«Обыкновенная» школа Розы Поспеловой
+15°
Сообщить новость
13.10.2010 15:53

«Обыкновенная» школа Розы Поспеловой

Обычно руководители приходят со стороны. Такая на Руси традиция – звать на княжение варягов. Но в судьбе Розы Поспеловой это не сработало. Роза Геннадиевна, можно сказать, выросла в школе № 138.

Рейтинг:
«Обыкновенная» школа Розы Поспеловой

Обычно руководители приходят со стороны. Такая на Руси традиция – звать на княжение варягов. Но в судьбе Розы Поспеловой это не сработало. Роза Геннадиевна, можно сказать, выросла в школе № 138. Выпускница своей школы, она осталась работать старшей пионерской вожатой, да так и доросла до должности директора.

- Роза Геннадиевна, получается, на эту школу вы смотрели не только глазами руководителя?

- Я выпускница этой школы. К счастью, до сих пор здесь работают два моих учителя. Сергей Акимович Ларионов, замечательный учитель физкультуры. И наш великий учитель физики Вячеслав Александрович Майоров, который пять лет подряд удостаивался гранда Сороса.

- А как получилось, что вас взяли работать старшей пионерской вожатой в 16 лет?

- Много лет занималась во Дворце пионеров. Это был второй мой дом. Занималась в коллективе «Искорки». Это что-то вроде вожатых, массовиков – затейников. Была и школа современного бального танца. И везде меня выбирали старостой. И в совете Дворца пионеров была много лет.  Начала работать пионерской вожатой: это было для меня так естественно.

Работа эта должна начинаться с 18 лет, потому что вожатый – материально ответственное лицо. Тем не менее, меня приняли на эту должность. Шесть лет я проработала старшей пионерской вожатой.
 
За это время я училась в пединституте, вышла замуж, родила сына. Программу выполнила. Я всегда работала много и увлеченно. Муж работал в уголовном розыске. Мы не мешали друг другу, понимали – каждый занимается любимым делом.
 
- Когда вам предложили стать организатором внеклассной работы, вы не удивились? Как складывалась ваша карьера?
 
- Действительно, это не составляло для меня особого труда. Но вскоре нашу школу стали сотрясать перемены. Шел 1986 год. Ушла наша великая Щербина Мария Тимофеевна. Она была директором 21 год. Нам прислали директора женщину откуда-то из партийных структур. И она не смогла работать в нашем коллективе. Представляете, она приходила к 9-00 и уходил 15-30. Это не для нашей школы № 138. Здесь пахари были всегда. Потом мы тоже, как везде, выбирали директоров. И мне Александр Васильевич Москвитин предложил  стать его первым замом. Я согласилась.
И с 1991  до 2000 года работала заместителем руководителя и по науке, и по учебно-воспитательной работе. Случилось так, что директора, Вдовину Ирину Владимировну, пригласили работать в Москву. И мне предложили занять её пост.
 
- С какими трудностями пришлось столкнуться в новой должности?
 
- Конечно, наследство досталось трудное. Школьные долги различные. Это время, когда появлялось много новых строительных отделочных материалов. Хотелось, чтоб в школе это было. А у нас рамы оконные начала падать. Надо было их заменять. В общем, хозяйство. Директор – это менеджер, я считаю. В этом году четыре рукодителя школ Центрального района закончили УрАГС (Уральская академия госслужбы). Я в том числе.
 
- Вы о своей школе рассказываете охотней, чем о себе.
 
- Потому что школа для меня – всё. А вы знаете, что у нас нет сменяемости в коллективе, давно нет никаких вакансий. Всегда приветствую, когда учителя уходят в декрет или на учёбу. Они у меня и труженики, и умеющие поддержать в трудную минуту. В общем, хороший коллектив сложился.
Конечно, коллектив женский, соответственно и проблемы женские. Мужчин не хватает. Но у нас есть супермужчина. Бывший военный, подполковник Гущин Валентин Николаевич. Он не просто взял и возродил кабинет технологии, который достался ему в ужасном состоянии. Он сделала этот кабинет лучшим в городе. Да еще увлёк ребят заниматься технологией. Использует самый современный и продвинутый метод проектов. У нас все дети занимаются проектами. Жаль, что не все предметники эту идею не взяли на вооружение. А работа по проектам дала результаты. Его ученики выиграли районный этап олимпиады, областной, а потом всероссийскую олимпиаду.
 
- Вы всё время подчеркиваете, что у вас обыкновенная школа. Но готовы соперничать с лучшими учебными заведениями города.
 
- Надо пощекотать нервы лицеям. Да, мы обыкновенная школа. Но бывает: гимназия, лицей… Статус есть, а содержания никакого. В нашей школе не только технология, но и информатика поставлена неплохо. Физико-математические классы у нас традиционно сильные.
В прошлом году подводились итоги на областной конференции. По  информатике первое место занял Снежинск, второе место, - естественно,  31-й лицей. И как приятно: третье место у 138 -й школы. И это не единичный случай. Еще у нас стабильно высокие результаты по экологии, биологии, русскому языку. Любой успех держится на личности учителя.
 
Обычно смотрим рейтинги школы. Первыми в столбик идут лицеи и гимназии. И рядом 138–я!
 
- Всякий входящий в вашу школу не может не поразиться обилию золотых кубков за спортивные достижения. Спортивная слава – это понятно. Но меньше известно, что у вас есть прекрасный школьный театр.
 
- Есть такой. И репертуар давно сложился. Например, чудесный спектакль «Снежная королева» обычно смотрит вся школа. Во многих школах есть театр, но наш имеет свою особенность. Во-первых, в труппе заняты учителя. Взрослых играют взрослые, а дети – детей. Во-вторых, есть уже и легендарный спектакль «Завтра была война». Его раз в пять лет ставят в школе. И мне неизменно достаётся роль Валендры. Дети говорят: «Трудная роль у Розы Геннадиевны, она хороший человек, а должна играть злыдню».
 
- Демографическая ситуация коснулась вашей школы? Как вы встречаете новации последнего времени?
 
- Школа полная, в две смены работает. С наполняемостью все хорошо. Сегодня деньги идут за учеником. Нам хватает. Трудно живем, но хватает. У нас впереди серьезные изменения. Мы должны стать автономной школой. А там - все, как в бюджетной школе, но только дается некоторая свобода распоряжаться деньгами. Придется, с 1 января самим соображать, не будет все расписано по статьям.
 
- Школы сегодня волнуются. Переход к компетентностному обучению вообще не понятен.
 
- А мы этой темой в школе занимаемся третий год. Это очень трудно дается. И мы понимаем, что должны не традиционно давать знания. Общую картину мира, согласитесь, может любой родитель дать своему ребенку. А вот научить добывать знания, получать их из всевозможных источников – это наша задача. Проводим педсоветы. Различные точки зрения проверяем. Материала много. Мы не ставим во главу угла всех заставить работать по-новому. Но элементы компетентностного подхода должны быть. Дети ведь меняются. И нужно за ними успевать.
 
- Дети меняются, но и родители тоже?
 
- Всегда буду вспоминать 22 апреля, энтузиастка. Хотелось что-нибудь необычное сделать для ребят. И вот в 6 утра я их повела на площадь Революции, где принимала школьников в пионеры. Я представляю, что бы родители сегодня мне сказали. А тогда, 30 лет назад, это было нормально. Было холодновато. Но рассвет!
 
Да на меня бы уже написали столько бумаг. Конечно, люди стали свободнее, но эта свобода у некоторых зашкаливает. Вот эта нравственная составляющая стала изменяться. К сожалению, родители нового поколения, мне кажется, не дают семейных основ детям. Они приходят к нам и не знают, что такое семья. Зато дети стали самостоятельнее.
 
С другой стороны, большинство родителей отдают в школу детей  «на хранение». Сами при этом порой не знают ни класса, ни классного руководителя. Школа сегодня воспитывает родителей. Новость!
 
- Известно, что часть учительства сегодня ропщет. Работы и ответственности всё больше, зарплата всё меньше. Иные говорят, что в школах настал «37 год». Согласны?
 
- Иначе говоря, легко ли быть учителем? Легко, если человек на своём месте. Для меня главным было любить ребенка. А сейчас в принципе, достаточно уважать – видеть в нем человека, с его плюсами и минусами.
 
Я всегда говорила: «Мой девиз – любить всех людей, и меня на всех хватит». Директора с этим категорически не согласны. Они говорят, что добро должно быть с кулаками. Понимайте это как хотите.Считается: современный учитель не должен быть урокодателем. А почему? Если нет классного руководства, можешь быть хорошим урокодателем. Конечно, сегодня всё упирается в деньги.
 
- С ноября вводится новая система оплаты труда в школе? Многое изменится?
 
- Мы уже выбрали тайным голосованием самых лучших людей, которые будут составлять положение об оплате труда в школе. Оно основано на положении нашей городской Думы. Но под это положение нужно иметь фонд зарплаты на 30 процентов больше, чем есть сегодня. А увеличивают его только на 10 процентов. Говорят, что хватит платить всем одинаково, пора отменять уравниловку. Я согласна с этим. Но как измерить вклад каждого? Здесь будет столько всего! Иной вот считает, что делает все, что нужно. И на каком основании его лишат премии? Это будет самое сложное.  Учитель - тонко настроенная творческая личность. И в основном это трудяги. За редким исключением.

 

576

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей