Челябинский беспилотник обеспечивает раннее оповещение о возгорании в лесах
+4°
Сообщить новость
29.11.2010 15:41

Челябинский беспилотник обеспечивает раннее оповещение о возгорании в лесах

Поиски последних островов технического творчества в Челябинске привели в ЮУрГУ. Успехи аэрокосмического факультета на слуху.

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Челябинский беспилотник обеспечивает раннее оповещение о возгорании в лесах

Поиски последних островов технического творчества в Челябинске привели в ЮУрГУ. Успехи аэрокосмического факультета на слуху. Да и лаборатория сверхлегкой авиации, которую ведет Борис Николаевич Дыкин, много лет побеждает на всероссийских соревнованиях. А самое главное, есть готовые к внедрению разработки…Например, беспилотник, оповещающий о возгорании в лесах.
 
Учить и летать
- Вот он ,«красивый» символ общего состояния дел – указал Борис Николаевич  куда-то за окно. За стеклом я увидел сюрреалистическую картину. На снегу, возле помойки, сиротливо и как-то неуместно для задворков, стоит самолет. Без крыльев. Сильное зрелище.
Что хотел этим сказать Борис Дыкин? Что обстановка в городе с техническим творчеством удручающая. Что из обширной плеяды серьезных технарей, способных заниматься с ребятами, остались единицы. И что если есть сегодня способные ученики, то всё равно они не будут работать в этой системе на тех условиях, на которых работают пенсионеры-подвижники.
Хотелось возразить. Ведь есть успехи и даже уникальные наработки в его лаборатории. Да и сам Борис Дыкин человек уникальный. Всю свою жизнь занимался тем, что учил летать. Так эти два глагола и сопровождают его по сей день. Пилот-инструктор – это педагог. У него индивидуальная работа в воздухе.
С юности занимался Борис Дыкин авиамодельным спортом. В 1968 году закончил челябинский авиационный центр. Прошел авиашколу в Калуге, стал профессиональным пилотом–инструктором. Поступил в аэрофлот, работал в Омском техническом училище гражданской авиации. Ставил курсантов на крыло, и сам полетал немало. Попал в производственный отряд в Вильнюсе. Проработал 20 лет на вертолетах К-26. Был инструктором, командиром вертолетной поисково-спасательной эскадрильи. Закончил карьеру пилота на Ту-134.
- Тут и смена формации подоспела, - с иронией подводит черту Борис Николаевич.
 
Своими руками
-Лаборатория сверхлегкой авиации включает два направления, – рассказывает Борис Дыкин, - дельталетное и авиамодельное. Дельтаплан – летательный аппарат, который поднимает двух человек и решает свои спортивные задачи. Его собирают своими руками ребята. Естественно, двигатель австрийский Rotex. Единственный сертифицированный двигатель, на котором можно летать с человеком. Авиамодельное направление делится на научное общество учащихся и авиамоделизм как таковой.
В лабораторию к Дыкину идут и школьники, и студенты. Даже девушки просятся. Но мест не хватает. Больше семи человек за раз просто негде разместить. А с появлением суперкомпьютера в ЮУрГУ начались для него поиски помещения - за счет «ужатия» остальных. «Слабым звеном» явился очаг легкомоторной авиации. Его начали передвигать всё дальше, пока не засунули в подвал. Вот так теперь выглядит всё это (см.фото). Похоже  на заброшенный склад отживших игрушек. А на самом деле все модели действующие, способные к полёту. Часть из них по-настоящему относится к наукоемким проектам.
- С появлением всероссийской олимпиады «Шаг в будущее», - делится Борис Николаевич, - мы сразу там начали занимать первые места. И так в течение пяти лет.
Финал всероссийского соревнования проводится в городе Королеве – в наукограде, там, где НПО «Энергия». Арбитрами выступают инженеры, конструкторы, ракетостроители, которые сами строят летательные аппараты. Самой дорогой победой для Дыкина в этом году стало первое место, которое занял его ученик - семиклассник. А вообще в Королеве Челябинск звучит постоянно. Три года назад здесь Фарух Давлетшин защитил свой проект марсолета. Теперь это уже легенда. Даже фильм про защиту Давлетшина крутят как образец. Королёвские конструкторы увидели за этим проектом будущее, поскольку внутри проекта много интересных идей. Неудивительно, что ребята из лаборатории Дыкина трижды становились лауреатами премии президента России.
 
Полетели на пожар
- В этом году еще один ученик лишь по возрасту не дотянул до президентской премии, - рассказывает Борис Николаевич. - Работа у него была очень актуальной. Судите сами – беспилотник, который обеспечивает раннее оповещение о возгорании в лесах. В проекте предусматривалась целая система беспилотников плюс комплекс оповещения. Телевизионная техника и фотоаппаратура – всё, что реагирует на возгорание, а потом по беспроводному модему информацию передает в условный центр МЧС Челябинска.
      Дыкин как научный руководитель работы сегодня сотрудничает с Управлением лесного хозяйства, с МЧС. Недавно прошло совещание по определению жизнеспособности проекта. Хотя и так очевидно, что легче применить отечественное изделие, чем заказывать дорогостоящие беспилотники в Израиле. Опыт прошлого лета более чем нагляден. Тушить пожары в Подмосковье прилетали самолеты из Хабаровска. По сути, сегодня противопожарная авиация в стране не существует. Убытки из-за этого колоссальные. В прошлом году в нашем только  регионе было полторы тысячи возгораний, ущерба на1,5 миллиарда рублей. В этом году было более трёх тысяч возгораний, ущерб только по Таганайскому лесу превысил полмиллиарда рублей. Городской бор в Челябинске вообще  традиционно горит с апреля по октябрь. И естественно, нет средств на разработку инноваций. Но вот готовая разработка. Эта система будет работать дешево и эффективно. Нужна лишь политическая воля. Но где механизм реализации перспективных идей? Все видят пользу, экономический эффект, но проект не движется.
 
Игрушки на вырост
Пока отношение к беспилотной авиации странное. У нас это считают игрушками. Но вот буквально вчера Президент Медведев эти «игрушки» руками трогал на учениях в Нижегородской области. Беспилотники, оказывается, главнокомандующему нужны. Борис Николаевич показывает  клон американского беспилотника, пока еще не собранный. Такие аппараты уже 20 лет работают на Ближнем Востоке. Корректировка огня, обнаружение противника, разведка. Мы же только просыпаемся в этом отношении.
- Сегодня беспилотная авиация более наукоемкая, нежели просто авиамодельный спорт, - объясняет Дыкин, - понадобилась телевизионная техника. Телеметрия и у нас создается. Но мы в данном случае все получаем из Китая. Один инвестор рискнул и за свои деньги приобрел, чтобы тему приблизить к внедрению. Отечественное пока не доступно по деньгам. А китайское испытано всеми моделистами мира.
Есть такое направление в авиамодельном спорте FPV – «вид от первого лица». Телекамера устанавливается на летательном аппарате. На земле - видео-очки, два монитора. На которые проецируются данные телеметрии, скорость, все показания пилотажных приборов отображаются. В том числе то, что видит телекамера перед собой. Иллюзия присутствия на борту самолета полная!
Элементная база для конструирования летательных моделей в мире развивается семимильными шагами, равно как и модельная индустрия в целом. Все понимают: связь авиамоделирования с большой авиацией самая непосредственная. А моделирование и есть самая оптимальная форма конструирования.
 
Нужна правильная концепция
Диагноз от Дыкина таков: пока всей стране не до творчества. Большой разрыв произошел, начиная с 90-х годов. Он не преодолен до сих пор. Был риск вовсе утратить за это время детское изобретательство и рационализаторство.
-Сегодня бесплатно обучаем в нашем клубе, - добавляет Борис Николаевич. - Но чтобы оснастить самолеты, вынуждены родители покупать детали. За четыре года не выдано ни копейки на поддержание материальной базы.
Очевидно: ребят надо вовлекать в техническое творчество. И больших усилий для этого не требуется. Достаточно пару раз на полеты свозить. Школьник увидит самолет в воздухе, сам попытается управлять им - и это будет навсегда. Энтузиасты и Кулибины у нас найдутся. Но пока, увы, нет концепции или хотя бы понимания развития технического творчества.

744

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей