+2°
Сообщить новость
11.11.2010 11:08

Сергей Комяков: «С мертвой точки дело сдвинулось»

Первый вице-губернатор Челябинской области Сергей Комяков рассказал о первых результатах работы нового состава Правительства области.

Рейтинг: 0
Сергей Комяков: «С мертвой точки дело сдвинулось»

-В первую очередь, давайте поговорим об инвестиционных проектах, под которые в бюджете на следующий год заложены госгарантии. Уже известны какие-то площадки?

- Мы рассматриваем 5 инвестиционных проектов: «Создание производственных мощностей по выпуску мясной продукции в Кунашакском районе» (стоимость 5,7 миллиардов рублей, запрошенная сумма гарантии со стороны области, которая должна быть выплачена банкам в случае провала проекта – 3 миллиарда), «Строительство птицеводческого комплекса по производству мяса птицы» (стоимость проекта 4,2 миллиарда рублей, запрошенная сумма гарантии – 2,5 миллиарда рублей), «Расширение и реконструкция производственных мощностей по выпуску продукции птицеводства ЗАО «Уралбройлер» (стоимость проекта 1,5 миллиарда рублей, запрошенный объем гарантии – 1 миллиард рублей), «Реконструкция миньярского прокатно-термического завода» (стоимость проекта около 1 миллиард рублей, запрошенный объем гарантии – 800 миллионов рублей) и «Реконструкция Бектышской птицефабрики» в Еткульской районе (стоимость проекта 3,5 миллиарда рублей, запрошенный объем гарантии – 100 миллионов рублей).

Кроме этого, подана заявка ОАО «КЖСИ» на выдачу госгарантии под облигационный займ объемом 2,5 миллиарда рублей на пополнение оборотного капитала для существенного увеличения строительства жилья эконом-класса по программам корпорации. Раньше такой меры поддержки инвесторов в области практически не применялось.

- А если в уставной капитал ЮУ КЖСИ просто привлечь средства?

- Можно, конечно, пойти и таким путем. Вопрос, за счет чего. Если за счет размещения на рынке дополнительной эмиссии акций – путь правильный, но «КЖСИ» сегодня – компания непубличная, единственный акционер – правительство Челябинской области. Имидж ее, кроме того, подпортили действия прежнего руководства, поэтому успех такого размещения вызывает у нас серьезные опасения. Увеличить уставный капитал за счет бюджета – механизм абсолютно нерыночный, у бюджетных расходов на наш взгляд иные приоритеты, чем наращивать вложения в коммерческие структуры. Поэтому мы поддерживаем стремление нынешнего руководства компании превратить ее в серьезного рыночного игрока.

-А что будет с неликвидами ЮУ КСЖИ? Никто же не покупает эти объекты.

-Сегодня на балансе корпорации 13 земельных участков разной степени готовности и освоения. Построенное на части из них жилье неликвидами я бы не называл. Скорее, это проблемные активы, построенные не в то время, не там, где есть спрос сегодня, на слабо инфраструктурно подготовленных участках для неопределенных групп потребителей. Наиболее яркий пример, который у всех на слуху, – Кундравы в Чебаркульском районе. И сегодня руководство корпорации ведет целенаправленную работу по снятию этих проблем. В частности, по Кундравам решены вопросы электро-, водо-, газоснабжения, канализования. Пара домиков из девяноста уже нашли своего покупателя. Возможно, нам удастся включить эти объекты в программы переселения из ветхо-аварийного жилья, непригодного для проживания, в программы обеспечения жильем военнослужащих, уходящих в запас, детей-сирот. Есть и другие достаточно интересные предложения. Так что с мертвой точки дело сдвинулось, как говорил один политик – процесс пошел.

- Разбирались ли вообще с ЮУ КЖСИ, смотрели неэффективное расходование средств? Как так получилось, что дома построили неизвестно где?

- На это есть специальные органы и специально обученные люди. Мы к ним обратились.

- Еще вопрос по госгарантиям: а «Равису» дадите их под расширение производства?

- Все гарантии правительства области предоставляются только на конкурсной основе. Никто ничего раздавать не будет.

- Как сейчас обстоят дела с проблемными дольщиками в области?

- Медленно, но вопросы решаются. Правительство области в меру своих возможностей оказывает помощь в снижении затрат инвесторов, различными законными путями освобождая их от платы за подключение к сетям инженерных коммуникаций. У ряда застройщиков КЖСИ выкупило свободные квадратные метры. В Копейске администрация города решает вопрос выкупа свободных квартир для предоставления переселяемым из непригодного для проживания жилья. По поручению губернатора следственные органы проводят проверки использования средств участников долевого строительства. Есть высокая вероятность того, что будут достроены и сданы уже в ближайшие месяцы объекты ООО «Массив» на Чуриловской площадке, сдан дом по улице Героев Танкограда ООО «Жилтехстрой», 1-я очередь дома по Комсомольскому проспекту ЖСК «Универсал». С участием КЖСИ продолжено строительство 2-й очереди этого дома, в счет стоимости переданного земельного участка ОАО «КПДиСК» предоставит жилье дольщикам и пайщикам ОАО «КАНИК», ЖСК «Полистром». Конечно, людям хотелось бы, чтобы государство просто взяло бы и за счет бюджета решило их проблему, однако закон такой путь не предполагает.

- А что будет с домом на Чичерина, который еще не сдан, но уже разрушается?

- Это один из самых сложных вопросов. Несмотря на то, что члены ТСЖ приняли решение о добровольном снижении площади своих квартир для привлечения дополнительных инвесторов на освободившиеся квадратные метры, проблема по состоянию безопасности самого объекта не решается. Сегодня администрация города рассматривает возможность профинансировать экспертизу и, возможно, снос объекта за счет средств на ГОиЧС. Тогда земельный участок будет выставлен на аукцион, и вырученные от его реализации средства возвратят членам ТСЖ.

- Позволите потом этим строителям, типа Берковича, Тартаковского, Мезенцева, которые так себя показали, строить?

- Вы знаете, если бы весь рынок строительства жилья и дальше шел в гору, развивался в той динамике, в которой он развивался до кризиса, этой проблемы бы не случилось. Проблема в том, что рынок просто рухнул. С другой стороны, что значит «позволим – не позволим»? То, что эти граждане не в «белом» списке, уже общедоступно – почитайте газеты или Интернет. Но закон же говорит о том, что земельные участки под жилье выделяются через аукционы. Компании приходят, побеждают на аукционе, и если их проектная документация соответствует всем требованиям, какие основания у государства брать палку и выгонять их оттуда? Есть вещи, которыми надо руководствоваться, если мы хотим нормально жить в правовом государстве.

Проблема еще и в том, что юридическая культура у нашего населения не особенно высока. Поэтому и договоры с застройщиками зачастую мутные: то ли долевое участие, то ли недолевое участие, все через пень-колоду.

- Какие вообще перспективы у нашей строительной отрасли?

-Провалились здорово в жилье. Причины известны, что уж про них говорить. В этом году, дай Бог, чтобы ввели 1 миллион с небольшим хвостиком квадратных метров жилья на территории области против почти 1,5 миллионов в прошлом году. На следующий год у нас запланирован ввод 1 миллиона 300, и так с ежегодным ростом до 3 миллионов 700 тысяч квадратных метров в 2020 году. Вы сами понимаете, если мы выйдем на 3 миллиона 700 квадратных метров, то перспективы просматриваются.

- Что будет с областными предприятиями? Вы дали поручение министру промышленности Валерию Прудскому активизировать работу по приватизации. Может, их распродать?

- От части предприятий, действительно, нужно просто избавиться. Скажем, есть такое предприятие «Облжилкомхоз». Четыре-пять месяцев работаем, четыре-пять месяцев я не могу понять, в чем смысл его существования. Предприятие выполняет две функции. Одна – по заказу министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства производит расчет каких-то статистических параметров и оформляет наградные документы. Есть аппарат министерства, пусть он этим и занимается. Вторая – «Облжилкомхоз» хранит резерв на случай всякий чрезвычайных дел, как по линии Минстроя, так и по линии ЧС. Зачем надо хранить в этом предприятии – совершенно непонятно. Почему нельзя этот резерв рассредоточить по территории области? Область большая, зачем надо здесь, в Челябинске, все хранить? Поэтому, на мой взгляд, это искусственная вещь, которая придумана непонятно кем и для чего. И это не единственный пример. Работа по инвентаризации всех вложений и их целесообразности идет.

- А можете пояснить, как обстоят дела по проблемам, доставшимся от прошлой администрации: например, расчеты по ледовой арене «Трактор», кардиоцентр.

- Ну, ледовая арена строилась коряво, сразу скажем. Начиналось все совершенно не с того проекта, который реализовался в окончательном виде. Была какая-то гонка за результатом, поскольку хоккейным руководством были обозначены определенные даты. Причины понятны, но делалось все через пень-колоду. В итоге получилось, что объект, первоначально стоивший порядка 900 миллионов рублей, стал дороже практически в два раза. Когда мы пришли, первое, с чем нам там пришлось столкнуться, – масса исков челябинских подрядчиков, с которыми компания «БСК», выигравшая конкурс, не рассчиталась. Стали выяснять причину – оказалось, в контрактах субподряда заложена заниженная заработная плата и не предусмотрены дополнительные объемы работ. В конечном итоге признали, что сметная стоимость занижена порядка на 300 миллионов рублей, и для погашения всех счетов необходимо принять и оплатить эти затраты.

В кардиоцентре беда примерно такая же. Когда начинал строиться этот федеральный объект, нормальной проектной документации не было. На стадии завершения выяснилось, что какие-то противодымовые двери не в той норме, которая должна быть в Российской Федерации. Решили поставить дополнительные двери. Поставили… А двери эти открываются только в одну сторону. Теперь наши надзорники говорят: «Двери эти в одну сторону открываются. Поэтому нужны специальные решения для тех, кто с другой стороны двери». И вот сейчас надо ехать в Москву за решением о специальных технических условиях. Что это за технические условия – никто не знает: то ли чтоб наши люди с противогазами лежали, то ли какие-то другие… Все эти беды от того, что у нас начинается дело без окончательно узаконенной, прошедшей соответствующую экспертизу проектной документации.

- Много подобных проблем пришлось «разгребать» после ваших предшественников?

- Большой вопрос возник с получением пожарного гидроподъемника. Госконтракт проавансирован на 100%, но производитель отказывается отгружать готовый подъемник, требуя доплатить около 250 тысяч евро. Начинаем разбираться: если поставка из-за границы – должен быть контракт, паспорт сделки. Так оказывается, у компании, с которой правительство заключило контракт, даже нет этого подъемника в экспортном контракте. Правительство Челябинской области свои обязательства выполнило полностью. А вот следующее звено – немецкая компания – не доплатила финской стороне эти 250 тысяч. И вот такой белиберды – мама родная! Наверное, обозначенные проблемы не последние, что-то еще по ходу выявится.

- Так сколько всего за подъемник заплатили?

- 60 миллионов рублей – 100% стоимости госконтракта!

- Кстати, ходят слухи, что когда прежнее правительство узнало имя нового губернатора, здесь, на Цвиллинга 27, в массовом порядке уничтожались документы…

- Не могу сказать, что тут уничтожали. Наверное, уничтожали. Зачастую на вопрос, почему принято то или иное сомнительное решение, получаешь ответ – так Дятлов (или другой руководитель правительства) решил. Говорю: покажите документ. Документа нет. Может, его и не было, а может, и уничтожили.

- К отопительному сезону удалось со всеми долгами за ТЭР рассчитаться?

- Акт готовности получили, всеми сторонами он подписан. Сегодня такой проблемы нет. За период работы нового состава правительства задолженность перед основными поставщиками ТЭР снижена с 1,1 миллиарда рублей до 70 миллионов рублей. Всем муниципальным образованиям, которые доказали, что по объективным факторам организации, участвующие в теплоснабжении, имели запланированные убытки (холодная зима, ограничение 25% индекса роста платежа населения, неправильный учет цены электрической энергии из-за либерализации рынка электрической энергии), оказана финансовая помощь из областного бюджета. Единственный сейчас проблемный объект – Бакальская котельная, которая управляется предприятием, созданным «Челябинскрегионгазом». На следующий год будем смотреть, как ее заместить более эффективными источниками. В Локомотивном возникнет та же проблема. Там котельная отапливает и воинскую часть, и поселок Локомотивный. Для воинской части 2011 год – последний год существования. Баланс тепловой энергии на данной котельной, конечно, такой уже не нужен.

- Какое-то постановление готовится по Минстрою, чтобы инвесторы, вложившиеся в эти котельные, 3 года работали по старым тарифам?

- Это не постановление, это предусмотрено российским законодательством: на период окупаемости плюс 2 года сохраняется более высокий тариф для возврата инвестиций. Для населения на этот период времени тарифы останутся те же, что и сегодня. А после того, как будут отбиты все инвестиционные затраты, тариф имеет реальную возможность к снижению. Такое трехстороннее соглашение между ЕТО Челябинской области, инвестором и муниципалитетом мы подготовили, оно сейчас на согласовании в службах правительства. Я думаю, что в ноябре будет подписано. В принципе, у нас инвесторы уже пошли.

- Вообще много инвесторов, которые уже зашли на котельные?

-«Газдевайс» (г.Москва),производитель котлов из Санкт-Петербурга, челябинские компании «Челябкоммунэнерго», «Тепловые и Электрические системы».

- В каких муниципалитетах они заинтересовались котельными?

- Аргаяшский, Еткульский, Красноармейский районы.

- Если вернуться к долгам за ТЭР – можете назвать, какие у нас самые проблемные территории?

- Кыштым, Аргаяш, Карабаш, Агаповский район, Бакал. Причины примерно одинаковые: неэффективные котельные, плохое состояние сетей, слабая платежная дисциплина потребителей. Сразу скажу, что объективные факторы убытков, а это очень холодная зима, либерализация рынка электроэнергии, ограничение роста коммунальных платежей населения 25%, учтены ЕТО при анализе причин задолженности и оплачены из областного бюджета.

- Вы про тарифы отказываетесь говорить…

- Я про тарифы не отказываюсь говорить, просто считаю, что обсуждать нечего. Все жители должны твердо понимать – их платеж за коммунальные услуги будет в 2011 году равен: платеж 2010 года умножить на 1,15. Насколько подорожает газ, электрическая энергия, вода, канализация, утилизация мусора – вопрос десятый. Когда просуммируются все эти счета, «на хвосте» должно быть на 15 процентов больше, чем в 2010 году.

- А как же либерализация рынка электроэнергии?

- Населения это не касается. Население платит по регулируемому тарифу. И индекс устанавливается ФСТ.

- Как же ее будут закупать по свободным ценам?

- Как было и ранее: за дешевую электроэнергию для населения прочие потребители, включая бюджетных, будут платить значительно дороже.

- А с перекрестным субсидированием тогда что?

- То, что касается электричества, не наш вопрос. Регулируемые тарифы для населения устанавливает ФСТ. Но углубление перекрестного субсидирования по электрической энергии будет совершенно точно. Более того, если нам не дадут рассрочку ликвидации «перекрестки» на три года по тепловой энергии, под которую мы реально хотим субсидировать эту разницу населению для покрытия того, что пойдет свыше 15%, то и здесь будет углубление перекрестки. А если не углубление, то это будут прямые убытки всех теплопроизводящих организаций, всех ТЭЦ, всех ГРЭС – просто убытки. Иначе никак.

- По поводу целесообразности установки индивидуальных счетчиков: в свое время гендиректор МУПП ПОВВ Егор Ковальчук говорил, что если все заплатят по счетчикам, а предприятие недополучит деньги, то будут повышать тариф для населения.

- Это другой вопрос. Как вообще формируется тариф или платеж? Это же не просто так, захотели – нарисовали. Основа расчета – производственная программа организации коммунального комплекса. Собрали все переменные затраты, ремонты, амортизацию, получили необходимый объем валовой выручки для того, чтобы эта программа была реализована для производства запланированного объема продукта или услуги. Разделили одно на другое, получили тариф. А что такое платеж населения? Это тариф, помноженный на норматив потребления. А если он завышен? Новостройки от застройщика характерны тем, что там он действительно завышен. Нет такого расхода в домах с хорошим состоянием водопроводных сетей и запорной арматуры. И когда ставят счетчик, получается реальная экономия. Но есть масса домов, которые не имеют хорошей системы водоснабжения: и бачки текут, и краны текут, и сети худые. И там эта проблема возникнет. А когда у тебя стоит счетчик, эти потери никак не учитываются. И тогда у предприятия, работающего в коммунальной сфере, возникает проблема. Те, кто работает в этой сфере, понимают, а наши политики, судя по всему, не очень.

- Программа гидроэнергетики, о которой так много говорилось минувшим летом, сейчас на какой стадии? 

- У нас 24 ГТС на территории области, из них 5 мы готовим к включению в программу производства электроэнергии. Нужны проекты, которые позволят понять вопрос со всех сторон: первое – целесообразность, второе – востребованность. За три копейки можно произвести электроэнергию за счет воды, но для того, чтобы ее доставить до потребителя, придется затратить на сети столько, что эта электроэнергия будет неконкурентна. У нас есть программа развития сетевого хозяйства в Челябинской области. Может быть под эти объекты, если они покажут свою экономическую целесообразность, будем подстраивать инвестиционную программу МРСК Урала- Челябэнерго.

- Что за пять ГТС, о которых Вы говорите?

- Пять мини-ГТС запланированные на 2011-12 годы суммарной мощностью 2400 ватт: Аргазинское, Кусинское, на реке Юрюзань, Саткинское и Нязепетровский пруд. Инвестиции 165 миллионов рублей.

- Недавно в СМИ обсуждалась инициатива по слиянию Курганской и Челябинской областей. Ваше мнение, стоит ли объединяться? 

- Я считаю, что Челябинской области не надо этого. Это ухудшит наше финансово-экономическое положение. Курганская область глубоко дотационная. Мы тоже дотационны, но уровень дотаций наш рядом не стоял с Курганом. Эта обуза лежит на федеральном центре, пусть она там и остается.

У нас вертикаль власти, нравится это или не нравится, сформировалась. К чему это приводит? Вот приняли федералы программу «Чистая вода» – у регионов появляются дополнительные расходные обязательства, приняли программу энергоэффективности – у регионов снова появляются дополнительные расходные обязательства, приняли программу «Электронное правительство» – опять у регионов появляются дополнительные расходные обязательства. И куда не кинь, получается, что региональным бюджетом в какой-то части управляет уже федеральный центр. Да, эти программы очень важны, но насколько они приоритетны для отдельно взятого региона – вопрос.

У нас есть своя областная программа развития сети автомобильных дорог. Она, по мнению руководителей федерального дорожного агентства, лучшая в стране. И что? Ну, получили мы в прошлом году 1 миллиард из федерального бюджета, но потратили-то 7. И на следующий год они закладывают около 830 миллионов на город Челябинск. Мы закладываем 8 миллиардов.

- На метро в следующем году федеральный центр какие-то деньги даст? В 2010 году не дали ни копейки. 

- Общепризнано, что такие дорогостоящие объекты без участия федерального бюджета не построить. Как теперь уже очевидно, дешевле вести стройку в вялотекущем режиме, чем законсервировать ее. На завершение первой очереди необходимо примерно 25 миллиардов рублей, минимальный технологически необходимый объем в год – 1 миллиард рублей. Мы обратились в Правительство России с просьбой софинансировать стройку в пропорции 50/50. Есть надежда, что получим.

- Давно идут разговоры о необходимости разделить Минстрой. 

- Есть такие мысли, но всегда, когда что-то реформируется, надо просчитывать последствия – дороже это или дешевле. Сегодня Минстрой превратился в монстра. Министерство явно перегружено, считаю, что его было бы логично разделить на два. Одно, которое бы занималось инфраструктурными делами, коммунальным хозяйством, и второе, которое бы занималось строительством и дорогами. Но это пока мысли. Вы же понимаете, что любое разделение предполагает появление нового министра, новых заместителей, новых бухгалтеров, новых финансистов и так далее. И все это ведет к расширению чиновничьего аппарата.

РИА «Новый регион 2», оригинал статьи : www.nr2.ru/chel/308149.html

Фото vecherka.su

 

 

636

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей