«Ещё пара таких законов, и конец…»
+9°
Сообщить новость
26.07.2010 13:11

«Ещё пара таких законов, и конец…»

Так грустно пошутил коммерческий директор крупной торговой сети на недавнем «круглом столе».

Рейтинг:
Рубрика: Общество
«Ещё пара таких законов, и конец…»

*Так грустно пошутил коммерческий директор крупной торговой сети на недавнем «круглом столе». И это накануне Дня торговли, когда собравшиеся, казалось, были преисполнены праздничным настроением. Но благодушной атмосферы не получилось. Закон о торговле, вступивший в силу с 1 февраля, продолжает вызывать споры. Противники закона о торговле продолжают утверждать, что ждать положительного эффекта от новых правил торговли не приходится. Действовать основные нормы закона начнут с 1 августа. Это значит, что пока нет опыта правоприменительной практики. Однако мнения торговцев, поставщиков и представителей антимонопольной службы по-прежнему расходятся.* Навязывать условия торговли нельзя Новый закон успели разобрать по косточкам. Появились многочисленные толкователи разных его статей. Так, закон ограничивает рыночную долю компании на уровне 25%, запрещает ритейлерам брать с поставщиков любые бонусы, кроме вознаграждения за объём продаж, ограниченный десятью процентами, а также предусматривает вмешательство государства в ценообразование на социально значимые товары. По всей стране торговцы переписывают договоры со своими поставщиками. Ломка прежних отношений, по некоторым оценкам, не пройдёт безболезненно. Заместитель руководителя челябинского УФАС России Елена Семёнова заявила: - У нас появились новые правила игры в сфере розничной торговли продовольственными товарами. В отдельных случаях жёсткие правила распространяются как на поставщиков, так и на торговые сети.

В 13-й статье есть два глагола, которые наделали много шума. Цитата: «Запрещается создавать как для поставщиков, так и для торговых сетей и навязывать определённые условия». Антимонопольная служба обращает внимание всех: что значит НАВЯЗЫВАТЬ? Если какая-то сторона возражает против условий включения в договор в виде оформления протокола разногласий. И если кто-то из сторон вновь настаивает на этом, то вот такая практика и будет запрещена. Статья 13 закона вводит прямой запрет на создание каких-либо дискриминационных действий, а также прямой запрет на создание препятствий при выходе на рынок либо на нарушение порядка ценообразования. Ждите, говорят антимонопольщики, запланированы проверки торговых сетей на август - сентябрь. Пока прямой административной ответственности за нарушение закона о торговле нет. Но надзорный орган собирается выдавать предписания. За их неисполнение предусмотрена ответственность - штрафы в размере от 300 до 500 тысяч рублей на юридических лиц. Какова цель закона? Крупные торговые сети в ожидании перемен. Они уверены: закон принят в пользу производителей. Но выиграют ли от этого рядовые покупатели? - Сейчас, когда закон уже принят и вступил в действие, критиковать те или иные его нормы неконструктивно, - говорит региональный директор X5 Retail group Дмитрий Фридовский. - Если в законе есть несовершенства, жизнь сама расставит всё на свои места, заставит внести поправки. Наша компания приняла решение не искать обходных путей. Будем выполнять законные требования. Дмитрий Константинович размышляет вслух: - У нас не будет лежать на полках колбаса 20 видов по одной цене. Мы готовы предоставить, предположим, пять видов колбасы, но в разных ценовых сегментах. В Челябинской области 71 магазин сети «Пятёрочка». Мы планируем работать с местными хозяйствами, поскольку покупатель предпочитает местный продукт. Однако у этой точки зрения нашлись и оппоненты в лице, например, коммерческого директора торговой сети «Проспект» Андрея Грибанова: - Смысла нет обсуждать закон, который уже принят, согласен, - говорит Грибанов. - Но я не понимаю, для чего этот закон? Какова цель? Нам говорят: закон направлен на то, чтобы снизить цены. Но есть только один реальный путь снижения цены - конкуренция. Любое ограничение на взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов ведёт к обратному. Сейчас никто не знает, как толком трактовать закон. Производители - «за» «Полок на всех не хватит», - уверяют представители некоторых торговых сетей. - Почему закон называется «О торговле»? Он же о поставщиках, - говорят они. У производителей своё мнение. Директор челябинского филиала группы компаний «Янус» Евгений Трошин говорит о том, что предстоит сейчас сделать в первую очередь: - Конкуренция с каждым днём становится всё жёстче.

Сетевые формирования привели в соответствие с новым законом договоры. Закон ограничил отсрочки платежа, бонусы. Мы являемся производителями пельменей и мороженого. Присутствуем на всей территории Челябинской области. Как поставщики ищем возможности цены не трогать. Но придётся включить внутренние ресурсы. Финансовый директор ООО «МПК «Ромкор» Александр Быхун с этим солидарен: - На сегодня у нас перезаключение договоров закончено, - говорит Александр Владимирович. - Мы тоже представлены во всех сетях Челябинской области. Закон для нас хороший, бонусы намного снизились. Были же бонусы входные и вообще всякие. До 10 процентов доходили. - А мы вообще ушли от бонусов, - вступает в беседу директор ООО «ТПО «Океан» Людмила Тараскина, - просто не стали поставлять продукцию в те магазины, кто требовал бонусы за каждый вид продукции. Это повлияло на объёмы, зато мы нашли новые торговые точки. Когда бонусы полезны Андрей Грибанов продолжает анализировать: - Коллеги из производительных компаний лукавят, - замечает Андрей Александрович, - когда говорят о бонусах. На самом деле это торговая премия за объёмы или условия по выставлению продукта на полку. Это была когда-то инициатива производителей. Конкуренция на рынке у производителей была жёсткой, и чтобы обязательно поставить какой-то товар на торговые полки вперёд конкурентов, производители готовы были на бонусы. Аналогично производители шли на бонусы за объёмы продаж. Компания, которая развивается, вкладывает средства в технологии, рекламу, естественно, хочет быть представлена лучше. Это нормальные отношения двух хозяйствующих субъектов, которые регулировать просто невозможно. Сегодня ситуация абсурдна, особенно в части возврата товара до 10 процентов. У магазинов разный масштаб. Стоимость организации одного места в супермаркете и маленьком магазинчике разная. Распространённым является мнение, что от нового закона пострадает потребитель. Торговые сети уверяют, что в лучшем случае это будут просроченные продукты, пустые полки. Закон же запрещает возврат продукции производителям. Раньше если что-то оставалось непроданным, поставщик забирал эту продукцию обратно. Теперь нераспроданный товар останется сетям. Списывать его торгующие компании не захотят. Следовательно, их заявки производителям на поставку товаров будут просто меньше. В то же время торговые сети остались без бонусов, за счёт которых ранее шло развитие, закупалось торговое оборудование. Значит, остаётся один путь сохранения прибыли - повышение цены? Но это не соответствует заявленным намерениям всех торговых сетей. Более того, компания Х5 («Пятёрочка») готовится провести акцию по снижению цены на три с половиной тысячи товаров.

Антимонопольщики между тем напоминают, есть цены круглогодичные и есть сезонные. Все знают, как дорожают, например, яйца на Пасху или цветы накануне 8 Марта. Но бывает и так, что в цены закладывают необоснованные затраты. Реклама, поездки в командировки, премии - очень многое разбавляется в цене товара. Как приживётся в таких условиях новый закон о торговле, скоро узнаем.

515

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей