Режиссура - это умение задавать вопросы
+11°
Сообщить новость
27.05.2010 12:31

Режиссура - это умение задавать вопросы

Кафедра "Режиссура театрализованных представлений и праздников" появилась в Челябинской академии культуры и искусств вовремя. Параллельно с возникновением современной корпоративной культуры. Выпускники кафедры сразу оказались востребованы. Кто-то же должен укреплять корпоративный дух. Нынешний авторитет кафедры сложился, пожалуй, за счёт общественной и профессиональной активности выпускников, с одной стороны, и работоспособности преподавательского состава - с другой.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Режиссура - это умение задавать вопросы


 

*Кафедра "Режиссура театрализованных представлений и праздников" появилась в Челябинской академии культуры и искусств вовремя. Параллельно с возникновением современной корпоративной культуры. Выпускники кафедры сразу оказались востребованы. Кто-то же должен укреплять корпоративный дух. Нынешний авторитет кафедры сложился, пожалуй, за счёт общественной и профессиональной активности выпускников, с одной стороны, и работоспособности преподавательского состава - с другой.*

Три года назад прошёл набор режиссёров шоу-программ. Совместно с министерством культуры области набрали небольшую группу на «Театральный менеджмент». Студентам группы читали лекции представители областного министерства, также был приглашён из Москвы ректор Высшей школы деятелей сценического искусства профессор Дадамян. Карьера участников группы начинает складываться сразу, уже со студенческой скамьи. Сейчас, например, они заняты в административных структурах театров Челябинска, филармонии. Скоро эта группа будет выпускаться. В перспективе сегодняшние студенты способны возглавить крупные театры.

Специалист по организации праздников - одна из самых востребованных в последние годы. Организация корпоратива позволяет работать не только собственно в сфере праздников, но и в рекламе, средствах массовой информации, даже органах власти. Кругозор выпускников достаточно широк. На кафедре в течениё всего обучения режиссёрам читают курс сценарного мастерства, который не читают, кстати, больше ни на одной другой кафедре. Вот что говорит по поводу перспектив студентов, обучающихся данной специальности, заведующий кафедрой доцент Александр Алексеевич Мордасов: 
- Возможность творческого роста заложена самой атмосферой нашей академии. Вы видели: студенты танцуют в коридорах, поют, репетируют, обсуждают, на ходу что-то придумывают. Жизнь кипит! Разные курсы общаются между собой, помогают друг другу. Осваивают звуковую технику, элементы света. А студенты нашей кафедры ещё и постоянно работают с ребятами с телевизионной специализацией. Немаловажно и то, что на нашей кафедре работают замечательные педагоги. Как результат - студенты выделяются даже в стенах академии. К нам приходят учиться те, кто, ещё будучи школьником, уже проявлял себя в самодеятельности, в организационно-творческой деятельности. Не просто, допустим, танцевал человек, а уже и ведущим был, и организовал праздник самостоятельно. Наши студенты активны организационно и коммуникативно, если хотите. Они быстро сходятся с людьми, быстро находят контакт. По-другому и нельзя - на праздниках мы работаем с огромным количеством людей.

- Вы говорите о необходимости лидерского начала у студента. Но не возникает ли конфликт, когда коллектив (курс) состоит из одних только лидеров?
- Бывает и такое, но редко. Праздник всё-таки невозможно создать одному человеку (имеется в виду большой праздник), это всегда коллективная работа. Учиться работать в коллективе - одна из профессиональных составляющих. Ты должен меня понять, и я тебя должен понять. Мы должны найти консенсус, как когда-то говорили.

- Насколько вообще трудно учиться на вашей кафедре? Не слишком большая нагрузка ложится на плечи студента? Помимо творческих дисциплин его время и силы занимают и общеобразовательные предметы…
- Вы знаете, молодёжь у нас очень толковая. Она многие вещи, конечно, не знает, которые мы знали в их возрасте, - в этом их беда. Но, с другой стороны, они много знают того, чего мы не знаем. Это не касается просто информации. Молодые люди знают, как сделать быстрее, проще и так далее. И мы, преподаватели, в свою очередь учимся у них многому. Например, способности моментально схватывать, прорабатывать ситуацию на два-три шага вперёд. Информационный поток, который воздействует на молодёжь с детства, сильно переделывает, перемалывает, если так можно выразиться, молодых, заставляет реагировать быстро на предложения, которые происходит извне. Если человек считает, что ему необходимы дополнительные знания, он тут же начинает их вбирать и требовать от педагогов. Этот процесс положительный, на мой взгляд. А сложность не в том, что большое количество предметов. Скорее, финансовая составляющая является тормозом. К нам в основном приходит средний слой населения. На кафедре мало детей богатых людей. Часть студентов, конечно, поступила на платной основе - у них лучше финансовое положение. Но и бюджетникам хочется выглядеть соответствующе, чувствовать себя на равных с остальными. Они как-то выкручиваются, находят возможность зарабатывать параллельно с учёбой. Пожалуй, вот эта ситуация сложнее, чем непосредственно учёба.

- Чем всё-таки отличается профессия режиссёра театрализованного праздника от режиссёра, скажем, драматического театра?
- Мы в большей степени, чем театр, должны нести просветительскую и образовательную функцию в народ, в широкие массы. Театр всё-таки создаёт продукт искусства, а мы должны рассказать о событии, пояснить это событие, чтобы человек понимал, что происходит, почему происходит. Не секрет, что молодёжь сегодня многих очевидных вещей не знает. Последний праздник 9 Мая ещё раз показал, насколько необходима пропагандистская работа в этом направлении. И на празднике, и до праздника масса информационных - не только телевизионных - каналов была направлена на молодёжь. Через эти организационно-образовательные формы ребята стали лучше понимать историю страны. Каких-то пять лет назад мы проводили митинг у Вечного огня «Реквием», и у меня было ощущение , что День Победы у нас может запросто исчезнуть - никому из молодых он уже вроде бы не был нужен. Но в этом году я ощутил, что именно молодёжь тепло, открыто принимает праздник, хочет быть рядом с историей. И это прекрасно, замечательно. Значит, мы добились цели.

- Сегодня большой спрос на проведение корпоративов, семейных праздников. В городе открывается огромное количество праздничных агентств, растёт конкуренция, а с ней - и качество предоставляемых услуг. Но нет стопроцентной гарантии качественного оказания услуг.
- Корпоратив - это отдельная проблема. Есть профессиональный московский журнал «Праздник» - они в основном посвящают свои страницы исследованию именно этой темы. Так называемые event-технологии (от event (англ.) - событие). Долгое время говорили, что корпоратив означает развлекать, удивлять, веселить народ, создать этакое шоу, чтобы все ахнули. Но в этом году в этом журнале вдруг подняли вопрос, всегда ли качественно то, что предлагается на корпоративах. И пришли к выводу, что к данной сфере допущены практически все. То есть любой человек, более-менее умеющий бойко говорить и взявший в руку микрофон, уже проводит свадьбы и считает себя специалистом. Практически любой человек, начинающий петь или имеющий танцующих знакомых, уже предлагает расширенные услуги для проведения корпоратива. Сам собой возникает вопрос качества. А как оценить качество и где определить тот уровень, сползать ниже которого нельзя? Развлекать же можно по-разному. Если уж в Москве ощутили, что снижается уровень качества корпоративных мероприятий… Мы постоянно говорим со студентами и на уроках сценарного мастерства, и на режиссуре, что первой задачей является тема, идея, смысл, ради чего ты это делаешь. Ты же не делаешь это ради того, чтобы люди просто напились и весело поплясали. Нужна идея даже корпоративу - мы должны понимать, что скрывается за философией и идеологией корпорации. На самом деле это большая тема, и наши ребята слушают и слышат то, что мы им говорим. Например, о том, что необходима и нравственная, и смысловая составляющая праздника. Рынок, конечно, формирует ситуацию. Но когда та или иная организация обожглась, пригласив для организации праздника неспециалиста, они, конечно, начинают в дальнейшем искать качество. Обращаются через агентства или к отдельно взятым известным специалистам с хорошей репутацией.

- Интересна судьба ваших выпускников. Какая их ждёт реализация?
- Наши выпускники с точки зрения географии есть почти везде. У нас сейчас нет официального распределения, но мы хотим к этому прийти. Если на наших выпускников поступают заявки, мы должны их выполнять. Последний пример прошлого года, когда пришла заявка из Нового Уренгоя в крупнейший Дворец (200 человек в штатном расписании). Они пригласили двоих наших ребят на практику, чтобы проверить, присмотреться. Девчонки, наши выпускницы, согласились с условием поехать вчетвером, группой. И заказчики согласились. Были сначала готовы взять четверых на полгода для проверки, а потом двух выбрать. Взяли в итоге… пятерых! Мало того, что оставили всех девчонок, так девчонки ещё пригласили с собой мальчишку-телевизионщика. И теперь составляют там самостоятельную творческую группу, которая проводит очень крупные праздники. Две девочки ставят танцы, две поют, все режиссируют, могут писать сценарии. Плюс с ними человек, который может добавить видеоматериал как на самом мероприятии, так и после него. Их по-серьёзному признали на новом месте.

Безусловно, наши выпускники идут и ещё дальше - становятся руководителями крупных фирм, праздничных, рекламных агентств. Много их работает в малых городах. И не только в нашей области, но и в Оренбургской, Курганской, Свердловской, Тюменской областях, в Башкирии. Это настоящие трудяги, которые двигают «культуру в массы». Нередко работают в очень сложных условиях, в тех же дворцах или домах культуры даже в сёлах. Но потом с восторгом рассказывают, как они то-то и то-то сделали, как попробовали и получилось. Как это было замечательно и как люди это приняли и так далее.

Помните, был всплеск кавээновского направления? А у нас в академии действительно для этого направления огромный пласт подготовки - многие ребята очень хорошо пишут. В КВН надо уметь написать шутку, миниатюру. Причем написать так, чтобы это смачно было, словесно интересно. И вот у нас в академии тоже появилась группа, которая захотела поиграть в КВН. Внутри группы выкристаллизовались два-три человека, которые классно писали и стихотворные, и прозаические тексты.

КВН - структура саморазвивающаяся, ребята стали играть ближе к высшей лиге. Их заметили, в том числе Масляков и Цекало. И сегодня они уже в столице работают. Два автора пишут, в том числе «Большую разницу». А сложилось у них всё так удачно потому, что ребята получили хорошие профессиональные знания. Они пишут с учётом возможности сценической реализации. Мы даём толчок внутреннему развитию личности, творческого потенциала - и это главное. Наша задача - разбудить желание творить. И мне кажется, что мы этого добиваемся.

- У вашей кафедры есть какой-нибудь девиз, слоган, о котором вы постоянно напоминаете студентам?
- «Работа, работа и работа!» Не останавливаться в своей работе! Ведь для кого-то это праздник, а для нас это трудовые будни - это, наверное, главный постулат. Мы не инициируем отмечание успешной работы. Нет, мы сразу приступаем к следующей.

К слову, наша профессия требует абсолютно здоровых людей. Как в нравственном, так и в физическом плане. Профессия очень тяжёлая, часто работаем на открытом воздухе в условиях мороза, ветров, мокрой слякоти. Потому надо быть абсолютно здоровым, следить за собой и заботиться о себе. Профессия не позволяет расслабляться.

А ещё профессия режиссёра - это умение задавать вопросы. Это тоже относится к содержанию праздника и в то же время к идеологическим, гражданским позициям. Первым вопросом не должно быть: «Сколько мне заплатят?» Первый вопрос - необходимость этого праздника в обществе, а второе - мой интерес, что мне хочется сделать такую-то вещь. И только после этого идёт финансовый вопрос. У нас есть договоры с некоторыми организациями, есть масса заявок, когда звонят с просьбой сделать праздник в интернате, в зоопарке, в какой-то школе, для больных, пенсионеров и так далее. Иногда не успеваем, но очень стараемся выполнять все заявки. И ребята не ставят вопрос о финансовой благодарности. Это достижение нашей кафедры, и я, если честно, горжусь этим.

Ольга Силаева

405

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей