22.12.2010 09:59

Как выбрать профессию на перспективу? (часть 3)

Порой недавний выпускник вуза, изучая специализированные СМИ и Интернет-сайты по подбору персонала, бывает удивлен и даже шокирован названиями предлагаемых вакансий.

Рейтинг: 0
Как выбрать профессию на перспективу? (часть 3)

Порой недавний выпускник вуза, изучая специализированные СМИ и Интернет-сайты по подбору персонала, бывает удивлен и даже шокирован названиями предлагаемых вакансий. Вот они те самые профессии будущего, рабочие места, созданные для людей XXI века, специалистов информационного общества! Неужели он их не достоин, неужели он зря провел несколько лет в вузе, и теперь кто-то другой займет заветное место, обещающее столь заманчивые перспективы на ближайшие десятилетия? От этих пугающих мыслей довольно быстро можно избавиться, разобравшись в сути предлагаемой работы. 

Невероятное название должности далеко не всегда подразумевает новаторскую сферу деятельности. Чаще подобная вакансия подразумевает вполне понятную специальность с очевидными функциями и, что в нашем случае особенно важно, адекватными требованиями со стороны работодателя. Последний, наделяя оригинальным названием должность, на которую ищет человека, руководствуется разными мотивами.

В наиболее общем виде можно говорить о двух тенденциях: с одной стороны, играет роль ориентация и переход многих отечественных компаний на западные стандарты ведения бизнеса и вместе с этим механическое заимствование названий и набора должностей. С другой стороны, в дело вмешивается явление, борьба с которым продолжается в нашей стране не одно столетие – неконтролируемое заполнение родного языка многочисленными иностранными словами и неологизмами. Однако это тема отдельной дискуссии. Пора вернуться к нашим «перспективным» профессиям. Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами.

Представим, что среди десятков объявлений потенциальный работник находит вакансию «account-менеджера в BTL-агентстве». Такое название, разумеется, не могло пройти мимо глаз нашего героя. Кого же ищет работодатель в этом случае? Само описание сферы деятельности компании, оставленное в том же объявлении HR-специалистом, заставляет задуматься. «Сэмплинг», «лифлетинг» и «мобильный маркетинг», чуть успокаивающий волнение, но оттого не более понятный, соседствуют здесь со словосочетаниями, вообще не требующими, по мнению работодателя, перевода: «event marketing», «consumer promotion» и прочее. На самом деле круг обязанностей будущего account-менеджера вполне выполним для «человека разумного» – это взаимодействие с партнерами, развитие клиентской базы, проведение презентаций. Данный специалист также контролирует процесс реализации конкретного проекта агентства, ответственен за расширение услуг и создание бонусных программ для клиента. Собственно BTL-агентства занимаются разработкой и реализацией той части рекламной кампании предприятия, которая включает раздачу бесплатных образцов продукции, организацию акций, конкурсов, участие в тематических выставках и т.п. – то есть все то, что не касается прямой работы со СМИ. Все, как видите, не так уж сложно.

Другой пример, когда название вакансии, прямо скажем, не совсем соотносится со свойственным ей кругом задач. Бывают ситуации, когда компании требуется сотрудник на выполнение конкретных полномочий, и работодатель при выборе названия вакансии пытается лишь приблизительно обозначить ту область, к которой относятся эти функции. В подобных случаях знакомый нам «менеджер по маркетингу» может частично превратиться в… дизайнера, ибо должен, по версии некоторых работодателей, обладать знанием приемов оформления интерьеров и витрин. Внимание и логика здесь – главные помощники. Скорее всего, некоей торговой компании просто нужен человек, занимающийся выкладкой продукции в торговом зале.

В другом случае встречаем в перечне обязанностей «маркетолога» наряду со сбором информации о конкурентах, рыночной аналитикой и разработку, размещение рекламы о компании. Значит, фирме необходим специалист, совмещающий функции менеджера по маркетингу и специалиста по рекламе. Если предприятие небольшое – еще полбеды (главное, чтобы будущий работник реально оценивал свои профессиональные навыки), а если работодатель просто хочет сэкономить на количестве сотрудников? Тогда готовьтесь к немалому объему обязанностей и возможным переработкам.  

Наконец, часто одна и та же специальность принимает разные облики. Процесс подбора кадров можно сравнить с выбором спутника жизни: не только Вам нужно найти подходящую работу, но и Вы нужны потенциальному работодателю. Актуальная в последние годы борьба за квалифицированные кадры заставляет компании идти на разного рода уловки. Так, столь популярный специалист по продаже рекламных возможностей может иметь в своем гардеробе целый набор масок: менеджер (как вариант «специалист») по рекламе, сотрудник отдела рекламы, PR-менеджер, sale-менеджер и др. Работодатель, желая обратить на себя внимание потенциального кандидата, привлечь его, использует все возможности отличаться от других. Побороть свои сомнения можно только вдумчивым знакомством с кругом обязанностей будущего работника, которые следует адекватно соотнести со своими знаниями, способностями и набором личных качеств. Возможно, именно Вам удастся достойно выполнять эту работу, даже если ее название не совпадает с графой «специальность» в вашем дипломе.

А, значит, главное далеко не вышеупомянутая  запись в официальной бумаге, а умения, опыт кандидата, его реальные навыки. Наименование специальности в документе об образовании, оказывается в XXI столетии делом второстепенным. Или вовсе… играет роль красивого дополнения к вашей успешной биографии!

Юлия Киричек

841

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей