12.01.2011 11:56

Евгений Марченко: ребенок должен реализовать свою идею, не спотыкаясь о какие-то управленческие камни

Рейтинг: 0
Евгений Марченко: ребенок должен реализовать свою идею, не спотыкаясь о какие-то управленческие камни

Гимназия № 10 находится не только в центральном районе, но и в центре школьной жизни. Не так давно помимо танцевального и музыкального профиля, ученики получили возможность развивать и управленческие способности. Благодаря педагогу-организатору, куратору актива школы Евгению Геннадьевичу Марченко. Евгений Геннадьевич обучает юную творческую интеллигенцию разбираться в вопросах самоуправления и организации. Толстая папка грамот и дипломов за первые места в различных конкурсах как областных, так и российских говорит о наивысшем уровне качества знаний. 

- Расскажите, пожалуйста, о своем первом рабочем дне в гимназии № 10.

- Года три назад меня пригласили перейти в эту школу. Первый день, конечно, меня шокировал. До этого я работал заместителем директора по воспитательной работе и в той школе были другие порядки. Я был удивлен, во-первых, эстетикой школы, а, во-вторых, ее направлениями. То есть не в каждой школе на уроках играют на музыкальных инструментах и на переменах танцуют в коридорах.

- А как познакомились с детьми?

- С детьми, по-моему, мы познакомились на третий день. Мы решили создать газету «10-ка». Отдельно собрали всех, кто хотел бы заниматься газетой. Где-то первый месяц мы занимались только ее созданием. Елизавета Лопатина, она была в 11 классе, возглавила газету: стала ее главным редактором. Ну и затем, так сказать, потихоньку, помаленьку, мы начали собирать актив. В него влился 11 класс. Затем мы провели выборы президента школы и по итогам избрали Павла Смирнова. Он стал первым президентом гимназии! Павел набрал команду актива и вот так мы начали работать.

- В вашем школьном активе ученики занимают свои интересные должности (пресс-секретарь, председатель совета мэров и др.). Как вы их выбирали и назначали?

- Определяется это президентом. На данный момент эту должность занимает Александр Сахненко, он исполнял обязанности с марта месяца, и с этого же года решением совета его назначили на два года. В итоге задача президента – набрать себе команду. Он определял для себя тех людей, с которыми он хочет работать. Это основная команда, а затем объявляется общий сбор, который у нас проходит еженедельно. Набирается некий актив, то есть все желающие со школы, которые хотят работать в совете самоуправления. Хотелось бы сказать, что на нашем сайте (http://lider-10.ucoz.ru/) представлены все проекты, которые делают дети, также есть доска почета, те, кто были в самоуправлении, те, кто есть, новости, то есть то, чем занимается организация.

- Скажите, пожалуйста, а как ученики стали доверять вам?

- Ну, тут есть несколько факторов. Первое, это мой возраст, то есть как-никак я не похож на учителя в годах; второе, это мой метод: мы участвуем в выездных мероприятиях. Помимо школы я еще работаю в районе и организовываю различные мероприятия сборы, конференции. Туда дети выезжают в роли организаторов. А на выездных сборах человек показывает себя настоящего и за 21 день, если мы куда-то выезжаем, например, летом, уже там находим общий язык.

- В гимназии № 10 столько сфер деятельности для учеников: танцы, музыка, совет самоуправления и т.д. Школьники стараются заниматься всем. Как, по-вашему мнению, они выбирают свой будущий профиль, когда оказываются в выпускном классе?

- В гимназии есть много программ по профориентации и ребята выбирают те направления, которые им приемлемы, либо, что происходит в частых случаях то, что им рекомендуют родители. То есть если ребенок активен: участвует в различных сферах, примеряет на себя какие-то роли, то ему уже это ближе. Если же он участвует в музыкальных направлениях, то он идет в институты музыки. Если, допустим, он занимается хореографией или, например, экономикой, то он идет на эти специальности.

- А те ребята, которые сейчас в школе занимают какую-то должность в совете самоуправления, они продолжают это в будущем? Поступают ли на эти же специальности в университетах?

- Продолжение есть всегда! В том году, например, ребята поступали на те же специальности. Елизавета, бывший главный редактор газеты «10-ка», сейчас учится на факультете журналистики, ее коллеги тоже старались поступать на журфак. Либо что-то связанное с экономикой и управлением, но не всегда. Есть дети, которые выбирают другие специальности, театральные, допустим, но в своих институтах они либо становятся старостами, либо профоргами.

- То есть фундамент закладываете именно вы?

- Ну не столько я, сколько это происходит самостоятельно. Они работают, если им это и вправду нравится. Моя задача – создать им условия для их развития. Если они участвуют активно самостоятельно, они видят, что это им по силам, то в дальнейшем они продолжают в советах ВУЗа. По крайней мере, большинство, 80%, кто был в активе школы, продолжают свою деятельность там.

- А что за условия? Расскажите, пожалуйста.

- Условия элементарные. Есть хорошая фраза: «Главное ребенку не мешать и не навредить». Задача поддержать их инициативу, то есть если у ребенка появляется какая-то идея, то моя задача решить организационные или управленческие вопросы. Решить с директором или с администрацией так, чтобы не задеть интересы ребенка. Ребенок должен реализовать свою идею, не спотыкаясь о какие-то управленческие камни. Убрать эти камни – моя задача. Мы даем им базу теоретическую, обучаем их технологиям, показываем, как сделать то, что они хотят и пытаемся убрать помехи, чтобы самостоятельно двигались вперед. Мы ни в коем случае не пытаемся делать за детей, мы просто помогаем им идти.

- Расскажите о поле деятельности учеников. Ограничено ли оно рамками школы?

- Нет, наша школа является опорной в районе и ученики работают и на район и на школу. Это акции, флешмобы, какие-то социальные проекты. Если брать на уровне школы, то это день самоуправления, который они проводят ежегодно. Он всегда проходит в преддверье 8 марта. Далее, это «новогодний апофеоз». Сейчас ребята готовят театральное выступление, в течение последних двух дней они поздравляют все классы. Дед Мороз, Снегурочка, какие-то еще персонажи. От 15 до 40 минут, в зависимости от пожеланий учителя, ребята ходят и поздравляют детей с новым годом. Также, это различные круглые столы с приглашенными гостями. Мы пытаемся выезжать на различные конкурсы, где ребята также общаются представителями управлений образований. В том году мы ездили в Ярославль на всероссийский конкурс. Там они общались и с директором «Орленка», и представителями Федерального Агентства по молодежной политике, и различного спектра профессорами, у которых получить какое-то новое знание. В этом году, совсем недавно 4 декабря, открыли еще одно направление – клуб «Орленок». Это детская организация, в перспективе зарегистрировать ее юридически. Клуб планируется как некий центр, в который мы привлекаем детей, отдыхавших в лагере «Орленок» или «Океан». В школе их достаточно много. И с детьми мы работаем по программам лагеря, то есть ребята, которые были там, они приезжают и рассказывают какие были там игры, мероприятия и это все мы адаптируем здесь у нас, в этом клубе. Это не распространяется на всю школу, такая локальная организация. В дальнейшем надеемся получить юридический статус.

- В этой гимназии совет самоуправления не так давно существует. Но в каких конкурсах вы уже участвовали?

- О, их много. Есть конкурсы, в которых участвовал лично я, как представитель самоуправления, есть те, в которых участвовали дети, как команда и лично. Если брать за три года, то у нас есть и победители России на конкурсе «Лидер ученического самоуправления». Дипломантом стал Сахненко Александр. В том году на конкурсе «Я гражданин России» наша команда стала финалистом города. В этом году мы еще идем к финалу. На конкурсе «Лидер 21 века» прошлого года, ребята стали и призерами и победителями районного этапа. Они постоянные участники областных фестивалей. Также у нас есть два диплома всероссийского конкурса «Модели самоуправления». Городские, областные и всероссийские конкурсы не остаются без нашего участия.

- Скажите, а как школьники выдерживают такое эмоциональное напряжение и не страдает ли их успеваемость по общеобразовательным предметам?

- У тех детей, которые этим занимаются, стрессов нет. Они учатся жить и смотреть на вещи, скажем там, с более лояльной стороны. Успевают они везде! То есть сейчас мы говорим об одной грани их жизни. Дети занимаются не только в школе, но и во дворцах культуры, в районной организации. Также участвуют в различных олимпиадах и, в основном, занимают первые места. У нас, в активе школы, 2 круглых отличника и ударники. Сейчас ребята готовятся к областному этапу олимпиад. Надеемся, что они и на российский поедут.

- Очень талантливые ребята! Этот талант раскрывается со временем или же его видно сразу?

- Конечно, со временем. Мы не работаем с ребятами, которые пришли и сказали: «Мы хотим!». У нас есть такая система работы: на еженедельные сборы приходят все те, кто пожелал. С ними работает сам актив, я подключаюсь чуть позже. Активисты предлагают «новичкам» акции и мероприятия, по итогам участия мы смотрим на ребенка и если ему на самом деле это надо, он готов к такому роду деятельности, мы его приглашаем в команду, в которой начинается более глубокое изучение.

Ксения Соколова

210
Популярное
Лента новостей