Реформа школы: автономное плавание по закону
+6°
Сообщить новость
24.05.2010 05:58

Реформа школы: автономное плавание по закону

Иные российские законы приходят, как сон, как наваждение, которое куда-то девается, едва соприкоснётся с действительностью. Бывают законы задиристые, скандальные, обещающие порвать в клочья инертность нашего бытия. Да так и остаются жить на бумаге. Но этот закон - с длинной формулировкой, унылый на вид, как вся бюрократия, похоже, сработает с огромной отдачей.

Рейтинг:
Реформа школы: автономное плавание по закону
*Иные российские законы приходят, как сон, как наваждение, которое куда-то девается, едва соприкоснётся с действительностью. Бывают законы задиристые, скандальные, обещающие порвать в клочья инертность нашего бытия. Да так и остаются жить на бумаге. Но этот закон - с длинной формулировкой, унылый на вид, как вся бюрократия, похоже, сработает с огромной отдачей.* Итак, 23 апреля 2010 года Госдума приняла в первом чтении Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. А с 12 мая этот закон уже окончательно принят. Надо сказать, поначалу реакции на этот документ не было никакой. Широкая школьная общественность то ли проспала, то ли толком не осознала его глубинного смысла. А ведь под реформу попадает вся бюджетная сфера. И вдруг посыпались комментарии. Возникли слухи: дескать, теперь у нас образование станет платным. Пошли разговоры о том, что будто бы бюджетом покрываться будут только три урока в неделю. А за всё остальное - из кармана трудящихся. - Я считаю, - говорит министр образования Челябинской области Александр Кузнецов, - что это очень прогрессивный закон для всей бюджетной сферы, и в частности для системы образования. Напомню: ещё в 1992 году, когда Верховным Советом России был принят в первой редакции Закон об образовании, уже тогда в пункте втором закона говорилось, что управление должно носить демократический государственно-общественный характер и автономность. В 2006 году был принят Закон об автономных учреждениях в нашей стране. Реализация этого закона в силу ряда причин бюрократического характера тормозилась. Сейчас, с принятием этого закона правительство России даёт толчок развитию сети бюджетных учреждений.

В бюджетной сети

«Сеть» здесь слово ключевое. Страна буквально опутана сетью бюджетных учреждений. Размеры её чудовищны, бремя непомерно. Федеральный министр Фурсенко признался: в стране более трёхсот тысяч учреждений различного рода. Челябинская область тоже имеет изрядную бюджетную обузу: 900 школ, два десятка с небольшим вузов, числом за 70 учреждений среднего специального образования, полторы тысячи детских садиков. На первый взгляд, мощная система по оказанию образовательных услуг. Но насколько она эффективна? Вопрос риторический. - Если проанализировать расходы, - говорит Александр Кузнецов, - которые несут государство и муниципалитеты при оказании услуг через эту сеть, выясняется, что львиная доля этих расходов идёт не на собственно образовательный процесс, а на сопутствующие ему мероприятия. До половины расходов приходится на содержание площадей, оборудования, движимого и недвижимого имущества, которое никакого отношения к образовательному процессу не имеет. Основная задача нового закона - перейти от финансирования огромной сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных услуг, оказываемых населению. В Челябинской области в связи с этим наметили чёткий план: тотально изучить состояние всех бюджетных учреждений, их материальной базы и помочь им воспользоваться свободой, которую предоставляет закон. Никто не собирается «уничтожать» бюджетную систему. Наоборот, появилась возможность развивать её, превратить из обузы в саморазвивающуюся эффективную систему. В школах традиционно опасаются изменений - они измучены реформами, там не могут дождаться повышения зарплат. А им то предлагают нормативно-подушевое финансирование, то обещают перевести на отраслевую систему оплаты труда, то грозят переходом на образовательные стандарты второго поколения. Голова кругом! И вот новость - реформа бюджетных учреждений. Неужели снизят школьное финансирование? Пока на всех уровнях власти обещают, что никакого снижения финансирования системы образования не предвидится.

И казённый дом, и автономка

До сего времени юридически существовали две группы учреждений - бюджетные и автономные. По новому закону вместо двух придумали три статуса - бюджетные, автономные и казённые учреждения. - Никто никого силком в определённый статус загонять не будет, - говорит заместитель начальника управления образования Челябинска Александр Орёл. - Решение об этом принимается учредителем совместно с учреждением и на основе того, насколько учреждение готово сегодня самостоятельно оказаться на рынке образовательных услуг. Чем же принципиально различаются статусы бюджетного, автономного и казённого учреждения?

Механизм распоряжения имуществом

Всё имущество в системе образования муниципальное или федеральное. В каждом конкретном случае всё зависит от уровня учреждения. У автономного и бюджетного учреждения всё имущество делится на три группы: недвижимое, движимое особо ценное и прочее. Первыми двумя можно распоряжаться только с согласия собственника. К примеру, продать здание или заложить его нельзя. Прочим имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. У казённых учреждений права распоряжаться имуществом нет вообще.

Механизм распоряжения доходами, получаемыми учреждением

Сегодня учреждения вправе заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход. Детские сады и школы могут оказывать платные услуги. Это было раньше и есть сегодня. Однако казённому учреждению право заниматься предпринимательской деятельностью должно быть прямо прописано в уставе. Все его доходы попадают в бюджет, и оно не вправе ими распоряжаться. Автономные и бюджетные образовательные учреждения сами распоряжаются своими доходами.

Механизм доведения бюджетных средств до учреждений

Казённые учреждения будут «сидеть» на сметном финансировании своей деятельности. Смета учреждения определяется в начале года, где всё расписано до копейки. Для автономных и бюджетных учреждений полагается субсидия. Это плата за выполнение государственного или муниципального задания. По нормативам проводится финансовое обеспечение задания, но не по смете, а единой суммой. И там уже само учреждение распределяет деньги по статьям на конкретные нужды.

Ответственность учредителя

За все риски, которые возникают при работе казённого учреждения, субсидиарную ответственность несёт учредитель. За риски автономного или бюджетного учреждения учредитель ответственности уже не несёт. Александр Орёл рассказал, что сегодня доля автономных учреждений в Челябинской области меньше одного процента. В Челябинске только одно дошкольное учреждение является автономным - детский садик. Ещё два детских сада получили все необходимые документы, чтобы перейти в автономный статус. Чиновники от образования уверены: это только начало. Министр образования области Александр Кузнецов говорит, что для реализации нового закона положен большой переходный период. Некоторые положения вступили в силу со дня его опубликования - 12 мая 2010 года. Последние положения вступят в силу до 1 января 2014 года. Но все основные переходные моменты произойдут в течение двух предстоящих лет. Изменение статуса по этому закону не является реорганизацией учреждения. Сначала поменяется привычная аббревиатура МОУ - муниципальное образовательное учреждение. Добавятся буквы А, Б или К согласно статусу учреждения. Это будет отражено в уставе.

Вкус свободы

Пока школы на распутье. Но, считают специалисты, почувствовав финансовую свободу, потянутся и к свободе творческой. Первыми пойдут в автономный статус крепкие школы. К примеру, не секрет, что ежегодная экономия по коммунальным платежам в среднем составляет от 10 миллионов рублей. Раньше учреждение не имело возможности направить сэкономленные деньги на иные расходы. Оно было вынуждено спрашивать разрешения учредителя за каждый чих. А учредитель, как правило, предпочитал эти деньги изъять. С автономным учреждением такой номер не пройдёт. Получив деньги общей кучкой - субсидией на свой расчётный счёт в банке, оно распоряжается этими деньгами самостоятельно. И учредитель эти деньги отозвать не может. Зато заниматься предпринимательской деятельностью можно сколько угодно. Получи соответствующую лицензию - и вперёд. Но только сверх государственного задания на образовательные услуги. Но что делать, когда складывается ситуация чудовищной несоразмерности? Например, в горнозаводской зоне нашей области можно встретить профессиональное училище, где обучаются всего 62 ученика. Площадь училища - шесть тысяч с лишним квадратных метров. Это больше, чем типовая городская школа. Да ещё два общежития на балансе. Расходы училища – 8,5 миллиона рублей. Из них более половины уходит на коммуналку. Как заметил Александр Кузнецов, за такие деньги каждого ученика можно было бы отправить учиться в Оксфорд или Сорбонну. И таких учреждений, где огромные фонды, а площади просто пропадают без толку, в области немало. Новый закон по планам его разработчиков должен помочь навести порядок в бюджетной сети и придать ей развивающий импульс.
328

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей