Кто будет управлять российскими школами?
+14°
Сообщить новость
19.10.2010 08:10

Кто будет управлять российскими школами?

Директор Института управления образованием Российской академии образования, доктор педагогических наук, Сергей Кравцов 18 октября приехал в Челябинск на юбилей 11-го лицея. Корреспондент LentaChel встретился с чиновником и ученым, чтобы прояснить будущее отечественного образования как объекта управления.

Рейтинг:
Кто будет управлять российскими школами?

 

Директор Института управления образованием Российской академии образования, доктор педагогических наук, Сергей Кравцов 18 октября приехал в Челябинск на юбилей 11-го лицея. Корреспондент LentaChel встретился с чиновником и ученым, чтобы прояснить будущее отечественного образования как объекта управления.
 
- Сергей Сергеевич, давайте разберёмся. А надо ли вообще управлять школой, образованием в целом? Может быть, в школах сами справятся?
 
- Управлять, конечно, нужно. Система образования является социальной системой. А любой системой надо управлять. Иначе будет хаос, беспорядок. Другое дело, как управлять школой. Вот это вопрос.
 
- Ваш институт разработал новую программу подготовки директоров школ. В чём её особенность и новизна?
 
- Эта программа основывается на том, что директора готовят как современного менеджера, но дают знания, которые необходимы для управления непосредственно школой. В области права, нормативных вопросов и экономики образования. Мы взяли технологию подготовки в бизнесе. Это практико-ориентированная технология, где обязательно общение преподавателей с обучающимися директорами, управленческие тренинги. Вся работа строится на основе материала, который знаком директору школы по новейшим актуальным вопросам. Сегодня это - нормативно-подушевое финансирование. Кроме того переход на новую систему оплаты труда. А также правовые вопросы перехода на автономное, бюджетное или казенное учреждение. И еще работа с 94-м Законом по госзакупкам. Есть в программе и блоки, связанные с управлением персоналом и общим менеджментом.
 
- Кого сегодня следует учить? Опытного директора школы или кандидата в руководители?
 
- Действующих директоров тоже необходимо учить. Если он директор школы и оснований нет для того, чтобы его увольнять. Директор должен владеть современными управленческими компетенциями и необходимыми знаниями, которые существуют в нормативном, экономическом, правовом пространстве. Но конечно, надо говорить и о молодых. Тех учителях, кто проявляет задатки управленцев. Их надо готовить специальным образом. Сегодня директора школы – это люди, которые были учителями, которые имеют лидерские качества. Их и назначают директорами школ. Но им нужна современная подготовка. Есть курсы повышения квалификации руководителей. Но, как правило, там не хватает совместных дискуссий, обсуждения актуальных вопросов. Поэтому наш институт занимается выработкой рекомендаций для институтов повышения квалификации. Мы разработали такую программу и во многих регионах начинаем её апробировать.
 
- Учитывается ли  зарубежный опыт?
 
- В части управления можно обратиться к опыту Англии. Для того, чтобы стать там директором школы, человек должен для начала получить педагогическое образование. Он должен знать и понимать предмет и отработать в школе минимум два года. Только после этого он подает заявку в органы управления образованием на подготовительные курсы в области менеджмента. И учитель там обучается три месяца бесплатно. Получает соответствующее управленческое образование и сертификат. Проходит обязательное независимое оценивание. После этого подает заявление в управляющий совет школы. Директоров школ в Англии назначают именно управляющие советы и переизбирают их. Этот опыт очень позитивен. Директор школы в этом случае подотчетен не напрямую муниципальным органам управления. Общественность реально участвует в управлении школой. Думаю, этот опыт был бы интересен для нас. Мы сейчас говорим про государственно-общественное управление. А какие реальные рычаги есть у государственно-общественного управления? Пока никаких.
 
- Наше управление образованием построено жёстко. Что-то можно исправить?
 
- Мы буквально на прошлой неделе провели большой круглый стол совместно с журналом «Директор школы». Назвали «круглый стол» так -  «Органы управления образованием школы - контролеры или партнеры?». Провели опрос. Более 500 директоров школ приняли участие в опросе. Как вы думаете, какие данные мы получили? 80 процентов респондентов считают, что органы управления образованием являются контролерами. Мы стали обсуждать, что нужно сделать и как, чтобы ситуацию изменить. Пришли к выводу: непосредственно в управлении школой должна принимать участие общественность. Юристы нам дали справку. По трудовому законодательству директора могут назначить и могут выбрать. Но пока нет сегодня ни одного случая, чтобы директора школы выбрали. Директор школы полностью подотчетен органам управления образования и по трудовому кодексу в любой момент его могут уволить без объяснения причин. Такая система управления школой чисто административная, на мой взгляд, не эффективна. Нужно, чтобы и родители, и общественные организации участвовали в управлении школой.
 
- Участь директора российской школы завидной не назовёшь. Ему придётся меняться?
 
- Мы обсуждали на круглом столе вот что… Сколько отчетов директор делает в год? Провели анализ по некоторым школам. Получилось, что более полутысячи разных отчетов. Бумагооборот начинается и для системы образования, и для различных контролирующих органов.  
А директор школы за рубежом занимается в основном учебно–воспитательным процессом. Главное для директора школы – работать с учителями, с родителями, с детьми, заботиться о методическом обеспечении. Чтобы детям было комфортно, чтобы родители были удовлетворены школой. Вот задачи европейского директора школы. У нас же директор занимается очень много документацией, производством формальных отчетов, результата которых все равно не видно. Если бы эти отчеты влияли на развитие школы, давали бы обратную связь и говорили бы директору школы, как улучшать свою работу, это можно было бы понять. Но когда собирают отчеты без обратной связи, это просто отнимает время. С другой стороны, сейчас бухгалтерия на директоре школы, как и различные хозяйственно-административные вопросы, тоже отнимающие время. В Европе такого нет. Если течет крыша, специальная организация приезжает и ремонтирует крышу. У нас же хлопоты по ремонту кровли тоже ложатся на директора.
 
- Ваш институт академический. Каким образом научные результаты сегодня могут дойти до практического применения?
 
- Наш институт действительно является научным. Я возглавляю его чуть более двух лет. Считаю, что наука должна идти от практики. Наши научные исследования строим именно таким образом. То есть обобщаем практику. Наше научное учреждение не подчиняется Министерству образования, а подчиняется правительству. Но мы можем совместно с министерством давать рекомендации. Участвуем во всех парламентских слушаниях. Проводим круглые столы, организуем семинары, пишем книги. Своими публикациями стараемся формировать общественное мнение. Пути для прихода науки в школу разнообразны.

 

247

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей