Павел АБРАМОВ: «Трамвай спасёт Челябинск»
+7°
Сообщить новость
28.05.2010 10:36

Павел АБРАМОВ: «Трамвай спасёт Челябинск»

Усть-Катав - небольшой городок в четырёх часах езды от областного центра. У приезжающих сюда челябинцев, бывает, прямо дух от окружающего простора захватывает. Стоишь в самом центре города и видишь совсем рядом зелёные холмы, слышишь умиротворяющий шум листвы, и никаких вам автомобильных пробок, панельных девятиэтажек, уплотнённой застройки... Усть-Катав называют родиной российского трамвая. И это правда.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Павел АБРАМОВ: «Трамвай спасёт Челябинск»

Усть-Катав - небольшой городок в четырёх часах езды от областного центра. У приезжающих сюда челябинцев, бывает, прямо дух от окружающего простора захватывает. Стоишь в самом центре города и видишь совсем рядом зелёные холмы, слышишь умиротворяющий шум листвы, и никаких вам автомобильных пробок, панельных девятиэтажек, уплотнённой застройки... Усть-Катав называют родиной российского трамвая. И это правда.* Градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод в советское время отправлял свои вагоны в 92 города страны. Все трамваи, что есть в Челябинске, усть-катавские. Сегодня кто-то считает трамвай уходящей натурой, помехой для автомобильного движения. А генеральный директор ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ) Павел АБРАМОВ убеждён, что именно современный трамвай может стать настоящим спасением крупных российских городов от автомобильных пробок и неминуемого транспортного коллапса.
-Павел Викторович, вы считаете, что трамвай спасёт крупные города, включая Челябинск. Наверное, потому что сами возглавляете вагоностроительный завод?
-Конечно. Я же должен обеспечить сбыт наших вагонов.
-Удивительная прямолинейность. По-моему, вы должны были ответить на этот вопрос отрицательно. -Было бы глупо отрицать, что директор завода, на котором лежит ответственность за судьбу не только предприятия, но и города, который это предприятие «градообразует», заинтересован в увеличении сбыта своей продукции. А то, что правильная, современная организация трамвайного движения является спасением для больших городов в плане решения их транспортных проблем, так это не я придумал. После периода тотальной ликвидации трамвайных сетей в 50 - 60-е годы прошлого века уже 30 лет по всему миру строятся эффективные и комфортабельные трамвайные системы.
-То есть люди стали пересаживаться с личных авто назад в общественный транспорт?
-Именно так. Европейцы и американцы прошли этот путь на три десятилетия раньше нас. Автомобили там стали доступнее раньше, чем у нас, люди с большим энтузиазмом из общественного транспорта пересели за руль. А потом вдруг оказалось, что сидишь-то ты комфортно, а ехать не можешь. Пробка! И пошёл обратный процесс.
-Я что-то не представляю, чтобы в центре Парижа ходил красный старенький трамвай - такой, как в Челябинске...
-Да и наш завод уже давно не выпускает такие трамваи, какие в Челябинске ходят. Современный вагон и выглядит иначе, и потребительские свойства у него совершенно другие. Они бесшумны, они гораздо более комфортны для пассажира и для водителя. В вагонах, которые мы поставляем в Москву, например, обязательно есть кондиционеры. Ну и вообще современные трамваи – это, кроме того что удобно, ещё и красиво, и эстетично.
-Довольно странно, что в Москве новинки есть, а в Челябинске нет ни одного нового трамвая.
-Было бы наивно думать, что если пустить вместо наших старых КТМов (это те самые привычные красные трамваи) новые, то транспортная проблема города решится. Да, пассажирам станет комфортнее. Да, прохожим будет приятнее на эти вагоны смотреть. Но всё же коренным образом это проблему затруднённого проезда по городу не решит. Как известно, 20 лет назад Челябинск сделал ставку на метро. Надежда на то, что оно будет построено, то оживала, то умирала, финансирование то пропадало, то возобновлялось. За 20 лет строительства жизнь в Челябинске коренным образом изменилась, изменились потребности, пассажиропотоки. Скажем, в советское время на ЧТЗ со всего города на работу и с работы ехали порядка 60 тысяч человек. Этого уже нет. А вот поменять план строительства метрополитена в соответствии с этими переменами тяжеловато. Закопать то, что выкопали, и начать копать в другом месте? Думаю, серьёзным развитием общественного транспорта в областном центре на новом, современном уровне не занимались именно потому, что ждали метро. И вкладывали в него миллиарды.
-Новый губернатор Михаил Юревич подверг серьёзному сомнению целесообразность продолжения строительства метрополитена в Челябинске.
-Очевидно, был серьёзно изучен опыт развитых европейских стран, проанализирована история этого долгостроя, оценены его дальнейшие перспективы и сделаны определённые выводы. Метро в сознании людей, может быть, атрибут какой-то «столичности», красивая такая советская мечта 80-х о том, как Челябинск превратится в Москву. Но я думаю, что сейчас челябинцы не очень хотят превращаться в москвичей по этому признаку: Москва стоит в пробках. По последним соцопросам, 41 процент жителей столицы считают транспортную проблему самой острой. Вы представляете, эта проблема в Москве по остроте впервые обогнала и коммунальный вопрос, и вопрос личного достатка! Это же не потому, что в Москве решены эти проблемы, а потому что пробки на дорогах превратились в главную ежедневную личную головную боль человека. Метро не успеть за всевозрастающими потребностями. И в Челябинске этот критический момент тоже не за горами. Я думаю, понимая это, городская и областная власть так пристально, так внимательно, так быстро старается решить эти вопросы. В областном центре и развязки строятся, и дороги расширяются...
-А трамвай успеет за быстро растущими потребностями? Если нужно по-новому целую систему организовать... Это тоже недешёвый проект, наверное.

-Можно сравнивать разные параметры. Скажем, если сравнить затраты на строительство нового участка метро и затраты на строительство выделенной линии трамвая, то затраты на трамвай будут ниже в разы. Нами разработан эскизный проект в отношении Челябинска, который позволяет за два миллиарда рублей обеспечить комфортную доставку горожанина в любую точку города за 30 - 35 минут. Реализовать проект можно за три года. И потом этот проект ещё и окупится примерно за 8 - 10 лет. Если мы будем решать ту же задачу при помощи метро, то потратим 30 миллиардов рублей и ещё 20 лет.
-Можно ещё скорости сравнивать. Метро всё же быстрее едет.
-Это не так. Предельная скорость в метро 60 - 70 километров в час. Даже наш трамвай, тот самый, красненький, который сейчас в Челябинске ходит, способен держать такую скорость. Это при условии, что ему никто мешать не будет, конечно. В городе больше и не бывает. Так что в этом смысле наш трамвай, даже тот, которому 25 лет от роду, вполне скоростной (улыбается).
-А метро в Челябинске, на ваш взгляд, следует закопать?
-Я бы предложил действовать, исходя из здравого смысла. Какие-то участки всей этой большой системы могут быть подземными, а какие-то - наземными. Такие проекты тоже успешно реализуются и работают. В Волгограде и в Кривом Роге, например, ещё в советское время построили метротрам. По сути это трамвай, который на ряде участков спускается под землю и никому не мешает.
-Павел Викторович, всё, о чём вы говорите, наверное, правильно, но организация подобных проектов требует серьёзных вложений.
-Безусловно. Сегодня города вынуждены самостоятельно решать свой транспортный вопрос. Кто как может и кто во что горазд. Как дешевле, как проще и как быстрее. На самом деле это проблема государственного масштаба, а потому надо бы к ней подходить не с позиции, как сегодня дешевле, а как правильнее стратегически. Скажем, питаться супом из пакетика сегодня дешевле, но стратегически неправильно. Потому что через несколько лет придётся тратить деньги на дорогостоящие лекарства, чтобы лечить язву желудка. Маршрутки в российских городах стали таким вот «супом из пакетика»: и аварийные они, и неудобные, и экологически грязные, и движение затрудняют, но сегодня они дешевле всего.
-Раз вы говорите о том, что это проблема государственного масштаба, то решать ее государству. Кому именно? Президенту?
-Трамваестроение - целая отрасль. Мы же не единственные производители трамваев в России. Государство сегодня выделяет миллиарды рублей на поддержку российского автопрома. Тот же Челябинск достаточно активно обновляет автобусный парк. Почему? Потому что на закупку автобусов и некоторой другой автотранспортной техники выделяются бюджетные средства. Муниципалитет сегодня покупает автобус за 30 процентов его стоимости, 70 процентов платит федеральный бюджет. Даже если глава города считает, что ему трамвай нужнее, он всё равно купит автобус. Так что когда кто-то говорит: «Да ваши трамваи никому не нужны, их никто не покупает, автобусы лучше», остаётся только развести руками. При таких условиях на месте глав муниципалитетов я бы и сам покупал автобусы, а не трамваи. Это же понятно.
-Бороться за трамвай на государственном уровне пробовали?
-Борьба идёт полным ходом. Вы правильно сказали: «борьба за трамвай». Потому что это борьба не столько за своё место под солнцем, сколько за трамвай в России вообще. Так вопрос и стоит. Сейчас мы имеем длинную историю взаимоотношений с министерствами, ведомствами, чиновниками федерального уровня. Есть понимание наших проблем на уровне области, но решение за Москвой... Знаете, совсем недавно в интервью местной газете я высказался очень жёстко: «Не получится пробить эту стену - закроем трамвайное производство». Сложно передать словами, насколько болезненным было бы такое решение. УКВЗ - это бренд. И это решение мы примем, только когда сможем сказать, что для спасения нашей «трамвайки» мы сделали всё, что могли.
-Какой в таком случае будет судьба Усть-Катава?
-УКВЗ - это не только трамвайный бренд, но и ракетно-космический. Уверен, что мы не пропадём. Но пока период неопределённости слишком затянулся. Мне как директору завода сегодня смотреть в глаза работникам предприятия, откровенно говоря, стыдно. Потому что сегодня наше спецпроизводство вытягивает трамвайное. А это значит, что заработанные на оборонке деньги мы делим на всех и заработная плата на заводе очень и очень скромная. Рассказываем людям, как идёт наш диалог с властью. Надеемся на лучшее, готовимся к худшему. Ольга Королёва

779

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей