12.01.2011 12:26

Елена Киприянова: образование на пороге нового дня

Рейтинг: 0
Елена Киприянова: образование на пороге нового дня

Думаю о том, почему образование, как основной социальный институт, часто политизировано. С одной стороны – это нормально, общество и государство находятся в теснейшей взаимосвязи. С другой стороны, российские традиции государственности и создают для образования эффект «под козырек»… Мы не размышляем современно и не внедряем эффективно современные образовательные технологии, а исполняем наказы «Нашей новой школы»….

Нисколько не умаляю значимость государственных нормативных документов, но если нам говорят «одаренные дети» и «внедрение федеральных государственных стандартов», мы сужаем точку фокуса своего сознания до минимума и мыслим в узко значимом пространстве. Почему так происходит в российской действительности?

Почему мы решили, что выявить одаренных детей можно исключительно по решению олимпиадных заданий? Вопрос в том, насколько качественны эти задания, компетентны и организовано их исполнение. В этом году все школьники участвовали в специально организованном муниципалитетом школьном туре олимпиад. Раньше такой тур каждая школа организовывала сама. Сейчас, то ли вследствие недоверия школе, то ли руководимые желанием улучшить процесс поддержки и выявления одаренных учащихся – олимпиадные задания школьного тура создаются централизованно, и организованы они централизованно же для каждой школы. Организационно - для школы – это не просто, нарушается учебный процесс, который зависит теперь не от локальных, индивидуальных школьных условий, а подчинен общим условиям и требованиям муниципальной среды. Олимпиады школьного этапа проходят в течении полутора месяцев, затем начинается этап муниципальный, такой же насыщенный в организации и временных рамках. Таким образом, первый и второй тур предметных олимпиад был основным образовательным событием первого всего полугодия.

Вопросы, которые волнуют образовательное сообщество в отношении этой уже «проблемы» ясны.

Во- первых, насколько целесообразно централизовывать то, что в лучших традициях российской школы, было индивидуальным, сакральным, единичным, штучным?

Во – вторых, насколько эффективным является процесс просеивания подобно «ситу выявления одаренности» каждого ребенка именно через массовое олимпиадное творчество?

Расширение образовательных возможностей школьников, по-моему, должно рассматриваться принципиально, как объективное явление расширения возможностей образовательной среды, а участие в нем всех и каждого, зачастую не оправдано. Психологи утверждают, что для нормального эффективного развития общества, творческих людей достаточно в пределах 15%. Все от природы разные, с разными способностями и задатками, и априорно все не могут быть способными и одаренными к научному творчеству. Мы же, в чисто русской традиции, когда нас «заставляют молиться», готовы и «лбы расшибать»…. И все это - на пороге нового дня.

Ценности и смыслы новой эпохи

Вопрос о ценностях один из самых актуальных в современном мире. Мир 21 века – век новых ценностных и смысловых ориентиров, их трансформации и смены мировоззренческих парадигм. Своеобразие, достоинства и опасности ценностных ориентиров нашей эпохи, а вместе с ними - достижения и риски современной школы – сегодня уже очевидны.

Особенностью духовной атмосферы современной эпохи является своего рода «умножение реальности» - коренные изменения представлений о скорости, времени, формах существования. Достижение сверхскоростей, мгновенное преодоление расстояний, создание информационной реальности - все это условия, в которых уже развивается новое поколение. Лавины информации, обрушивающиеся на современного человека, по мнению одних ученых, являются не соответствующими его способности восприятия, а по утверждениям других, напротив, реализуют его природные задатки. Однако безграничность бытия, информации, возможностей сознания - факторы, снижающие ценность единичного, уникального, присутствующего в мире всего один миг. Грандиозность и масштабность мироздания в сознании субъекта, как правило, имеет своим следствием пренебрежение к отдельным явлениям и фактам, к жизни и смерти, поверхностное восприятие реальности.

Новая триада ценностей - это потребление, информация, ускорение. Потребление позволяет современному человеку ответить на вопрос о смысле жизни, информация - на вопрос об истине, ускорение дает ответ на вопрос «На что я могу надеяться?». Субъект стремится, прежде всего, к самим переменам и к быстрой адаптации к ним. С другой стороны, его характеризует стремление к обладанию все большей информацией для достижения свободы от ошибочных действий и давления внешнего мира.

Постоянная перемена внешних условий существования, значительная миграция населения (как внешняя, так и внутренняя) в направлении благополучных мест жизни - все это вызывает условия окончательного разрыва с собственными «корнями», домом. Укорененность преодолевается стремлением к постоянному качественному росту. Но потеря собственных «корней» это не только свобода, но и утрата питательной среды, дававшей человеку основание для любви и заботы о мире.

Общество все более явно разделяется на тех, кто сумел адаптироваться к сверхускорению темпов развития и тех, для кого это оказалось невозможным. Первые способны к восприятию и использованию большого объема информации, отличаются уверенностью и ясным видением цели (так называемый феномен «детей Индиго»). Вторые пребывают в постоянной прострации, живут, не замечая меняющегося мира, блокируя его в сознании. Цели и смыслы для них не имеют значимости, существование лишено духовных ориентиров.

Проблема творчества

Так, современный человек, способный качественно жить в обществе перемен, сам должен обладать качествами и свойствами, определяющими жизнь в сверхдинамичном пространстве. Человек новой формации – это человек творческий, способный генерировать новое, обладающий навыками коммуникации и исследования реальности, гибкий и адаптивный. Таким образом, творческие и исследовательские способности личности являются смысложизненными в новой реальности.

Действительно, одной из острых современных проблем является проблема творчества.

Для многих соединение слов «творчество» и «нравственность» звучит как труизм, который модно опровергать примерами из мира науки. Действительно, высоким интеллектом может обладать и человек безнравственный, но никто еще не доказал, что по – первых, безнравственность способствует творчеству, во-вторых, что творческий склад ученого и его преуспевание на научной ниве – одно и то же. Бесспорно одно, что когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях.

Обычно проблемы истины и добра, науки и нравственности ставятся в плоскость моральной ответственности ученого за полученный результат. Гораздо реже говорят о роли нравственности в самом процессе поиска истины.

Эксперимент Д.Б. Богоявленской, исследователя природы творчества, показал, что истинно творческой личностью может быть человек одержимый и увлекающийся. Им может быть ученый - эрудит и человек от станка, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень интеллектуальной активности. История науки дает большое число примеров мужества и удивительного бескорыстия первооткрывателей.

Данные выводы отражают представление о природе творческих способностей, и имеют непосредственно практический выход, так как требуют нетрадиционной стратегии работы с одаренными детьми и способными детьми.

Нельзя конечно, утверждать, что стремление получить хорошую отметку, победить на конкурсе или смотре знаний, получить награду – это плохо. И высокая оценка и победа на олимпиаде могут выступать как закономерный результат вложенного труда и форма общественного признания. Но когда происходит то, что в психологии называется «сдвигом мотива на цель», награда и средство подкрепления становятся мотивом поступка, и ребенок действует уже «не честь, а почести любя». Лучшие педагогические умы понимали всю сложность и деликатность этой проблемы. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что необходимо умело пользоваться похвалой и лаской и там, где выполняется долг недопустимо упоение похвалой.

Стремясь к развитию творческих способностей молодежи, мы должны осознавать, что творчество включает как конструктивный, так и деструктивный компоненты. Развивая эти способности, необходимо совершенствовать и духовные качества личности, что сегодня зачастую уходит на второй план. Обучение без воспитания, без приобщения к философско – нравственной позиции в условиях современного развития знаний и техники, не только ущербно, но и крайне опасно.

Философско-этические проблемы должны стать составляющей частью не только гуманитарных, но и естественных и технических наук, в большей степени имеющих отношение к жизни и здоровью человека и природы. Такими возможностями в общеобразовательном учреждении обладают, прежде всего, гуманитарные и социальные образовательные области.

Поэтому гуманитаризация современного образования, опора на социо-культурный подход, в равной степени актуальная цель, наряду с сохранением фундаментализации российского образования и его ориентированностью на естественные и инженерные науки.

О дефиците людей, способных к творчеству

Итак, основной результат реализации традиционной образовательной парадигмы – дефицит людей, способных к творчеству, который нарастал и будет нарастать. Все мы являемся свидетелями того, что в мире ведется буквально охота за талантами. Одной из задач Болонского процесса как раз и является создание благоприятных условий для перекачки в условиях демографического спада талантов в развитые страны Европы, в которых сегодня не хватает около 700 тысяч научных работников. Личная составляющая образования, безусловно, важна. Человеческий капитал, творческий, обладающий качествами, отвечающими вызову времени – важнейшая современная проблема.

Но все же задача модернизации системы образования может быть решена за счет перехода системы на новую модель обучения. Необходимы новое понимание сущности образованности, образования и следовательно, его новая система. Сделать себя образованным по силам только самому человеку. Что же касается учебного заведения, то в его силах создать для этого нужные условии, реализовать социокультурную модель образования, формирующую такое пространство, которое способствовало бы развитию всех способностей человека, реализации своего собственного проекта.

Елена Киприянова, доктор педагогических наук,  руководитель отдела научной работы ГОУ ДПО "ЧИППКРО

219
Популярное
Лента новостей