Другой город
Челябинск
Понедельник 25 сентября, 2017 14:54 +5°
Новости в Челябинске
02.11.2010 08:03

Андрей НЕКИПЕЛОВ: На Южном Урале мы сможем создать собственное Сколково

Андрей НЕКИПЕЛОВ: На Южном Урале мы сможем создать собственное Сколково

По этому поводу очень много споров сейчас – можно или нет в России построить реальную инновационную среду. Которая могла бы объединить научные и творческие силы страны.

Рейтинг: 0

 

По этому поводу очень много споров сейчас – можно или нет в России построить реальную инновационную среду. Которая могла бы объединить научные и творческие силы страны. Чтобы России перешла наконец от сырьевой экономики к экономике идей и знаний. Политик Андрей   Некипелов вместе с единомышленниками создал свой проект модернизации Южного Урала. И презентовал его на lentachel.ru. Через несколько месяцев ему позвонили и пригласили поехать в США.
 
- Организаторы объяснили мне, что приглашают в составе группы российских регионалов в поездку в …Кремниевую долину! И что цель поездки лежит в русле действий российско-американской комиссии по модернизации. Этот звонок был прямым результатом того, что в зоне внимания федеральных структур оказалась опубликованная на lentachel.ru “Дорожная карта стратегии процветания Южного Урала”. В ее составлении я как раз и участвовал вместе со своими единомышленниками.
 
- Давай напомним коротко, в чём суть «Дорожной карты»?
- Нужно менять перекошенную структуру экономики области. Магнитогорский металлургический комбинат, по разным оценкам, наполняет региональный бюджет в объеме 40-60 процентов. То есть регион имеет колоссальные риски. Особенно в условиях кризиса и падения спроса на продукцию одного предприятия. Мы, группа челябинских единомышленников (часть из ЧелГУ), создали мозговой центр. В Америке это называется think tank. Подготовили собственный альтернативный план развития региона. Наш регион обладает колоссальными возможностями развития и процветания. Весь этот потенциал долгое время был фактически заморожен. Главное – создать инфраструктуру. За инфраструктурой придут инвестиции, следом инновации. Так работает весь цивилизованный мир. Мы назвали свой план  “Дорожной картой”. Предложили его для опубликования вашему сайту и получили вашу поддержку. А тем временем поменялось руководство Челябинской области. Действия новой команды оказались близки нашему видению.
 
- В чём именно?
- Нужно создать среду, которая помогает человеку творить. Инвесторам нужны идеи. И еще нужна инфраструктура законов, раскрепощающих малый бизнес. Нужны простые процедуры открытия и банкротства предприятий, привлечения денег. Нужно упрощать формы отчетности, особенно бухгалтерской. Понятно, уровень таких вопросов подразумевает федеральные центры принятия решений. Между тем, наши законодатели вполне могут выходить на Москву с необходимыми законодательными инициативами. Не так ли?
 
- А разве раньше не было планов по развитию области?
- Были. Конечно, но… Правящая более тринадцати лет властная группировка в целом, и Минэкономразвития Челябинской области в частности, по-настоящему были озабочены только одним – сохранением status quo. Сохранением собственной власти любой ценой. В содержательном смысле, деятельность Минэкономразвития региона имела имитационный характер. Да, были «планы», «оптимистичные прогнозы», «победные реляции о вставании с колен». Кризис все расставил на свои места. Пришло время платить по счетам.
   Вообще значение стратегического планирования переоценить невозможно. Стратегическое планирование формирует желаемое видение будущего.  Результатом настоящего экономического планирования должно стать повышения качества жизни южноуральцев. Необходимо поднять градус общественного интереса к модернизации Южного Урала…
 
- Что предстоит сделать в первую очередь?
- Михаил Юревич четко определил приоритеты. Первое – нужен ребрендинг региона, необходимо уйти от имиджа «ядерной помойки». Второе – инвестиционная привлекательность Челябинской области и, собственно, – инвестиции!
 
- А теперь логично будет рассказать про поездку…
- В центре знаменитой на весь мир Кремниевой долины, в Сан-Франциско, состоялась ежегодная конференция Американо–Российского Делового Совета (USRBC). Ключевая тема - от Кремниевой Долины к Сколково: партнерство в сфере инноваций. В работе форума приняла участие делегация российских предпринимателей, работающих в сфере инновационных технологий. Российские бизнесмены посетили Кремниевую Долину в штате Калифорния для встречи с американскими венчурными инвесторами. Поездка была организована в рамках работы той самой президентской комиссии по модернизации «Медведев - Обама».
 
- Каково самое яркое впечатление?
- Пожалуй, обстановка в Google. Эта компания – лидер в своей отрасли. Она занимает несколько гектар территории, где можно лежать на лужайке, кататься на корпоративном велосипеде. В офисных помещениях нет отделов, нет табличек. Я увидел, как сотрудник этой крупнейшей корпорации посреди рабочего дня спокойно спит себе на диване. Персонал здесь бесплатно кормят дважды в день. На заседание рабочей группы можешь по согласованию с коллегами приходить, когда тебе угодно. Абсолютно никакой структуры. Просто перед рабочей группой ставится задача. Все, что от нее требуется, – соблюдение сроков выполнения. Если есть результаты, тебя стимулируют зарплатой. Если хорошие результаты – становишься акционером.
 
- Насколько знаю, твои интересы вообще-то далеки от сферы IT или HIGH-TECH и т.п. Что же связало тебя с Кремниевой Долиной?
- Венчурные инвестиции. Высокие технологии бывают не только в цифровом или материальном мире. В ХХI веке прогресс все больше сдвигается в сторону высоких гуманитарных технологий. Одним из видов их и являются венчурные инвестиции.
 
- Какие впечатления от поездки в целом?
- Было много очень много интересного и полезного. Это прежде всего визит в крупнейшую венчурную инвестиционную компанию PLUG&PLAY. А также посещение знаменитого Стэндфордского университета и головных офисов таких компаний, как  GOOGLE, INTEL! Стэнфорд - ключевое звено инновационной инфраструктуры Калифорнии, образовательная элита. Кстати, считаю, мы должны в Челябинске объединить научную мысль ЧелГУ и ЮУрГУ. Говорю не об административном слиянии – наши университеты уникальны по своей сути. Я говорю о специальной площадке (например – «Челябинское Сколково»), которая была бы стала интеллектуальной кормящей матерью. Ученых и просто талантливых людей, способных генерировать идеи, у нас очень много.
 
- Руководители ведущих западных компаний вот так запросто выступали перед вами в Калифорнии?
- Мы приняли участие в работе ежегодной конференции Российско-американского Делового Совета (USRBC) в Сан-Франциско. Тема форума – «От Кремневой долины до Сколково: партнерство в сфере инноваций». Формат спикеров – на самом деле грандиозный. От России выступали Аркадий Дворкович, Анатолий Чубайс, Виктор Вексельберг и другие авторитетные эксперты. С американской стороны – руководители крупнейших корпораций – ALCOA, INTEL, CHEVRON, VISA, ERNST&YOUNG и целого ряда других, не менее крупных компаний. Звездой «американского пула» стал губернатор Калифорнии Арнольд Шварцнегер. Он сказал так: «Президент Медведев остановился сначала у нас, а не в Вашингтоне, не в Нью-Йорке. Руководство России хотело увидеть Кремневую долину и сделать похожее у себя в стране. Это - блестящая идея. Я хочу помочь этой идее стать реальностью… Я возьмусь за это без промедления. В первой декаде октября я привез с собой в Москву «капитанов» венчурного бизнеса и хайтека Кремневой долины. Теперь крупный российский бизнес нанес ответный визит в Калифорнию. Это говорит об активизации наших деловых контактов».
 
- Кто ярче всех выступал из россиян?
- Конечно, Анатолий Борисович Чубайс. Речь руководителя РосНАНО неоднократно прерывалась аплодисментами. Чубайс, как всегда, был четок и лаконичен: «Наша альтернатива  – инновации или деградация!», «Задача Сколково – научиться преобразовывать результаты научных исследований в бизнес!».          
 
- Какие конкретные прагматические выводы можно сделать исходя из опыта создания и развития Кремниевой долины в США?
- Главный вывод: россияне – возможно, самый талантливый народ в мире. Мы можем делать гениальные научные открытия. Но наша задача - научиться преобразовывать результаты научных исследований в бизнес. Надо учиться создавать прикладные продукты, которые можно продать. Поэтому так важен опыт Калифорнии. Для этого создается инноград Сколково…
 
- …нужно взять и просто сделать силиконовую кальку?
- Нет, калька не будет давать результат. Виноград во Франции и в Калифорнии одного сорта, но вино получается разным. Мы должны изучит американский опыт и реализовать его в России с учетом нашей специфики. Сколково - не просто красивый городок с зелеными газонами. Это экосистема свободы реализации творческого потенциала человека ХХI века. Сколково должно стать центром инфраструктуры научной, инвестиционной и культурной сети. С опорными точками в крупнейших региональных центрах нашей страны. В том числе, я убеждён, и в Челябинской области. Иными словами, на Южном Урале мы вполне сможем создать собственное Сколково. Быть может и на базе какого-то из наших университетов.
 
- В чем выгода американцев? Они же не будут делать того, что им невыгодно?
- Само собой. Американцы просто так ничего не делают. Прагматичные люди. Но для них  спокойней и комфортней, если деловые операции основаны на взаимной выгоде партнеров. Так рисков меньше. Наша задача в том, чтобы четко определить наши конкурентные преимущества, интересы и предложить это нашим деловым партнерам, в том числе и американским.

 

348
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления