Другой город
Челябинск
26.09.2010 15:38

Иерусалим – город святого бизнеса

Не знаю, сколько паломников бывает в Иерусалиме за год. Но очень хотел бы узнать. Хотя бы для того, чтобы понять размеры этого бизнеса. Я не оговорился…

Экскурсовод при посадке в автобус на обратном пути замялась, отвечая на мой вопрос, какова себестоимость производства тех свечей, что мы купили в Иерусалиме. Потому что доллар за восковую свечку и три – за комплект из 33-х тонких свечей выкладывают здесь практически все туристы. Вот у меня как человека, в силу профессии сомневающегося во всем, и возник вопрос. Какова себестоимость и сколько паломников тут бывает за год. Даже при попытке осмысления масштаба экономики в общем волосы встают дыбом.    Экскурсовод Наталья ответила в итоге в том духе, что весь город живёт за счёт туристов. Поэтому вопрос о себестоимости свечей, мол, не надо задавать в принципе. Вот с этим я согласиться не могу. Потому что есть свечки, иконки, которыми торгуют повсеместно на улицах («купи всего за два доллара!»), магнитики, деревянные изделия разного рода, стеклянные, тканевые. Всё просто не перечислить. Есть ли в этом сегодня хотя бы малейший элемент святости? Мы приехали на Святую Землю или в магазин, где всем, что связано с вопросами веры, торгуют оптом и в розницу?

Сколько стоит туристическая услуга, та или иная экскурсия, можно ли найти подешевле – этим вопросом задаётся любой турист. Можно ли найти свечки подешевле, теперь знаю точно. На улице, а не в иерусалимских храмах, свечки можно найти в 2-3 раза дешевле. Но тогда эти деньги пройдут мимо святых бизнесменов. А им нужно контролировать не только умы, но и кошельки. Честно говоря, неприятно это осознавать.  Не люблю, когда мной манипулируют.

Не так давно пиарщик со стажем признался, что был поражён, случайно оказавшись на складе церкви. Речь даже не о том, какого рода материальные активы он там увидел. Речь о другом. Что самый серьезный бизнес, как он внезапно понял, не там, где состоятельный заказчик. А там, где люди работают на бизнесмена бесплатно или почти бесплатно. Система церковного бизнеса именно такова, что здесь работает огромная армия послушников, не требующих высоких зарплат. Основная заповедь послушника – послушание. Подчиняясь настоятелю монастыря и своему старцу, выказывая уважение остальным монахам, он выработает смирение. Принципиально важно, чтобы послушник ничего не делал по своей воле. Все свои действия он должен выполнять только по указу старших или с их разрешения. Такого рода сотрудников нет ни в одной компании. То есть разного рода хозяйственной деятельности церковь ведёт нынче много. А расходы на зарплаты (ключевые в любом бизнесе) минимальны.

Но церковь, особенно православная, зарабатывает, насколько можно судить, не только с помощью бесплатного труда послушников. Намного больше она зарабатывает на отправлении таинств. В Библии, например, нигде не написано, что церковные услуги стоят денег. Там пишется лишь о пожертвовании на нужды церкви, но не более того: "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог". На деле же мы во время короткой экскурсии в Иерусалим сталкивались с настойчивыми пожеланиями экскурсоводов что-нибудь пожертвовать (поддались далеко не все). Что же касается церковных услуг что в России, что в других странах, то по-моему, все они сегодня стоят денег. Крещение, отпевание, все иные виды церковных услуг – всё это небесплатно. Есть четкие тарифы, сколько стоит то или иное таинство. Хотя священник может оказаться халтурщиком (и это видно!), а иной раз и просто выпившим. Такое откровенно отталкивает от посещения церкви.

То, что мы видим сегодня в различных храмах, всё больше похоже на простой бизнес, где каждый батюшка сам решает ,за какую цену ему продавать верующим благословение Божье. Судя по тому, на каких машинах ездят некоторые священники и по каким мобильным телефонам разговаривают, дела у них идут весьма неплохо.

В 1991 году Русская Православная Церковь (РПЦ) получила  статус самостоятельного юридического лица и одновременно реальное хозяйство. Количество монастырей и приходов увеличилось тогда в разы. Но в начале 90-х платежеспособность основной массы прихожан была низкой. И несколько представителей российского бизнеса собрали 10 миллионов рублей стартового капитала. С этого стартовала предпринимательская деятельность церкви.

У церковного бизнеса, как известно, нет налога на прибыль. Церковные предприятия существуют как некоммерческие предприятия. Доход есть, но с него РПЦ официально налоги не платит.

Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) во главе с митрополитом Кириллом, надо отдать ему должное, быстро нашёл золотую жилу. Церковный благотворительный центр «Ника» активно перепродавал товары — от мыла и конфет до одежды и обуви — в российские регионы. Потом дело дошло до инвестиций в АЗС, оптовой торговли растительным маслом. А следом – и до реализации по соглашению с правительством зарубежной гуманитарной помощи. Удачными оказались вложения в минипекарни, приобретаемые на средства от продажи гуманитарной помощи.

В середине 90-х «Ника» под видом гуманитарной помощи (то есть без таможенных пошлин) ввезла в Россию более 8 миллиардов сигарет, вытеснив с рынка импортеров, плативших пошлины. По этому поводу был вал публикаций в «Московском комсомольце» и «Московских новостях». На никотине, утверждали тогда средства массовой информации, а также источники в самой Церкви, Кирилл составил стартовый капитал — несколько сотен миллионов долларов. Вредная привычка – не повод отказаться от того, чтобы заработать на ней. А деньги пойдут на богоугодное дело! Кирилл был причастен к беспошлинному экспорту нефти, отлову камчатского краба, добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости. Специфические связи в политическом руководстве и бизнес-сообществе вывели Кирилла на первое место по объему личных активов среди иерархов РПЦ.

В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ. Состояние митрополита Кирилла оценивалось в этой работе в $1,5 млрд. В 2006 году  журналисты «Московских новостей» пересчитали активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $4 млрд. Ни сам митрополит, ни руководство РПЦ эти данные не комментировали.

Конечно, здорово, что мне удалось посмотреть Иерусалим хотя бы в спешке. Город древний, храмы великолепные, культура этих мест в целом производит сильное впечатление. Не знаю, буду ли здесь еще когда-нибудь. Но во всяком случае, постараюсь жертвовать поменьше. Потому как у меня вызывает сомнение, что тот суетливый батюшка, забравший у меня записку со списком имен за здравие (разумеется, вместе с долларом) действительно потом обеспечил попадание информации к конечному адресату.

365
Популярное
Лента новостей