«В будущее нельзя спешить. Но нужно двигаться»
+21°
Сообщить новость
20.10.2010 08:58

«В будущее нельзя спешить. Но нужно двигаться»

Александр Карпов, председатель центрального совета программы «Шаг в будущее», побывал в Челябинске на юбилее лицея №11. Его визит – это дань уважения коллегам, а также повод поделиться мыслями о будущем российской педагогики.

Рейтинг:
«В будущее нельзя спешить. Но нужно двигаться»

 Александр Карпов, председатель центрального совета программы «Шаг в будущее», побывал в Челябинске на юбилее лицея №11. Его визит – это дань уважения коллегам, а также повод поделиться мыслями о будущем российской педагогики. Общение с этим эрудированным и глубоким человеком хотелось продолжить разговором о самом важном - о будущем наших детей, будущем российского образования. О тех шагах, которые надо делать, чтобы не просто шагнуть в будущее, но и в скором времени жить в нем.  Тезисы беседы в изложении руководителя программы  «Шаг в будущее» – сегодня на LentaChel.

Ставка на исследование

     - 11 лицей ворвался в программу «Шаг в будущее» четыре года назад. Исследовательские работы лицеистов традиционно отличаются высоким уровнем.. Никто точно не знает, каким будет процесс интеграции большой науки в школьный процесс. Но подготовка ученика для занятий наукой в будущем может стать профилем работы любой школы. У молодого человека, желающего заниматься исследовательским проектом,  возникает фактически программа жизни. С удовольствием вспоминаю девочку Настю из Карелии. Она начала свою работу в «Шаге в будущее» как математик. Затем, чтобы проверить математические  законы, углубилась в генетику и статистику. Параллельно ей пришлось заниматься социологией и биологией. В финале она вышла к вопросам миграции. В результате получилось интереснейшее исследование, которое стало событием не только в нашей программе, но и в европейской науке. В 11 лицее есть такие дети.

На плечах общественности

     Как сделать так, чтобы подобное развитие  стало частью методики обучения, а не оставалось за пределами основных занятий? Несколько лет назад этим вопросом задались педагоги на Западе. Но у них это проблема другого уровня и государственного масштаба и такой же поддержки. А у нас уровень поддержки – общественный. Мы делаем, все что можем, что в наших силах. Наши учителя и общественность готовы просто так работать с детьми, потому что это наши дети… Это чисто русская традиция, но экономику государства на этом не построишь. Нужно дать шанс тем директорам школ, которые знают, какой должна быть современная школа, которые готовы воплотить проекты в жизни. Их нужно поддерживать серьезными вложениями, а не теми крохами, которые достаются сегодня. Я считаю так: минус – паре авианосцев, десяток школ - в плюс. Можно, конечно, говорить о реформе педагогического образования в России… Но, если на Западе видят горизонты, то у нас – пока нет.
Как решать возникающие вопросы и проблемы до конца непонятно. Когда мы говорим о детях, которые идут в исследования, мы говорим, что пытаемся найти и реализовать педагогические подходы и методы, которые будут работать в школе будущего. В той ее части, которая будет готовить ученых для иногородов, для Сколково, например. И той области технологий, которые будут определять нашу жизнь. Здесь, в 11-м лицее, мы встретили абсолютное понимание трудностей проблем и вдумчивое их решение.

О педагогах

Самая большая проблема - кадровая. Учителям действительно очень тяжело в нашей стране. Хороший учитель – это молитва. Но печальнее другое -  система педагогического образования, система подготовки кадров не понимает целей и задач современного обучения. Это очень трудное дело – поменять систему. Никто не хочет брать на себя эту ответственность. Есть желающие провести педагогическую реформу, но кто серьезно все продумает и просчитает? Готовить педагогов давно пора иначе.  У меня была возможность лично убедиться в том, насколько это трудно. Министерство образование выделило мне грант на проведение «Школы для молодых учителей-исследователей». В течение определенного срока на абсолютно безвозмездной основе у них была возможность получить самые передовые знания в ведении исследовательской работы с детьми. Они  могли прослушать ведущих специалистов в этой области. Но собрать молодых учителей до 30 лет со всей России оказалось архисложно! Они предпочитают участвовать в конкурсах! Но ведь эти конкурсы, да простят меня педагоги, это вещь, лишь фиксирующая результат. В них никакой обучающей функции нет. А что потом? Современный учитель должен «контачить» с научной средой, с вузовской наукой. Сегодня по-другому уже нельзя, мы до сих пор живем в рамках классической школы 19 века. Она неплоха, но мы безнадежно отстали. Вот пример…30 лет назад вышел доклад «Нет пределов обучению». Он был прочитан на заседании Римского клуба. С тех пор он стал уже историей, у нас о нем знают единицы. Более того, он даже не переведен на русский язык. Хотя некоторые его положения стоило бы прочитать. Многие вещи еще тогда были отлично спрогнозированы. Мы действительно слишком много не знаем.Что делается в педагогике вне нашей страны? У меня, к примеру, есть возможность брать материалы из комиссии Европейского союза, но я могу передать эти знания только ближнему кругу. А ведь это вроде бы открытая информация. В общем, нельзя, конечно. В столь важном деле спешить, но нужно же двигаться! Причем. нельзя двигаться скачками, нужно планомерно и целенаправленно. Нельзя копировать, но и нельзя оказаться не в теме.

О детях

Дети, спросите, потянут ли такую нагрузку?  А не надо их нагружать. Это абсолютно недопустимо. Есть базовые вещи – русский, математика, история, литература. Остальное может варьироваться или вовсе отсутствовать в школе. Дети должны получать базовое образование, но на основе современных образовательных и исследовательских  методик.

 

 

 

258

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей