Владимир Богдановский: "Природа Южного Урала конкурентоспособна на мировом уровне"
+16°
Сообщить новость
29.10.2010 12:37

Владимир Богдановский: "Природа Южного Урала конкурентоспособна на мировом уровне"

Это сегодня он – непререкаемый авторитет для любого, кто профессионально занимается фотографией. А когда-то сам начинал с малого. Может, поэтому спокойно воспринимает творческий рост молодых, которые уже составляют реальную конкуренцию признанным мастерам.

Рейтинг:
Владимир Богдановский: "Природа Южного Урала конкурентоспособна на мировом уровне"

Это сегодня он – непререкаемый авторитет для любого, кто профессионально занимается фотографией. А когда-то сам начинал с малого. Может, поэтому спокойно воспринимает творческий рост молодых, которые уже составляют реальную конкуренцию признанным мастерам. Лучший мастер уральского пейзажа Владимир Богдановский создаёт не просто художественную фотографию, а некую новую реальность. Может, на словах это и звучит банально. Но достаточно всмотреться в его работы, чтобы почувствовать руку Мастера… Промахи допускают все. И собственную профессиональную состоятельность даже такому профессионалу  надо доказывать каждый день. И  окружающим, и прежде всего самому себе.

 

Организатор

- Владимир Иванович, многие ведущие фотографы сегодня не воспринимают всерьёз молодых…
- И напрасно. Молодые уже буквально наступают нам на пятки. Зачастую работают очень хорошо. В чём-то даже лучших самых опытных фотографов. Конкуренция сильная. Этого нельзя не замечать.
 
- Сегодня в фотографии стало проще стартовать…
- Наверное. Большие технические возможности (особенно, если деньги позволяют), море информации кругом. Смотри, учись и твори. Я-то в своё время начал с того, что пришел в фотоклуб при газете «Челябинский рабочий». А через какое-то время, году примерно в 1983-м, я и несколько моих единомышленников вышли из состава фотоклуба и создали «Каменный пояс». Фотоклуб же был при газете. А нам хотелось простора для творчества. Фоторепортажи нам были не так интересны.
 
- Наверное, зарабатывать хотелось на фотографии?
- Совсем нет. Всё всегда делали на общественных началах. И по сей день это так. Фотохудожник – это прежде всего творчество.
 
- Вы были руководителем краеведческих проектов – энциклопедий «Челябинск» и «Челябинская область»?
- Да, это были мощные проекты. По их итогам меня и выдвинули – совершенно неожиданно – на должность директора краеведческого музея.
 
- Так Вы сегодня больше фотохудожник (и руководитель областного союза фотохудожников) или директор краеведческого музея?
- Тут невозможно уже отделить одно от другого.
 
- Например…
- Например, в Сент-Этьенне проводили в музее искусства и техники выставку …бытовой техники второй половины ХХ века. Наши старые холодильники, стиральные машины, патефоны, пылесосы выставляли…Всё это мы подкрепили жанровыми фотографиями.
 
- Хотите сказать, что французам наша старая бытовая техника советских времён была на самом деле интересна?
- Выставка получилась очень успешной, можете мне поверить. Наши задумки посетители выставки оценили по достоинству. Но 50 процентов успеха обеспечили именно снимки. Фото передали те мысли, которые мы хотели донести до людей. Которые это всё увидят.
 
- В нашем областном краеведческом музее выставки проходят постоянно. Что можете выделить здесь? Есть же экспозиции, которые вышли особенно удачными?
- Даже не знаю, что с ходу назвать. Важнее другое. Французы мне говорили, что в нашем музее очень хорошо организовано культурное пространство. Это было приятно услышать. Экспозиции должны постоянно меняться, подходы должны меняться. Жизнь в музее должна быть современной. Новое поколение ищет чего-то нового, другого, необычного. Нужно соответствовать запросам этой аудитории. У молодых сам ритм жизни совсем другой, чем у старшего поколения. Поэтому мы здесь завели видео, звук. А для пожилых поставили сиденья. Чтобы было где отдохнуть. Потому что музей достаточно большой у нас. И если уделить выставкам серьёзное внимание, это требует времени и сил. Человек присел, а у него перед глазами экран. И там идёт краеведческий фильм. По-моему, это неплохая идея. 
- Всё-таки как часто меняются экспозиции? И чему отдаёте предпочтение?
- У нас здесь нет каких-то выраженных акцентов. Мы проводили и проводим выставки фотографов, графиков, художников, дизайнеров. Самое главное, что к нам приходят творческие люди, которым участвовать в таких проектах интересно. Вот, например, была уральская зональная фотовыставка. Две трети дипломов на ней взяла Челябинская область. У нас на самом деле было и есть много ярких, самобытных фотографов. И сейчас появляются новые яркие работы, талантливые молодые люди. Их уровень работ в целом очень достойный. Ещё раз подчеркну, иногда эти работы молодых фотографов смотрятся даже сильнее, чем фото признанных мастеров.
 
- Поколения меняются?
- Конечно. У фотохудожников как раз сейчас начался болезненный процесс смены поколений. Приходит время, когда ветераны должны отойти в сторону. По моей инициативе при «Каменном поясе» открыли несколько лет назад детскую фотостудию. Потому что многие юные захотели вдруг попробовать себя в фотографии.
 
- Сколько человек сегодня входит в областное отделение Союза фотохудожников?
- 30 человек. Не так много. Но каждый – мастер. Мы огромное количество выставок провели через союз фотохудожников.
 

Художник

- В творческом отношении Вы – мастер пейзажа прежде всего…
- Да, думаю, именно так можно сказать. Я больше снимаю горы. На Урале очень много ярких горных сюжетов. Хотя и лесных, и степных фотографий сделал тоже немало. Природа Южного Урала в целом вполне конкурентоспособна на мировом уровне. Хотя сравнение со Швейцарией, например, всё равно, на мой взгляд, не корректно. У нас свои красоты, в Швейцарии – свои. В уральской природе есть просто потрясающие моменты, которых нигде больше не найдёшь. Когда их видишь, рождается поразительное внутреннее состояние. Только у нас может быть именно такой снегопад или такая вот метель. Когда ты увидел горные хребты именно в нужный момент и прочувствовал внутреннее состояние, это не забывается. Зачастую сравнить увиденное у нас просто не с чем. Хотя я много где в мире побывал, и очень много видел природных красот. Самых разных.
 
- В США природа чем-то напоминает уральскую в отдельных местах. Или нет? 
- В Аризоне 360 дней в году солнце. Представляете? И так в каждой стране. Есть свои яркие особенности. Но на Южном Урале возможно вообще всё. Наши края, конечно, удивительные. В Европе, многих других странах природа – это частная территория, как правило, хорошо обжитая. Стриженые газоны. Коровки пасутся на строго отведённом для них месте. А у нас красота дикая, необузданная.
 
- Так, может, и у нас отдать природу в частные руки? Тоже будет красиво и уютно.
- У нас с природой сделают то же самое, что с промышленностью в период приватизации. Угробят то, что есть, и ничего нового не создадут. У тех, кто в России за короткий срок получил большие деньги, дети как правило учатся за границей. Такие люди не будут заботиться о сохранении нашей природы. Они уже сейчас, я точно знаю, делят землю. В том числе у нас в области. Иногда приходится наталкиваться на группы геологов, которые, видя незнакомца, отказываются с ним …общаться. Хотя обычно когда люди встречаются где-то глубоко в лесу, где больше никого нет, это самое естественное, что может быть - общение.  Я знаю, что нанятые частным образом геологи ищут залежи полезных ископаемых. Чтобы потом именно такие богатые природными сокровищами земли заказчикам этих исследований достались. Вижу, что идёт процесс подготовки к большому дележу.
 
- Но пока этого не произошло, есть возможность по-прежнему общаться с природой, говорить с ней на одном языке. У вас это отлично получается. Особенно горные пейзажи. Просто дух захватывает от Ваших снимков.
- Я рад, что мои снимки производят сильное впечатление. Но прежде всего я сам должен увидеть тот или иной редкий кадр. Прочувствовать его. Но что ещё важно, горы – это всегда преодоление. По пояс снега зимой всегда. Конечно, в молодости было легче выдерживать эти нагрузки. Но и сейчас каждый год в горы поднимаюсь. 
 
- Вы очень терпеливый человек…
- Это же серьёзное дело. Без умения терпеть ничего не получится. Только часть успеха – это талант человека. Ещё часть – мастеровитость. А большая часть – собственно работа.
 
- Но работа – это же не только физические нагрузки при том же восхождении…
- Самая главная часть работы – изучение того, что до тебя люди сделали в этой теме. Каждый снимок состоит из определённых моментов. Нужно уметь не повторяться, а найти. Сделать что-то новое. Ну и конечно, сам себе я - самый строгий критик. Если не дотянулся в отдельно взятом фото до хорошего уровня, стоит просто убрать его с глаз долой.
 
- Какими своими фото Вы гордитесь?
- Например, снегопад в Гранд-Каньоне. Таким фото не может похвастаться даже тот, кто там, поблизости, живёт. А у меня есть этот снимок. Я его сделал!
 
- А в наших краях кто-нибудь из западных фотографов смог в свою очередь сделать кадры, которых нет у Вас?
- Вряд ли. Да и мало их пока здесь бывает, западных фотографов.
- Я понимаю, когда Вы по несколько дней ловите кадр у нас на Таганае. Но в Штатах такого запаса времени быть не может
- У этой ситуации есть свои плюсы. Недостаток времени заставляет искать оригинальные подходы. На Кубе я брал мотоцикл напрокат и уезжал в глубинку, где нет туристов.
 
- Интересно, как бы Вы сами определили свои фирменные черты в фотографии?
- Не берусь судить. Лучше Вы скажите. Вы же видели многие мои работы. Могу сказать одно, что в основе всего, что делаю, лежит большой труд. Я не смотрю на свой возраст, не говорю о своём опыте, не почиваю на лаврах. Я по сей день активно участвую в выставках и стараюсь не просто участвовать, а побеждать. А это нелегко. Помимо пейзажей стал снимать и социальные темы, которые раньше никогда не снимал. Но это на наших глазах становится частью истории. Это нужно людям.
 
- Такое ощущение, что у фотографов Челябинской области нет никаких проблем. Выставок много, молодые таланты в наличии. Другим регионам можно позавидовать…
- На самом деле проблем хватает. Так, в Челябинске совсем почему-то не проводятся выставки репортажного фото. И это в городе, где есть газеты с такой замечательной историей длиной в десятилетия! Причём, я имею в виду выставки с участием действующих фотожурналистов. То, что они делают по заданиям своих редакций, это одно. А для выставок, как правило, нужны другие работы. И чтобы их подготовить, необходимо время. Материал для такой выставки собирают, копят месяцами. Но пока если что-то в этом ключе и проводится изредка в Челябинске, то больше случайно. Системы, увы, нет совсем. 
 
На фото - снимки Владимира Богдановского, сделанные на Южном Урале и в Европе.
 
Для справки:
БОГДАНОВСКИЙ Владимир Иванович (родился 30.06.1953 г. в городе Карталы Челябинской области. Фотохудожник, член Союза фотохудожников России, лауреат российских и международных фотоконкурсов. Окончил Магнитогорское педучилище и Челябинский институт культуры. Работал школьным учителем, фотографом, руководил детской фотостудией Дома пионеров Калининского района. В 1983-м организовал клуб любителей фотографии, которому в 1984-м было присвоено звание народного коллектива. С 1984-го - руководитель народной фотостудии “Каменный пояс”. Первые фотоснимки Богдановского появились в стенгазете Магнитогорского педучилища в 1969-м году.
Первая альбомная публикация - в книге “Опорный край державы”. Тогда стали определяться почерк Богдановского как фотохудожника и основная тема его творческих поисков: человек и природа, которые в полной мере проявились позднее при создании авторской книги-альбома “Ландшафты Южного Урала. Landscape of south Urals”. Богдановский реализовал несколько международных проектов: обменные творческие визиты и выставки фотографов “Каменного пояса” и Копенгагена (Дания, 1990), Праги (Чехия, 1992), Сан-Франциско (США, 1992), Дюссельдорфа (Германия, 1998), Фрибурга (Швейцария, 1998). Был в числе организаторов и участников более 200 фотовыставок в Челябинске, среди которых “Ева” (1987), “Трагедия в Аше” (1989), “Природа и мы” (1896), “1000-летие Крещения Руси” (2000). Богдановский - автор проектов и составитель фотоальбомов “Челябинская область. Chelyabinsk Region” (1999), “Челябинск-2000. Chelyabinsk-2000” (2000), “Из глубины веков и недр. 300-летие горно-геологической службы России” (2000), “Челябинская область в фотографиях. 1900 - 1920” (2000). Ныне - директор Челябинского областного краеведческого музея.
 

 

 

950

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей