борюсь много лет. Людям нужно хорошее образование. Оно здесь всегда было хорошим. И тем не менее я, став директором, начала выравнивать достижения по музыке и хореографии с общими дисциплинами. Это принесло результат. В прошлом году у нас уже было 10 призовых мест на областных олимпиадах. В этом году восемь, потому что нет одной параллели. В целом уровень академического образования у нас вырос. Наши выпускники стали поступать в МГУ, на механико-математический, аэрокосмический факультет ЮУрГУ, экономический и лингвистический ЧелГУ, в университет Санкт-Петербурга. Они поступают благодаря знаниям, полученным здесь. - Юлия Викторовна, какой тип директора школы требует сегодняшнее время? - Не согласна, что директор должен быть исключительно хозяйственником. Не согласна, что директор должен только 30 процентов своего времени проводить в учреждении, а остальное - за его пределами, выполнять представительские функции. Главные концептуальные вещи и идеи должны исходить от первого руководителя. И первый руководитель должен выходить в начале года на педсовет перед коллективом. Чётко анализировать прошлый год, грамотно планировать будущее. Например, я в период директорства написала кандидатскую. Пока её готовила, успела поработать со многими учёными. Невозможно готовить серьёзную работу без научной подпитки. Вообще путь к защите кандидатской вышел непростым. - Близятся изменения в законодательстве, когда госучреждениям придётся выходить за рамки бюджета и учиться зарабатывать самостоятельно. Вы к этому готовы? - Директор-менеджер - это не пустые слова. Данная реформа для нас не новость. Очевидно, сегодня у бюджета нет денег на полное содержание школы. Мы уже сегодня предоставляем платные дополнительные образовательные услуги. Подготовительное отделение, платная группа продлённого дня, курсы, которые востребованы и интересны. Родители идут на это. У нашего учреждения есть бюджетный и внебюджетный счёт. Большая часть средств поступает от подготовительного отделения. В каждой смете заложен процент, который школа зарабатывает самостоятельно. Каким образом, спросите, организовать родителей на пожертвования и помощь? Как это сделать цивилизованным и законным путём? Это всё директорские вопросы. Я нашла родителей, которые помогли на них ответить. Они стали учредителями некоммерческого благотворительного фонда «Опора». У фонда есть президент, свой счёт в банке. А в школе действует орган самоуправления. Сейчас модно говорить о государственно-общественном управлении. Так вот, у нас оно не на словах - Вы в самой гуще школьной жизни и многое замечаете в динамике. Скажите, изменился ли тип ученика за последнее время? - Да. Потому что изменилось отношение к школе родителей. Когда мы начинали работать, у родителей было настоящее уважение к школе, к учителю. Я это чувствовала, когда была молодым учителем. Сейчас отношение родителей к школе как к сфере услуг. Там предоставляют услуги по еде, а мы здесь - по образованию. Именно такое потребительское отношение многих семей соответственно формирует отношение у детей. Например, прихожу в 11-й класс. Вижу - сидит всего полкласса. Начинаем выяснять, где остальные. Оказывается, папа одного из учеников откупил целый ряд в зале ледового дворца на чемпионате мира по кёрлингу. То есть вместо учёбы ученики отправились смотреть соревнования. И родители, представьте, нормально к этому относятся! В начале каждого учебного года я прохожу все родительские собрания. Родители должны знать, что в школе действуют многие виды грантов, внедряются инновационные проекты. Одной маме как-то раз сделала замечание: «Вы на собрании не были, а у вас тут двое детей учатся. Вас что, совсем не интересуют проблемы школы?» А она, знаете, отвечает: «Вечер - это моё личное время». И таких ответов, увы, много. - У вас есть слабое место? - Не умею говорить слово «нет». Никогда не выхожу из себя - моего настроения никто не почувствует. Как-то пришлось увольнять одну учительницу - родители от неё отказывались. Я ей сказала так: «Знаете, наверное, вы переросли школу». Она согласилась и нашла себе место в техникуме. А я избавилась от плохого учителя.
244

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей