27.12.2010 14:24

Директор школы № 123 Челябинска Анатолий Антропов: Пока что-то можно сделать – останусь в школе!

Рейтинг: 0
Директор школы № 123 Челябинска Анатолий Антропов: Пока что-то можно сделать – останусь в школе!

Издалека муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 123 Калининского района города Челябинска не отличается от других школ: длинное прямоугольное здание с рядом одинаковых окон. Подхожу ближе, и меняю свое мнение: на стене центрального входа – рисунок, выполненный в стиле граффити. Тематика, конечно, школьная – буквы, книга, но все же, нахожу это весьма новаторским решением. Первым делом, войдя в кабинет директора Анатолия Ивановича, спрашиваю, как он относится к современному искусству:

-  Нормально, когда это искусство, а не когда под него пытаются подвести что-то иное, извратить. Новые достижения психологии и педагогики доказали важнейшую роль изобразительного искусства не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Ребенок, который практически занимается творчеством, думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, который о нем лишь говорил или слушал.

Школа предоставляет шанс каждому ребёнку для поиска индивидуальных для него способов общения с изобразительным искусством, способствует высвобождению его первичной креативности, оказывает помощь в формировании его внутреннего мира и самопознания.

Дети становятся более развитыми

В начале своей карьеры Анатолий Иванович работал директором школы в поселке Новогорный Челябинской области. На вопрос где труднее работать, в поселке или в городе, однозначно выбирает первый вариант:

 - Ответственность больше, ты круглые сутки находишься на виду у всего поселка. Тем не менее, дети в городе сложнее, у них больше возможностей. Когда я работал в Новогорном, поселок был неплохо развит – два дворца культуры, предприятий много,  но, конечно, все это не сравнится с возможностями города. 

- Это хорошо, что у детей появляется больше возможностей?

- Безусловно. Дети становятся более развитыми, и соответственно требуют больше внимания, особого подхода. К сожалению, не все учителя это понимают, некоторым из них трудно перестроиться под изменяющуюся окружающую действительность.

- Как считаете, какую роль в воспитании ребенка играет школа? Если ребенок родился в неблагополучной семье – школа поможет или шансов нет?

- Основные элементы воспитания, я считаю, закладываются в семье родителями, базовые характеристики человека формируются к 5 годам. В дальнейшем происходит трансформация под влиянием социума. Характер отношений, тип семейного воспитания предопределяет «социальную роль» человека. Поэтому работа с родителями учащихся является неотъемлемой частью воспитательной работы школы. В течение учебного года в школе проводятся мероприятия различного уровня, классные руководители стараются задействовать каждого ребенка в этой работе, тем самым, оказывая  помощь в социальной реабилитации детям из неблагополучных семей. За 25 лет работы в этой школе я видел много примеров, когда дети из таких семей вырастали вполне благополучными гражданами.

- Вы проводите множество мероприятий, конкурсов, встреч с ветеранами? Это нужно сегодня? Как дети реагируют?

- Дети ОЧЕНЬ охотно принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Сегодня школа должна формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, уважение к людям, милосердие через различные формы работы и одной из таких форм является встреча с ветеранами.

Сейчас, когда беседуешь с детьми, выясняется, что они не знают, чего хотят,
11-тиклассники пожимают плечами, когда их спрашиваешь, куда они пойдут учиться, поэтому в школе ведется и предпрофильная подготовка, связанная с выбором будущей профессиональной сферы деятельности с учетом способностей, интересов, потребностей выпускников и рынка.

Садик вместо крольчатника!

- Одно из последних достижений учащихся 123-й школы?

- Заняли первое место в областной олимпиаде Кулинарного искусства, в областном конкурсе по ПДД. И сейчас мы проводим различные мероприятия с тематикой «безопасность дорожного движения», у ребят неплохо получается. Много участвуем в Интернет-олимпиадах.

- При вашей школе создано такое подразделение, как «Университетские классы». В чем их особенность?

- Структурное подразделение «университетские классы» действует более 15 лет. Обучение в них ведется учителями школы совместно с преподавателями ЧелГУ, что помогает ребятам при поступлении в вуз. Располагается подразделение по улице Макеева в здании гимназии, с которой у нас заключен договор. Сегодня там обучается 230 детей. 

- И каков результат от такого обучения?

- 90 % обучающихся в «университетских классах» идут после школы в ЧелГУ. Конечно, не все поступают на бюджетную основу, но вот, например, каждый год около 80-ти человек по результатам олимпиад зачисляются в университет без экзаменов.

- Раньше на базе школы располагался оздоровительный центр? Почему от него пришлось отказаться?

- В 1997 году получив здание садика, где разводили кроликов, мы сделали в здании медицинский центр, в нем работали врачи. Впоследствии из штатного расписания школы исключили медицинский персонал, возникло, очень много сложностей. Тогда на базе садика мы создали районный методический центр обучения компьютерной грамотности для учителей. Сейчас делаем из садика…садик, в нем будет 12 групп на 230 детей. В конце января - начале февраля начнет работать.

От  платного образования результата не будет!

- Как обстоят в современной школе дела с кадрами? Давно брали на работу учителя?

- Да неделю назад. Люди идут, но и быстро уходят. На начало учебного года 6 человек приняли, а на сегодняшний момент шестеро же и уволилось. Это тяжелый труд, не слишком хорошо оплачиваемый нашим государством. Потому отбираем сегодня учителей практически по одному критерию – желанию работать. Как сказал наш президент: если человек хочет преподавать – пусть преподает! 

- Что думаете о реформе платного образования?

- Не хочу, чтоб его вводили! Учеба – это труд, труд тяжелый, требующий, чтоб человек напрягался, очень интенсивно. Дети, к сожалению, сегодня не приучены ни семьей, ни обществом к такому «напрягу». Если общество перестанет позиционировать учебу как труд, то результата не будет. 

- Ваши прогнозы: примут такое решение власти или нет?

- Думаю, не примут. Эта мера непопулярна, сегодня уровень жизни в нашей стране не настолько хорош, чтобы народ на ура принял это решение. Наша школа, например, не очень богатая: 80 % – дети из общежитий, из семей не очень обеспеченных, они, конечно, когда нужно оказывают школе помощь, но вообще этот вопрос решается тяжело, если еще и образование введем за деньги – то мне просто скажут «пошел ты, товарищ директор»!

Ни о чем не жалею!

- Как стали учителем? Была мечта?

- Да нет, мечты не было, после армии пошел в пединститут. Для моих учителей мой выбор был очень неожиданным! Не знаю, кем они меня представляли, но только не учителем!

- Каким Вы видите идеального учителя?

- Это человек, которого любят и понимают дети, умеющий быстро находить точки соприкосновения с учениками.

- А Вы, каким были? Строгим?!

- Сложно сказать, но только, наверно, не строгим, детям вроде нравился (смеется).

- Многих детей знаете в лицо и по именам?

- Да! Еще с тех пор как вел у них уроки, сейчас правда не преподаю, времени не хватает. У меня всегда открыты двери, я их в буквальном смысле не закрываю! Дети заходят – спрашивают что-то, в коридорах останавливают, интересуются финансовыми вопросами, межличностными отношениями, всем!

Времени директору 123-й школы действительно не хватает, во время нашей беседы в кабинет все время кто-то заходит, у Анатолия Ивановича возникают дела, срочные вопросы, требующие решения. И я задаю последний, интересующий меня вопрос:

- Жалеете о чем-нибудь?

- Нет, не жалею. Друзья, было время, говорили мне, особенно во времена перестройки, что бежать надо из школы. Но я всегда отвечал: «пока что-то можно сделать – я в ней останусь!». 

Задерживать более Анатолия Ивановича мне не позволяет совесть, уж слишком много работы у него. Выхожу из его кабинета, не закрывая за собой двери: они здесь всегда приветливо открыты.

Екатерина Салахова

919
Популярное
Лента новостей