Учитель года Гульнара Сабитова: «Мы играли по своим правилам»
+5°
Сообщить новость
11.10.2010 09:27

Учитель года Гульнара Сабитова: «Мы играли по своим правилам»

Гульнара Сабитова, строгая по отношению себе, позже призналась: «Выделиться было сложно. Коллеги – это самое яркое впечатление от конкурса».

Рейтинг: 1 5.0/5.0
Учитель года Гульнара Сабитова: «Мы играли по своим правилам»

Охота на «хрустального пеликана» началась еще в августе. Как только определился состав участников всероссийского конкурса «Учитель года». Цвет учительства собрался в Москве на установочном семинаре. Со всей страны съехались 14 мужчин и 60 женщин, ярких, талантливых. Гульнара Сабитова, строгая по отношению себе, позже призналась: «Выделиться было сложно. Коллеги – это самое яркое впечатление от конкурса». Перед состязаниями в Магнитогорске на всё про всё оставалось 20 дней.

Гостеприимная Магнитка. Урок

В Магнитогорске организация конкурса была высочайшем уровне. Всех участников 74 человека, столько же членов жюри, толпы гостей, журналистов, организаторов разместили с комфортом. Гульнаре досталось жить в санатории «Юбилейном», что на озере Банном. Условия совершенно не рабочие. Тишина, красоты природы. А тут надо готовиться к первому туру. За двое суток объявили тему урока. Первое конкурсное испытание назначили на 25 сентября. Гульнара сидела, продумывала и прописывала, пытаясь не мешать соседке по комнате. Даже уходила по ночам в холл, чтобы работать. Потому что обе конкурсантки из разных часовых поясов.

Жюри показалось очень благожелательным. Оно делилось на первом этапе конкурса на группы. Всего было восемь групп участников. В каждой – 9 -10 человек. И малое жюри оценивало работу каждого человека.

Гульнаре достался 6-й класс. Урок по русскому языку.

-Это были ребята не знакомые мне, - вспоминает она. - Но мы очень хорошо сработались, нашли общий язык. У нас было всего полчаса. И они научились. В конце урока я проводила момент саморефлексии. Я раздавала удостоверения «Исследователей лексики» и просила их вписать свои фамилии. Поразило, что некоторые ребята задумались прежде, чем вписать. Тема «Общеупотребительная и не общеупотребительная лексика» не простая. Но урок мне понравился. Я провела его так, как провожу в своей школе со своими ребятами. И мы очень хорошо сработались. Именно об уроке жюри отзывалось очень хорошо.

Классный час

Ребята выбрали тему «Жизнь реальная - Жизнь виртуальная».

-Я спросила их, - рассказывает Гульнара Николаевна, -из чего состоит реальная жизнь? И меня удивило, что ребята стали говорить серьезные вещи. Что жизнь состоит из рождения, младенчества, детского возраста, подросткового, и так дальше. Но я их быстро вывела на тот разговор, который мне был нужен. Ну, из чего состоит наша жизнь? Из чтения книг, сидения в кафе, общения с друзьями, отношений с родителями, походов в кино, забот. И мы брали каждый сегмент, каждую частичку, и знали, что ничего выбросить не можем. Если мы выбросим, то жизнь станет беднее. А потом выясняли, что ж такое виртуальная жизнь. И мне было важно вывести ребят на мысль, что жизнь виртуальная часть жизни реальной.

Родительское собрание

Это были реальные родители. Хоть и всего восемь человек. Нашей Гульнаре досталась тема «Знаю ли я друзей своего ребенка». Серьёзно, не правда ли? Учительница видела этих людей впервые, но разговор повёлся достаточно жестко.

-Мне хотелось помочь им задуматься, - объясняет Гульнара, - Чтобы они попытались увидеть ребенка с другой стороны, чем обычно. Конечно, я цитировала Януша Корчака, своих любимых педагогов. Мы говорили о том, а зачем это нужно знать?

Первая мысль родителей: воздействовать на ребенка, чтобы уберечь его. Гульнара же вывела родителей на другую мысль. Получается, мы, взрослые, стремимся манипулировать детьми, делать их удобнее. Хороший ребенок – это удобный ребенок? У Корчака есть замечательная фраза: «Уважайте ребенка. Уважайте его жизнь, каждую минуту, ибо она умрет и никогда не вернется». Нет детей и взрослых, есть люди. С разным опытом и разным представлением о жизни. Нельзя к ним относиться презрительно, высокомерно либо снисходительно. Учитель выводит родителей на мысль, что холодное знание о ребенке ничего не дает, если вы не друзья. Не получится «оберечь» его.

-Но вы должны придти домой, - сказала Гульнара на прощание, -  и заглянуть в глаза своего ребенка.

В конце разговора одна из родительниц не удержала слезу. У них не получилось легкого разговора.

Следующий конкурс – методическое объединение. Сабитова представляла свой опыт коллегам. Рассказывала, как видит свою профессию, что делала все эти годы. Здесь прозвучало почти философское обоснование учительского опыта. Так от высокого и трудного всплеска эмоций к теориям, от которых вскипают мозги. Кстати, тема «опыта» Гульнары – «Проблемная ситуация как средство формирования языковых коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы». Жуть. Хорошо, что конкурсанты собирались компанией, общались. Некогда было расслабиться, но хотя бы поделиться впечатлениями.

От «пятнашки» до «пятёрки»

После первого тура был праздничный концерт. Награждали всех дипломами «Участник финала конкурса «Учитель года». Объявили тех, кто прошел во второй тур. Набрали 15 человек, очень разных. Из разных регионов. И уже после этого была жеребьевка. Во втором туре нужно были показать мастер-класс и участвовать в открытой дискуссии. Гульнара Сабитова оказалось десятой. Ей это показалось хорошим знаком. Показывала стихотворение «Рождественская звезда» Пастернака. Интересно, что были и такие, кто не рассчитывал пройти во второй тур. Поэтому мастер- класса у них не было. Андрей Гарифзянов написал его буквально на коленке – за ночь! Михаил Случ сделал интересный мастер-класс. Много было толковых, но не все. 59 участников вышли за борт, им было тяжело. Они смотрели, насколько достойны те, кто прошел дальше.

Для открытой дискуссии Сабитовой досталась тема «Успешный в школе – успешный в жизни». Сначала растерялась. Но потом включилась, как это она умеет делать, остро, точно разящая сабля.

-Я не разделяю понятия «успешный в школе – успешный в жизни», - говорит Гульнара. - Для меня успешный человек тот, кто нашел свою тропинку, понял свое предназначение, который понимает, чего он хочет. Мы говорили, что успешность каждый по своему воспринимает. Школьная успешность уходит в жизни в пустоту, она не реализуется. В школе – тот успешен, кто понимает, к чему идет. Пытается осознать пространство вокруг себя, осознать мир. Учится уважать себя и мир окружающий.

На самом деле, мы учителя можем немного. Увидеть в ребенке лучшее, что-то хорошее, помочь этому хорошему прорасти. Это максимум, на что мы способны. Если это есть – уже движение к успеху.

Гульнара часто ставила ведущего дискуссию в тупик:

- Успех – это достижение цели, которую человек ставит перед собой. Но успешна ли жизнь Ван - Гога, Пастернака или Корчака? Они добивались своей цели. Но это совершенно другой успех, чем тот, который понимают сейчас. Успешна ли учительница, которая проработала 40 лет в школе и отдавала душевное тепло детям? С ее точки зрения – да. Она прожила свою жизнь, не чужую. Важно дать ребенку проживать свою жизнь, найти эту тропинку. Если это случится в школе, то и дальше будет успех. Для меня невозможно разделять жизнь и школу. Школа это и есть жизнь во всем многообразном потоке, не покрываемом логикой.

И в этот же день был КВН. С оставшимися силами учителя «сцепились» с командой «Уездный город», который специально прилетел в Магнитогорск из Москвы. Команда учителей победила с отрывом в один балл.

Встреча с министром образования показалась неинтересной. Господин Фурсенко отвечал на вопросы долго. Но учителя быстро подметили его удивительную особенность. Любой ответ министра можно подставить под любой вопрос. Такое свойство - отвечать и не ответить.

На следующий день торжественная церемония закрытия конкурса и круглый стол «Образовательных политиков» с участием Тины Конделаки и Фурсенко. Церемония была красивой. Магнитогорцы постарались во всем. А как зал ликовал, когда всякий раз произносили фамилию нашей землячки. Объявили пятёрку победителей конкурса и тут же вручили хрустального пеликана. А к нему в придачу кучу подарков.

Страсти по «большому пеликану»

Назвать абсолютного победителя конкурса «Учитель года» решено было на торжественном концерте посвященному Дню учителя и закрытию Года учителя в Москве. Говорят, победителей не судят. Но, по мнению участников конкурса, в «пятерку» вошли не все достойные. Сказались закулисные интриги, политика. Было много ситуаций, когда люди замечали, что некоторых участников лоббировали по разным причинам.

-На самом деле мы не были конкурентами по отношению друг к другу, - признается Гульнара, - мы сдружились. Играли по своим правилам.

Министр Фурсенко признался Сабитовой:

-Неожиданно! Это прорыв для Челябинской области!

Но по всем раскладам абсолютную победу нашей области не собирались присуждать. Так что попадание в «пятёрку» Сабитовой по сути подвиг, поскольку пробить специально организованное сопротивление не каждому по плечу. А Гульнара от души порадовалась, когда назвали абсолютными победителями людей достойных. Михаил Случ из Москвы, директор школы, в которой учился Андрей Тарковский, интеллигент, большой интеллектуал, учитель математики и переводчик с немецкого. И Андрей Гарифзянов, самый юный участник, ему 24 года. Он из маленькой деревушки Тульской области, но уже имеет два высших образования.

Почувствуйте разницу

Отношение общества к учителю идет из центра. Несомненно. Участники конкурса это почувствовали на себе, как только прибыли в аэропорт «Внуково».  - Нас не встретил никто. – Вспоминает Сабитова. -Много некрасивых деталей. Одним словом, отнеслись к нам прохладно, равнодушно и даже презрительно.

Вспоминали Магнитогорск с его хлебосольством. Особенно когда вручали призы. Ноутбуки выдавали не в торжественной обстановке, а на улице из багажника легковушки.

Встреча с Президентом прошла невесело. Провели за кулисы из концертного зала и закоулками доставили в Ореховый зал. Угостили чаем. Присутствовали два ветерана из московской области и ректор МГУ Садовничий как председатель большого жюри, министр Фурсенко. Пришел Президент Медведев.

-Мы не задавали ему вопросы, - рассказывает Гульнара, - Нам дали указание, о чем говорить, о чем не говорить. Вопрос можно задавать в форме предложения. Говорили о новом «Законе об образовании», который собираются принять, и об учительстве.

К сожалению, сложился миф об учителе, он, дескать, и недалекий, и сребролюбивый. Поди, теперь доказывай, что учителя - люди, внутренне порядочные, грамотные, серьезно относящиеся к делу.

За время конкурса Гульнара вымоталась неимоверно. Сказывались эмоциональная и физическая перегрузка. В поезде спала всю дорогу.

Отсыпалась. А встречали так торжественно, что даже не ожидала. На перроне увидела директора школы, завучей. Заведующий РОНО появился с цветами. С криками повели Гульнару в здание вокзала. А там весь её класс. Дети пришли с родителями. Грянул школьный скрипичный оркестр. Девочки обнимают Гульнару, плачут.

-Ну что вы? Я же вернулась, - говорит она.

Сабитову журналисты в Москве часто пытали вопросом:

-Что же вы сделали такое, чтобы победить? В чем изюминка?
 
И каждый раз она отвечала:
 
-У меня не было цели победить, войти в 15. или в пятерку. Остаться самой собой, такая как я на уроках. Вот это и есть победа.
1046

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей