Только 10 % населения должно иметь высшее образование
+15°
Сообщить новость
27.09.2010 22:32

Только 10 % населения должно иметь высшее образование

У руководителя международного центра «Образование без границ», доктора педагогических наук Георгия Алексеевича Рудика давно устоявшийся взгляд на то, каким должно быть современное образование.

Рейтинг:
Только 10 % населения должно иметь высшее образование

У руководителя международного центра «Образование без границ», доктора педагогических наук  Георгия Алексеевича Рудика давно устоявшийся взгляд на то, каким должно быть современное образование. Планы работы этого Центра  предусматривают  и активное сотрудничество с Россией. В Челябинске совместная программа начала работу весной. Значит, мы сможем наконец встроиться в мировые образовательные тренды?
- Ну не знаю…  Россия имеет в области образования резервы. Но слишком уж консервативные подходы прописались  в системе образования.
- Однако в настоящее время идёт реформа российского образования в соответствии с мировыми тенденциями. Эту реформу, правда, очень сильно ругают и педагоги, и ректоры вузов.
- Точно, критикуют очень многие. Начиная с того же Садовничего, ректора МГУ. О его отношении к европейским векторам образования хорошо известно. Почему так происходит? Да потому что имперский менталитет  всё ещё давит на мозги. Некоторые менеджеры образования высших уровней  привыкли считать, что научная степень – гарантированная прибавка к зарплате. А сверх того  -определенный социальный статус . А нужно обществу то, что ты делаешь или нет, самих обладателей степеней не всегда  волнует.
    С одной стороны, как специалист я не могу и не буду навязывать собственное мнение и выдавать его за истину.. С другой, есть же очевидные вещи. Есть страны - явные лидеры в мировом образовании, в которых хорошее образование обеспечивает высокий уровень жизни..
- Вы про Финляндию, уровень образования в которой признан лучшим в мире?
- Да. Но финны первые не только по образованию. Они лидеры ещё по целому ряду позиций.
- Что же такое хорошее образование и как это вообще можно проверить?
- Хорошее образование – это, конечно, не дипломы сами по себе. Это такая ситуация, когда человеческий и трудовой ресурс страны  правильно ложится на экономику, на потребности в тех или иных кадрах.
- Россия когда-то славилась своим образованием, профессионализмом своих специалистов…
- Возможно, но почему-то Россия никогда не была признана лучшей по уровню жизни
- Почему так произошло?
- Отмечу несколько основных моментов. Не мной установлено, что для экономического баланса в  современном обществе востребованы только 10 % населения с высшим образованием. Этого достаточно. Больше обществу людей с высшим образованием просто не нужно. И то, что во многих странах постсоветского пространства  вузы выпускают формально специалистов с высшим образованием (в основном экономистов и юристов), а по сути, ничего толком не умеющих делать людей, это катастрофа. Неудивительно, что многие такие выпускники идут прямиком на биржу труда.
- Вы предлагаете совершить революцию в российском образовании?
- Ни в коем случае. Я сторонник эволюционного пути. В конце концов та же реформа образования, которая началась в России в соответствии с международными нормами, не отрицает прошлого советского образовательного опыта. Наоборот, берёт из него лучшее. 
- Хорошо, как должна в таком случае происходить эволюция? Как добиться повышения качества образования, повышения востребованности выпускников вузов экономикой?
- Есть несколько подходов.. Мне лично нравится как к данной проблеме подошла Дания. . Там абитуриент берёт образовательный кредит в банке и платит за учёбу в вузе. Но не самому вузу, а так называемому образовательному банку. А образовательный банк перечисляет поначалу вузу, в который поступает наш абитуриент, только 25 % полученной суммы. Следующие 25 % образовательный банк отдаст вузу после того, как выпускник, окончив вуз, устроится работать по специальности. И наконец, после того, как молодой специалист отработает три года по специальности, образовательный банк перечисляет вузу оставшиеся 50 %. Более того, если специалист отработал три года по специальности, ему ещё и не приходится возвращать кредит на образование банку. За молодого человека это сделает государство.
- Насколько я понимаю, государство сознательно идет на эти затраты, страхуя себя таким образом от появления нового безработного, которого придется государству содержать. В том случае, если он как специалист не будет востребован.
- Именно так!
- А если человек решил не на предприятие идти после вуза, а посвятить себя науке?
- В Болонской системе образования третья ступень – диплом доктора философии. Он даёт право заниматься исследовательской деятельностью. Но не гарантирует зарплату. В России же человек, став кандидатом или доктором наук, знает, что он приобретает определенную  доплату и высокий социальный статус.. В целом в образовании принято учить тому, что сам умеешь делать, а не тому что вычитал по книжкам.. К сожалению, сплошь да рядом экономике учат в российском вузе  люди, ни дня не проработавшие в бизнесе. Странно, но это факт.
- Но если человек потрудился, написал диссертацию, собрал некие данные, сделал интересные наблюдения, научные выводы, разве он не вправе претендовать на материальное поощрение? Тем более, что зарплаты в России невысоки…
- У всех своя правда. Можно любить себя в науке или науку в себе. Но ясно одно - всю жизнь почивать на лаврах, даже если диссертация вышла толковая, это не имеет ни профессионального, ни гражданского, ни морального объяснения.  Нужно постоянно доказывать, что ты как ученый нужен обществу.
      Заглянем в Балонскую Конвенцию.. Итак, есть три ступени высшего образования.. Степень бакалавра предполагает лишь теоретические знания по той или иной отрасли (образование продолжается  не менее двух лет). Магистратура – это уже специализация. Здесь теории только 20 %, остальное практика. А что касается профессора… В Швеции, например, профессор имеет право читать только 10 % объема запланированной программы обучения. Да и то лишь те сведения может передавать студентам, которые нигде еще не издавались и которых нет даже в Интернете. Остальные 90 % объема программы обучения профессор должен предоставить студентам в письменном виде. В виде «кусочка масла» без водицы и сыворотки. И обеспечить среду для самостоятельной практической  работы студентов. Профессор от доминанты гностической функции уходит в организаторскую функцию.
- Может, это не очень хорошо все-таки, когда Запад фактически навязывает России свои образовательные стандарты?
- Можно относиться к этому как угодно. На мой взгляд, мировое образование отталкивается от простого здравого смысла. Идёт переход от знаний к компетенции. Вуз должен учить ЖИЗНИ!  В России, как и во многих других странах,  доминирует пока «знаниевая» педагогическая парадигма. Результат такого образования «высказывался» еще А.Райкиным: «Забудьте индукцию - - давайте продукцию».
- Кто, собственно, определяет  мировые тренды в образовании?
- Вектор образования нового тысячелетия определен  10 лет назад в Сенегале. Там проходил форум образования под эгидой ЮНЕСКО. Метафорически этот вектор может быть представлен так: «Образовательное учреждение – склад бриллиантов. Каждый обучающийся имеет доступ в это помещение и набирает ровно столько алмазов, сколько пожелает. Никто не имеет право ему насильно впихивать сокровища. Но и никто не имеет права на выходе проверять, сколько же алмазов он набрал»
- А как же тогда определять качество знаний?
- Ученик ставит себе оценки сам. Учитель может лишь с этими оценками не согласиться. Или наоборот, согласиться.
- Скажите честно, есть ли в современной России преподаватели, педагоги, которые, с Вашей точки зрения, находятся на своём месте, которые реально продвигают образование вперёд, дают учащимся те знания, которые им действительно нужны?
- С одной стороны, я убежден, что переучивать надо практически всех. С другой, вот есть, например, в Челябинском педагогическом университете доктор философских наук Сергей Валентинович Борисов. Он написал замечательный учебник по философии, который занял первое место на конкурсе при Академии наук. Да, такие учителя  среди российских педагогов  есть.
- Что представляет собой ваш центр «Образование без границ»?
- Мы обучаем преподавателей компетентностной педагогике, которая является педагогикой  XXI века.  Обучение ведётся дистанционно. У нас учатся 800 человек из разных стран – Казахстана, России, Китая, Молдавии, Румынии, Канады и др.. Разумеется, это обучение платное. Причем, мы ставим условием, чтобы человек, который будет учиться, заплатил за себя сам. Наше кредо: «Бесплатное образование – безнравственно».. Кстати, первая учительница, которая завершила наши дистанционные курсы из Челябинской области -    это Хуснутдинова Лариса Борисовна из города Сатки Челябинской области из СШ №4. .
- Что бы Вы предложили Челябинской области изменить в образовательной политике? С чего бы предложили начать?
- С чего бы я начал? На мой взгляд следует определиться в вопросах проектирования и прогнозирования образования в области. Прогнозирование образования необходимо для определения стратегического вектора - как образовательную систему интерференцировать с экономикой региона и сформировать адекватный трудовой ресурс. Это большая коллективная работа всех структур, которая в итоге должна вылиться в  Белую книгу Челябинской области. Заключительным аккордом которой станет программа развития образования на ближайшие пять лет. Проектирование образование необходимо  для определения такого процесса обучения в учебных заведениях, когда образовательная среда позволяет, с одной стороны, интегрироваться обучаемым в жизнь, с другой – даёт каждому обучаемому возможность определить свой максимальный интеллектуальный потенциал и его реализовать в жизни.. А это невозможно без перехода в образовании от «знаниевой» педагогики к компетентностной педагогике.
В образовании нет статики – либо развитие, либо деградация. Это суровая истина.

551

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей