«Челябинск - город будущего» Или Нам нужен прыжок .
+6°
Сообщить новость
28.05.2010 07:03

«Челябинск - город будущего» Или Нам нужен прыжок .

Впору было так крикнуть, слушая бурную полемику градостроителей на всероссийском совещании в Челябинске. Нет, что до организации мероприятия, то её безоговорочно признали образцовой. Уж Челябинск постарался. Ведь вся Россия собралась, думающая о будущем строительства городов.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
«Челябинск - город будущего» Или Нам нужен прыжок .
*Впору было так крикнуть, слушая бурную полемику градостроителей на всероссийском совещании в Челябинске. Нет, что до организации мероприятия, то её безоговорочно признали образцовой. Уж Челябинск постарался. Ведь вся Россия собралась, думающая о будущем строительства городов.* Академики, доктора наук, главные архитекторы, руководители отделов градостроительной деятельности из всех регионов. Выше профессиональный уровень уже не придумать. И тему выбрали соответственную «Аспекты социально – экономического развития России: градостроительство и территориальное планирование». Для разумения обывателя материя, честно говоря, сложная. Однако куда бы мыслительная карусель академиков ни ехала, всё время приезжала в одну точку, где начинались проклятия федерального закона № 94. «94-й остался, - ругались академики, а это пагубная политика». И тут-то стало окончательно ясно, что нет никакой основополагающей законной базы для строительства. Смысл проектирования в стране разрушается торгами по 94-у закону. А торги у нас часто идут рука об руку с демпингом и недобросовестностью. Нет системы в работе Челябинский специалист по транспорту Яков Гуревич поделился впечатлениями от совещания: – Транспортной системой у нас никто не занимается серьёзно. Или чиновники не понимают на всех уровнях ни что такое строительство, ни что такое транспорт. Сначала неплохо бы подумать, какие цели ставятся? А потом уже что-то делать. Пока какая-либо система в работе отсутствует. Все это признали на совещании. На мероприятии говорили, что наши власти на всех уровнях не хотят знать мировой опыт, не хотят советоваться со специалистами. Чиновники принимают градостроительные решения и решения по развитию страны. А специалисты почему-то к этому отношения не имеют. В результате всё отстаёт или становится еще хуже. Это единодушное мнение. Участники совещания дружно обличали закон № 94. Что продавать, скажем, трусы на конкурсах - это одно, а отрабатывать градостроительные проекты и планы развития – это другое.

Челябинск ломает стереотипы

А вот как увидел совещание московский гость. Александр Петрович Кудрявцев – президент российской академии архитектуры и строительства, профессор, народный архитектор, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ: - Александр Петрович, что произойдет по итогам совещания? - Совещание было посвящено актуальным вопросам экономического развития страны в контексте разработки документов и планирования. Итогом стала резолюция. То, что это происходило на фоне успешной разработки документов Челябинска и Челябинской области, придало особый характер нашей работе Мы могли опираться на конкретные виды документации, обязывающие регионы работать по градостроительному кодексу. - Об этом кодексе много спорили. - Кодекс принят в 2004 году, итогам его действия было посвящено много выступлений. Известно, что реализация градостроительного кодекса планировалась в 2006 году, а сейчас его реализация затягивается аж до 2012 года, о чем с тревогой говорили участники совещания. Градостроительная документация - главный инструмент для разрушения административных барьеров инвестиционной деятельности. Идея принятия этого кодекса заключалась в том, чтобы снять эти барьеры, чтобы можно было быстрее строить на законном основании. Затянулся процесс по разработке комплекта документов территориального планирования. А это иерархия, начиная от всей страны и кончая отдельным селом. То, что процесс затянулся, означает, что сохраняется это состояние обременения, неуверенность инвестора в получении исходных данных, да и всех условий, которые необходимы, для того чтобы получить участок под застройку и начать строить. -Вы впервые на Южном Урале? Какие видите перспективы строительства нашей области? - Я был в Аркаиме, Челябинске, Троицке. Что до строительства, то оно связано с развитием общим социально-экономическим, в том числе с прогнозированием социально-экономическим. Этой наукой мы сейчас только овладеваем. Это отличается от планирования в советское время. Поэтому приходится искать новые пути взаимодействия прогнозирования в градостроительстве. Южный Урал – мощный социально-экономический кластер. У него колоссальные перспективы. Но помимо большого промышленного и культурного потенциала я бы обратил внимание и на удивительные природные свойства этого края, честно говоря, мало известные даже в России. - Русская Швейцария? - В самом Челябинске огромная доля территорий принадлежит пространствам. Для человека, который приехал сюда на один–два дня всё это, к сожалению, не предъявлено. Город на удивление зелёный. Мы привыкли считать, что Челябинск - промышленный центр, и он должен обладать всеми негативными экологическими свойствами. Но по первому ощущению, город смотрится великолепно по количеству зелени. Такой имперский, мощный миллионник. Я думаю, что мы были в городе будущего. - Как, с Вашей точки зрения, город должен развиваться? - Последние экономические события, говорят о том, что город должен быть диверсифицирован. У него должны быть все функции. Одно другому должно помогать. В том числе если промышленность, то не только тяжелая, но и легкая. С сохранением тех традиций, которые здесь существуют. Уверен, что туристический, культурный потенциал тоже интересен, но не предъявлен пока заметно. В среде города бронзовые скульптуры на пешеходной зоне, уже обозначается характеристика города. Но это только начало. Это позитивно. Вдруг встречаешься с как бы небоскребом. Останавливаешься поражённый. Я полагаю, что градостроительными методами можно было избежать такого резкого контраста - и по архитектуре, и по размещению этой высотки. Не думаю, что небоскребы являются характеристикой и демонстрацией продвинутости с точки зрения прогресса, модернизации города. Зачастую говорят, что появление небоскребов позволяет избавиться от провинциального вида русского города. Что Челябинска вообще не касается, потому что его основные строительные достижения, по-моему, относятся к периоду советского времени. Почтовая открытка Челябинска – эти проспекты, градостроительно оправданные башни 50 –х годов. Стоит это сохранять. Вот роскошная закроенность магистралей с зелеными насаждениями. И тут стремиться к многонебоскрёбью не стоит. Инновационный потенциал наследия культурного, архитектурно-градостроительного не менее высок. - С какими настроениями разъедутся гости – участники совещания? - Мы получили самый актуальный съём опыта применения градостроительного кодекса, который является законом, к сожалению выполняемом на треть. Закон статичен, а жизнь пластична. Но для того, чтобы приводить в гармонию и то, и другое, надо постоянно проверять реальность того и другого. Целый ряд предложений был высказан для слушаний в Госдуме по закону об изменениях в градостроительный кодекс. Первое слушание уже прошло. В целом могу сказать так: для профессионалов обмен таким опытом является бесценным. - Что лично Вы ждёте от градостроительного кодекса? - Самое главное – выполнение градостроительного кодекса по разработке документации. Все уровни должны иметь такой закон пространственного развития. Но помимо такого уровня самого практичного – разрешения на застройку – на острие пирамиды выходит и самый верхний уровень, «Схема территориального планирования страны». Сегодня менее трети субъектов имеют схему своего регионального развития. А мы говорим о воплощении в пространстве социально-экономической перспективы. Отсутствие этой схемы на всю страну не позволяет взаимодействовать всем уровням. Бывают случаи совершенно дикие, когда дорога была трассирована в одном субъекте федерации, не совпадала с трассировкой в другом субъекте федерации. Губернаторы говорили об этом – страна должна иметь перспективу пространственного развития. - На совещании даже были озвучены проекты далёкой перспективы. - Вплоть до того, что были предложены такие броски в будущее, как рассказывал академик Илья Георгиевич Лежава о конкурсном проекте «России 21 века». «Сибстрим» - мощная коммуникационная система, которая идет от Атлантического океана до Тихого океана. Сплошной город через континент. «Сибстрим» мог бы стать национальной идеей, использующей геополитическое положение страны, ее культурный потенциал. И безусловно, это опережение. Пока мы не опережаем, мы просто осваиваем, что существует и в западных технологиях, и в умах. Так и будем плестись в хвосте. А нам нужен прыжок.
878

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей