Почему региональное телевидение настолько убого?
+16°
Сообщить новость
07.10.2010 15:36

Почему региональное телевидение настолько убого?

Пока в больших городах говорят о цифровом телевидении и широкополосном интернете, в городах поменьше все еще монтируют эфир «на коленке».

Рейтинг:
Почему региональное телевидение настолько убого?

Умный руководитель понимает: для нормального самочувствия человеку нужны не только хлеб и зрелища, но еще и... самоуважение. Именно поэтому так важны в глубокой российской провинции средства массовой информации. Здесь и рекламный рынок не развит, и информационные поводы, казалось бы, мелки... А люди читают местные газеты и смотрят местное телевидение, и для них так важно, что эти газеты и ТВ существуют!

В малых городах Пермского края работает 22 телекомпании. Пока в больших городах говорят о цифровом телевидении и широкополосном интернете, в городах поменьше все еще монтируют эфир «на коленке». Но именно в небольших телекомпаниях, не избалованных коммерческими заказами, работают самые увлеченные и уж точно самые бескорыстные люди российского телевидения.

В этом убежден Игорь Южанинов, президент Пермской ассоциации радио и телевидения (ПАРТ). Возглавив эту общественную организацию пять лет назад, главный редактор одной из самых успешных телерадиокомпаний Перми – «Рифей-Пермь» – постепенно проникся проблемами «младших» коллег и сегодня может считаться экспертом по «малому» региональному телевидению.

По словам Южанинова, многие телекомпании малых городов создавались по капризу власти, зачастую – в преддверии выборов. Известны даже случаи, когда во главе телекомпании вставал заведующий отделом культуры районной администрации, а порой – редактор местной газеты. Это выглядит, как безобидный курьез, но чревато сложностями в дальнейшей работе телекомпании – когда выборы пройдут или власть сменится.

Есть и другие, системные проблемы. Игорь Южанинов считает главными «тормозами» на пути развития малых телекомпаний отсутствие развитого рекламного рынка и перспектив его развития, нехватку подготовленных кадров, отсутствие надежных каналов профессиональной информации. Из-за недостатка коммерческой рекламы телекомпании попадают в кабалу либо к местной власти, либо к градообразующему предприятию. Примеров множество. Ушел бывший глава Чернушенского района – сменили руководителя телерадиокомпании. В Кунгуре долгое время директором телекомпании работала Евгения Берклунд, сменился мэр – ее уволили. А после следующей смены главы города – вернули!

Что же касается внутренних сложностей «малого» телевидения, то они связаны не столько с технической отсталостью, сколько с отсутствием подготовленных кадров. В России, по словам Южанинова, вообще неважно обстоят дела с подготовкой телевизионщиков. Большинство журналистских факультетов выпускают людей пишущих, а не снимающих. Но и эти люди до райцентров Частые или Добрянка добираются редко, так что большинство работников местных телекомпаний – просто ребята «с улицы». В лучшем случае они могут похвастать «филфаком заочно».

Это отражается на качестве телевизионного продукта, причем не только с точки зрения формы (например, неправильная речь), но и с точки зрения содержания – непрофессиональные корреспонденты создают искаженную картину мира.

При этом рейтинги местных телекомпаний на удивление велики. В Березниках, например, доля аудитории местного телеканала – 80 %! Это показывает высокую потребность в местных новостях и в целом желание населения малых городов смотреть свое собственное, близкое и понятное телевидение с узнаваемыми местными медийными лицами. Среди телекомпаний Пермского края есть немало примеров успешной и долговременной работы – например, национальная телекомпания Бардымского района «Притулвье», вещающая на татарском языке, поражает и объемом эфирного продукта собственного изготовления, и его высоким качеством. В Барде телевидение стало важнее, чем газета или клуб. Это настоящая точка культурного роста районного значения.

Не случайно именно в Барде прошел первый фестиваль «В семье единой» – пилотный проект ПАРТ, созданный в интересах телекомпаний Пермского края. Цель фестиваля – не столько выявить лучших, сколько предоставить коллегам-телевизионщикам возможность профессионального общения, обмена информацией, возможность почувствовать поддержку соседей и заинтересованность краевого руководства.

Немаловажным фактором стал и экспертный аудит эфирного продукта местных телекомпаний: жюри возглавил Алексей Фаюстов, директор информационного вещания 41 канала из Екатеринбурга, многократный лауреат премии «ТЭФИ-регион». Он верно понял свою роль на фестивале и очень обстоятельно анализировал все конкурсные работы. Остальными членами жюри стали сотрудники тех же телекомпаний, что прислали конкурсные работы – по одному на каждую компанию. Это позволило сделать мнение жюри объективным: никто не мог лоббировать свои интересы.

Фестиваль стал возможен благодаря многолетней подготовительной работе ПАРТ и ее президента. Игорь Южанинов – человек увлеченный: с его приходом в руководство общественной организацией пермских телевизионщиков их контакты между собой стали гораздо более активными. Постоянно проводятся обучающие мероприятия на базе крупнейших пермских телекомпаний для коллег из малых городов. Состоялось и несколько событий российского масштаба, крупнейшим из которых стало проведение в Перми одного из этапов Всероссийского телевизионного конкурса  «ТЭФИ-Регион».

Сегодня Игорь Южанинов, досконально разбираясь в обстоятельствах работы телекомпаний малых городов, пришел к выводу, что их существование невозможно без участия государства. Телекомпаниям малых городов Пермского края повезло: у них есть ПАРТ, и ее деятельность поддерживается краевой властью, пусть и в небольших объемах. Но далеко не во всех российских регионах существуют подобные профессиональные ассоциации. Очевидно, не везде власти понимают, насколько важным политическим, социальным и культурным ресурсом может стать это скромное, иногда полупрофессиональное телевидение.

Опыт работы Пермской ассоциации радио и телевидения бесценен для тех, кто хотел бы поддержать малые телекомпании независимо от того, в каком российском регионе они расположены, и для самих этих телекомпаний. Как наладить обмен информацией между коллегами, организовать обучающие семинары, провести фестиваль – эти опытом президент ПАРТ Игорь Южанинов и его команда охотно поделится.

А телекомпании Пермского края уже заняты подготовкой следующего фестиваля «В семье единой», который пройдет на будущий год обязательно.

Юлия Баталина

 

412

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей