+14°
Сообщить новость
30.09.2010 12:15

«Назначить директором…». Это прозвучало внезапно.

Любовь Дерягина о директорстве не мечтала. Просто однажды заметило образовательное руководство, что молодой учитель математики добросовестно делает всё, что ни поручат.

Рейтинг:
 «Назначить директором…». Это прозвучало внезапно.

Любовь Дерягина о директорстве не мечтала. Просто однажды заметило образовательное руководство, что молодой учитель математики добросовестно делает всё, что ни поручат. И возник приказ – назначить директором школы-новостройки в городе Карабаш. Так в 29 лет Любовь Алексеевна приступила к руководству школы, на месте которой в тот момент …зиял котлован! Февральская метель засыпала его снежком. Но школу сдали вовремя – к 1 сентября. Так и сложилась судьба – успевать везде и всегда.
 
-Это была единственная школа на 1200 детей в Карабаше тогда, в 1983 году?
 
- Да. Тогда на открытие приехал руководитель областного образования Репин, передал символический ключ от нового здания. Я проработала в качестве директора этой школы 13 лет. Затем переехала в Челябинск и пошла работать учителем математики в 153-ю школу. Четыре года была председателем профсоюзной организации.
 
- С уходом прежнего директора в 153–й начались «смутные времена». За один год тогда сменилось три директора.
 
- Это действительно так. Школьный коллектив нуждался в стабильности. И ему в 2002 году предоставили возможность выбрать директора школы. Неожиданно для меня учительский коллектив выдвинул мою кандидатуру. А управление образования района и города поддержали.
 
- Взять управление на себя в критический момент было сложно?
 
- С одной стороны, да, сложно. С другой, функциональные обязанности известны. И особой проблемы не было, как выстроить систему общения, допустим, или систему управления школой. Вопрос в другом был. После маленького города приехать работать в большую городскую школу даже простым учителем сложно. Совершенно другие взаимоотношения. В маленьком городе ребенок еще не поступил в школу, а ты уже знаешь его родителей и родословную семьи. Никакого труда не составляет выстроить систему отношений с семьей. А здесь первым вопросом поставили в особые рамки учителя. Знаете, о чем меня спросили родители на первом родительском собрании: «А по какой системе вы будете воспитывать наших детей? По японской? Американской? Вальдорской? Какую систему вы предпочитаете?».  Я ответила, что знаю все эти системы, но невозможно выбрать какой-то класс из комплекса всей школы. Мы будем вместе воспитывать по мере взросления ваших детей.
 
- Школа и родители. В масштабах страны это стало целой проблемой…
 
- Всё дело в том, как выстроить взаимоотношения. Чтобы объяснить, что мы как школа обязаны делать, а что обязаны родители, порой уходят годы. Везде свои особенности. Опять-таки если в маленьком городе процентов 10 -15 родителей с высшим образованием, то в большом - 75 процентов. Всегда нужно думать, как вообще о ребенке выстроить речь. Что можно говорить, а что нельзя.
 
- Ваша школа - одна из лучших в районе. В чем секрет успешного управления учительским коллективом?
 
- Нужно просто знать хорошо каждого члена коллектива, чтобы выстроить хорошее управление. Не зная подходов к каждому человеку, не возможно выстроить политику школы, имидж школы. Тем более, мобилизовать коллектив на какое-то общее дело. Я нашла единомышленников в управленческом составе. Заместители директора были опытными учителями. Все они из этого же коллектива. Мы постарались в первую очередь сохранить традиции школы. Все наши праздники, все наши встречи учительские, юбилеи, как бы ни было трудно, мы ни разу ничего не выбросили из плана проведения.
 
- А как сохранить школу от криминала, от влияния улицы?
 
- Мы проанализировали, насколько наш микрорайон включен в социокультурную среду. Пришли к выводу, что в нашем микрорайоне школа является центром всей воспитательной работы. Только общежитий вокруг школы – семь штук. У нас нет здесь ни дворцов, ни домов культуры, ни секций. Кроме «Гаража» - ночного клуба - здесь ничего нет. Благодаря тому, что система образования города сохранила на базе нашей школы ставки дополнительного образования, мы решили использовать кадровые ресурсы прежде всего. Воспитательную систему школы выстроили таким образом, чтобы вместе дети, родители и учителя могли организовать вторую часть дня. Сейчас школа работает практически в одну смену. Вторая часть дня у нас отдана для кружков, секций. До позднего вечера в школе можно встретить учителей, педагогов дополнительного образования. Наши массовые мероприятия сплачивают детей не только одного класса, но и в целом школу. Это главная идея, ради которой мы это все и проводим.
 
- Скоро День учителя. Как в школе его отмечают?
 
- Накануне Дня учителя проводим День самоуправления. Дети пишут стихи, они же пишут словесные портреты своих учителей. Очень много сочинений об отношении учителя и семьи. В этом году в этот день будет концерт силами родителей. У нас уже два регулярных родительских творческих коллектива сложилось – танцевальный и драматический. Родители на сцене танцуют вместе с учителями. Недавно поставили танец «Купола» в гражданско-патриотическом духе. Получили очень высокую оценку на профсоюзной конференции области.
Думаю, когда учитель вместе с родителями на сцене, рядом наши дети, то снижается интерес к улице. Мы учитываем интересы семьи. Сейчас у нас оформляется документальный проект «Помни имя своё». Уже издали три сборника семейных архивов. Семейная родословная, фотографии. Они детей ставят в определенные рамки памяти. А память - это духовность.
 
- И всё-таки образование в целом переживает сложный этап изменений.
 
- К сожалению, образование как ценность теряет смысл. Особенно длятех родителей, кто может оплатить образование своему ребенку. Им неважно, что и сколько знает ребенок, важно, чтобы были хорошие отметки. «Вы поставьте «5» ил «4», а об остальном не беспокойтесь», - говорят они. К счастью, у нас в школе мало таких родителей.
Наша задача остаётся прежней – учить. Бывает, на входе у ребенка не очень высокий интеллектуальный потенциал. Но мы проводим постоянный мониторинг: первоклассник, пятиклассник, девятиклассник, выпускник. Видим, как вместе с нами родители выращивают ребенка до того момента, чтобы он смог поступить на бюджет в вуз. Когда ребенок поступает на бюджет – для нас это показатель проведённой в школе работы.
Конечно, жаль, что в рамках перемен в образовании теряется значение  медалей -  золотой, серебряной. Ведь ребенок старался.
 
-«Чтобы учить, нужен песок и палец», - говорили древние. А теперь засилье техники.
 
- Современному ребенку нужен современный учитель, который владеет компьютерной технологией, интерактивной доской и прочей техникой. Скоро мы дойдем до дистанционного обучения. По крайней мере, дети с ограниченными возможностями обучаются дистанционно.
У нас уже были моменты, когда дети школы были на карантине. Мы почувствовали на себе силу Интернета. Мы могли отправить домашнее задание с помощью Интернета ученикам и потом проверить его. Сегодня школа вошла в «Сетевой город». Наши родители имеют пароль там,  смотрят на успеваемость своего ребенка и на те записи, которые присылает учитель. Обратная связь стала быстрее.
Не самое главное, чтобы ребенок на одни «пятерки» учился. Пусть ему будет интересно учиться, пусть он найдёт себе увлечение по душе – это куда важнее.   А наша основная задача – раскрыть потенциал каждого ребенка.

283

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей