Техническое творчество учащихся в Челябинске. Начинаем с Дворца пионеров

Медики утверждают: «Память ребенка на кончиках пальцев». Психологи им вторят: «Думать человек начинает руками, прикасаясь к предметам, осязая объём и фактуру вещей».
25 ноября 2010

Медики утверждают: «Память ребенка на кончиках пальцев». Психологи им вторят: «Думать человек начинает руками, прикасаясь к предметам, осязая объём и фактуру вещей». Ученые недавно определились, кто обладает самым высоким интеллектом. Это музыканты. Они невероятно трудятся руками, чтобы извлекать музыку. Но музыка – дело специфическое, там еще и другие таланты нужны. Другое дело – мастерить что-то своими руками. Казалось бы, широкое поле деятельности. Да только «белоручек», беспомощных в техническом отношении людей всё больше вокруг. «Технический кретинизм», в который впадают молодые люди, ширится. А следом приходят отсутствие инициативы, бесхарактерность. Почему современного школьника мы не учим работать руками, а, следовательно, мыслить?

Корреспондент LentaChel побывал в Центре технического творчества Дворца пионеров и школьников имени Крупской, чтобы узнать об этом.

Руководитель Центра технического творчества Александр Стефанцов о причинах технического невежества говорить не захотел. Надоело уже. Сам–то он с шестью учениками ютится в небольшой комнате, где больше ребят физически не разместишь. Санитарные нормы и требования безопасности не позволяют. Многие вроде бы понимают, что техническое творчество не для того, чтоб «умел электрические розетки чинить». У Стефанцова было раньше помещение побольше. Вместо нынешних 15 метров были все 150. Но потом большое помещение забрали под другие нужды. Вот и поснимали ребята крылья с моделей самолетов. Крыльям же размах нужен.

Александр Сергеевич во Дворце уже 30 лет работает. Пришел ещё пионером в 1970 году. Теперь он здесь и преподаватель, и хранитель традиций, которые заложил в своё время во Дворце пионеров легендарный Сергей Петрович Рахманов в 1957 году. Он открыл в свое время авиамодельную секцию и мотоспорта. Сегодня его ученики пока работают в городе, развивают техническое творчество. Впрочем, о каком развитии тут можно говорить?

- Техническое творчество в Челябинске в ужасном состоянии, - сетует Стефанцов. - Если взять средний возраст педагогов технического обучения – 50 – 55 лет. Мастера еще есть кое-где. Но нет преемственности. Некому передавать знания и опыт. Да и кто пойдёт работать в эту систему? Ставка всего четыре тысячи рублей. То, что обещала партия «Единая Россия», доплачивали два месяца. Сегодня позакрывали все клубы и по месту жительства, и при Домах пионеров, и при станциях юных техников, и при заводах. Остались жалкие островки, где теплится еще техническое творчество. А ведь когда-то технарями славилась Россия. На глазах всё это теряем.

Между тем, ученики Стефанцова и на существующей базе как-то проходят все уровни моделирования. От бумажных яхт до летающих моделей самолетов и ракет. Готовые модели и те, что в работе, притягивают взор чем-то настоящим. Впрочем, как и инструмент.

Среди экспонатов, которыми богата коллекция Центра технического творчества, выделяется точная копия французской ракеты «Орион». Александр Сергеевич показывает её и как бы извиняется : «От нашей не достать чертежей».

Времена странные. И вроде бы возможности появились большие. Только твори, выдумывай, пробуй. Раньше и мечтать не могли, например, о радиоуправляемых элементах. Нынче заказывай по Интернету хоть черта в ступе. То же и с двигателями для кордовых моделей. Отечественные двигатели в свое время никуда не годились. Теперь же пошли вовсю электродвижки и ёмкие компактные аккумуляторы, которые легко ставить в корпус самолета. Стефанцов загорелся целой кучей новых проектов. Но есть главный вопрос - зачем воспитывать школьников технически грамотными?

-Чтоб мужиками были! – бросает убежденно Стефанцов. Мысль его нельзя не принять. Тот, кто многое умеет и понимает, как устроен мир вокруг, исполнен самоуважения. А это дорогого стоит.

Стефацов неожиданно обращается мысленно к школе:

- Что сейчас в школе творится? Раньше были уроки труда, начиная с первого класса. Первая учительница учила вырезать ножницами, клеить аппликации. Сейчас этого нет. Потом были уроки труда в школе с четвертого и по десятый класс. Слесарное и столярное дело. Там многому обучали. Сейчас это называется «урок технологии». Но чаще всего, ребята рассказывают, они вместе с девочками учатся …готовить! Потому как трудовиков-мужчин в школе просто нет. А если даже и есть, то нет материалов. Значит, по два часа записывают теоретический курс, как изготовить линейку, табуретку, указку.

Не зря родители приводят ребят во Дворец пионеров. Чтобы подержать в руках хотя бы настоящий молоток или научиться работать ножницами. Начинают ребята, понятно, с азов, но постепенно втягиваются. Глядишь, опыт творчества и доведет кого до настоящего сотворения мира.

Подпишись на нас в Google News
Поделиться
Отправить
Отправить
25 ноября 2010

Новости партнеров

Лента новостей
Артемий Лебедев не против, чтобы Путин «был царем до превращения в мумию», но против изменений Конституции
04 июня 2020
Алексей Текслер: на каждом этапе выхода из режима «самоизоляции» важно за цифрами видеть людей
04 июня 2020
Безработица в России может превысить 10%, зарплаты будут падать до 2023 года
04 июня 2020
Это показывает статусность города: в центре Челябинска вновь начнут высаживать тюльпаны
04 июня 2020
У поправок в Конституцию появился новый мотив. Не менее важный, чем «вечное президентство» Путина
04 июня 2020
Штрафы для предпринимателей вырастут по 27 позициям, если будет принят новый КоАП
04 июня 2020
«Как утилизировать пролитую солярку?». В МЧС нашли способ ликвидировать последствия ЧП в Норильске
04 июня 2020
В сутки стабильно умирают два пациента, заражено еще 113 человек: Covid–19 в Челябинской области на 4 июня
04 июня 2020
Читать все

Нашли опечатку?