В этой школе не задают домашние задания
+14°
Сообщить новость
08.11.2010 10:36

В этой школе не задают домашние задания

В угаре реформирования школьного образования что-то не слышно упоминаний о вечерних школах. О них в новом проекте образования ни словечка.

Рейтинг:
В этой школе не задают домашние задания

 

В угаре реформирования школьного образования что-то не слышно упоминаний о вечерних школах. О них в новом проекте образования ни словечка. Зато упоминаются некие сумеречные перспективы для обычных школ. Им не заказано применять различные формы обучения. Значит ли это, что участь последних двух вечерних школ в Челябинске уже решена? Об этом беседовал корреспондент LentaChel с директором вечерней школы № 13, кандидатом педагогических наук  Федором Куравиным
 
- Федор Васильевич, в чём главная особенность вечерней школы сегодня?
- Возраст наших учеников – от 14 до 40 лет. Это главное отличие вечерней школы от дневной. У нас есть дневное обучение, есть вечернее, есть экстернат. Многие наши ученики работают, имеют семью, детей. Наша задача – предоставить все условия, чтобы человек мог получить среднее образование.
 
- К вам приходят и те, кто не смог по различным причинам обучаться в дневной школе. Чаще всего эти ребята по поведению, мягко говоря, не подарок. Как справляетесь?
- Опираемся на науку и педагогический опыт. К слову сказать, в «Институте педагогики и психологии» при ЧелГУ я веду лабораторию по проблемам педагогического конфликта. А школа – это поле конфликтов. Впрочем, как и вся наша жизнь. У нас же неправильное представление вообще о конфликте. Считается, что хорошо там, где нет конфликтов. Но без конфликтов развития не может быть. И самое главное,  конфликт неизбежен. Конфликт возрастов, интересов. Важно увидеть конфликт и его стороны, суметь сделать так, чтобы конфликт разрешился наиболее удачно.
 
- Что чаще всего порождает конфликтные ситуации в школе?
- Существуют повторяющиеся моменты для столкновения. У взрослых есть по отношению к детям типичная установка: «Одно мнение моё, другое неправильное!». Иили «Ученик – это сосуд, который нужно наполнить знаниями». Мы наполняем, а он не наполняется. Потому что это на самом деле никакой не сосуд. Мы к ученику относимся не как к субъекту, который принимает или не принимает что-то, а как к объекту. На этом часто строятся конфликты. В нашей школе ребята оказываются с разными, сложными, судьбами. Педагогам остаётся не повторять чужих ошибок, а наоборот, исправлять многое,  допущенное нашими коллегами. Благодарен коллективу школы. Всё-таки у нас, в такой непростой обстановке, могут работать только учителя высочайшей квалификации.
 
- Знаю, поток желающих обучаться в вашей школе год от года возрастает. У вас, получается, легче учиться?
- Возможно. Но наши ученики сдают ЕГЭ на общих основаниях. В этом здании мы провели четыре выпуска. В этом году в школе 430 учеников. В списках классов заочного обучения - по 52 человека. Первая смена - дневная школа, вторая смена - заочные классы. У нас нет поблажек, но мы подстраиваемся под потребности учащихся. Есть много интересных, талантливых детей, для которых необходим особый подход. Например, для спортсменов. После окончания вечерней школы наши ребята поступают в вузы, в том числе и в творческие. Это раньше приходили «за документом». А сейчас востребованы знания. Мы стараемся, чтобы каждый наш ученик дошел до выпускного экзамена.
 
-Что делать с теми учениками, у которых интерес к учебе потерян?
- Таких ребят приводят немало. Но когда они оказываются здесь, видят нормальную школу. Есть одно принципиальное отличие. Мы не даем учебники домой, не задаем домашних заданий. Потому что знаем, это не будет выполнено. А делать вид, что я задаю домашнее задание, а дети его выполняют – лицемерие. Зато по субботам есть консультации для тех, кто что-то не понял. Ещё идем навстречу взрослым людям с различными условиями получения образования. Работающих учащихся сегодня не отпускают на занятия. Несмотря на то, что есть в Трудовом кодексе 176-я статья, где написано, что работодатель обязан давать ученический день. Вот и приходят ребята учиться раз в неделю, а то и раз в месяц. Поэтому мы разработали специальные учебные блоки, задания. Учителя мало того, что должны сделать тематическое планирование, разрабатывают индивидуальные обучающие курсы.
- Постоянно работаете в условиях экстренной ликвидации безграмотности?
- А что остается? Если обстановка такова, что курят, например, практически все ученики. Но при этом не читают книги в основной массе. Я давно понял, некоторые дети не усваивают материал урока, потому что очень медленно читают. С ними приходится проводить чтение по цепочке. И тут же - обсуждение. Однажды говорю вновь прибывшим школьникам: «Найдите ответ в учебнике». Не могут. Подсказываю: «В таком-то параграфе». Не могут. Говорю: «На такой-то странице». Не могут. Сдаюсь: «Такой-то абзац». Один спрашивает: «Абзац, что такое?» Начинаем сначала.
 
- Поможет ли реформа образования выправить ситуацию в таком случае?
- То, что сегодня происходит сегодня в образовании, ведет к слому школы, которая была раньше. А новой школьной системы я пока не вижу. Введение ЕГЭ привело к тому, что мы начали …натаскивать учеников. И образование стало двухпредметным. Русский язык и математика. Мы начали работать с тестами по всем предметам. Контрольно-измерительные материалы по гуманитарным предметам подобраны так, что дети должны знать какие-то факты и даты. Но логической связи между этими датами и фактами они уже не замечают. Пропускают массу важного материала. И я уже не могу, рассказывая об эпохе Бориса Годунова, вспомнить оперу «Борис Годунов». Просто не до этого. Главное, чтоб даты запомнили. То есть уходит фактура, уходит большой сложный материал со своим сюжетом. Начетничество остается в школе. Это печально для меня как учителя истории. И еще пугающий момент – дети перестали учить стихи. И здесь сложно обвинять учеников. Просто не успевают. КИМы (контрольно-измерительные материалы –авт.) рассчитаны только на развитие механической памяти.
- В чем причины именно такого подхода к реформе образования?
- Это реформа без человека. Учителя как бы нет. Вот нас сейчас затаскивают в Болонский процесс с высшим образованием. Что мы приобретаем и что теряем? По-моему, мы таким образом уничтожим всё, что было наработано десятилетиями. Во-первых, уже, по сути, ликвидировали начальное профессиональное образование. А что станет со средней школой, если уже появился безликий термин «образовательное пространство»?
Во-вторых, как это ни парадоксально, исчезает единообразие образования. Сегодня ребенок из одной школы, переходя в другую школу, может быть не успешным по одной простой причине. Всюду работают по разным учебникам, по разным программам.
В-третьих, с введением ЕГЭ и ребёнок уже стал лишним в школе. После 5 сентября к нам в школу начинается поток ребят. Это те, кому в дневных школах внушили: «Ты не сдашь ЕГЭ!»
 
- Безрадостная картина. А что с молодыми кадрами?
- Выпускники педвузов в школу не идут. Причина - отношение государства к учителю. Смотрите, в год учителя учительство не почувствовало даже морального стимулирования. Зарплата – слёзы. Начинающий учитель сегодня будет получать порядка шести тысяч рублей. Впрочем, никогда у нас в стране учитель много не получал. Но раньше было хотя бы  уважительное отношение к учителю. А сейчас чего стоит одна только реклама, где учителей дебилами изображают? Жуткая бабка в очках – символ современной учительницы. Зато в вузах не стало педагогической практики.
 
- Возможно ли влияние на ситуацию со стороны учительского сообщества?
- Нет у нас общественного учительского мнения о том, что делается неправильно. Это самое страшное. Все по отдельности ропщут. Ни лидера, ни выработки общего мнения пока не видно. А профсоюзы – фикция, на мой взгляд. Учитель со своими бедами остается практически один на один. И дело уже не в маленькой зарплате, хотя и это тоже важно. Учитель должен быть интересен ребенку. Но когда педагогу заниматься самообразованием, если он набирает себе много часов, чтобы банально хоть что-то заработать? Это работа на износ. Но без цели вырастить действительно образованных людей.

 

 

891

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей